Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Кокурина Галина Владимировна

   В статье представлен материал о создании предметной развивающей среды по развитию мелкой моторики удошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dostupnaya_sreda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

              Статья – доклад вошла в сборник  материалов Всероссийской научно –практической конференции2педагогика и психология доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2013год).       

 Предметно – развивающая среда по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.

                                          Автор: Кокурина Г.В. – учитель - дефектолог  

                                           МДОУ детский сад № 209 компенсирующего вида.    

                                                                                            Г.Ярославль.                             

   Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Однако  есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Очень часто невозможно избавить человека от имеющегося у него нарушения, однако можно начать создавать доступную развивающую среду в образовательных дошкольных учреждениях.

Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательную  среду, так называемая категория «необучаемых» детей.  В образовательные учреждения компенсирующего вида с каждым годом поступают дети с более тяжелой  патологией развития, имеющих  диагнозы: синдром Дауна, синдром Рубинштейна – Тейби, синдром Мартина – Белла, синдром Сотоса, синдром Ригера, синдром Денди – Уокера, а также ДЦП и РДА атипичной формы,  умственная отсталость неуточненного генеза.  Кроме того все чаще встречаются дети имеющие сопутствующие нарушения: слуха, зрения, ОДА. Данная категория не является однородной и при обучении необходимо учитывать первичный дефект, использовать резервы организма и его сохранные функции.

      Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуется многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНС, а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития. Осложняет работу с такими детьми и нарушение у них  общих моторных функций: дискоординированные движения, недоразвитие зрительно моторной координации, недостаточно согласованные действия обеих рук и тонких движений пальцев.

Известно, что при создании грамотно организованной образовательной среды и целенаправленного педагогического воздействия, дети с ограниченными возможностями здоровья способны овладеть определенными знаниями, умениями и  навыками, необходимыми им для жизнедеятельности.

    Развитие  тонкой  ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной  коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.    

Работа по развитию у детей ручной моторики, зрительно моторной координации, согласованности движений обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений проводится поэтапно.

    На первом этапе обучения основными задачами являются:

  • целенаправленное обучение ребенка различным типам хватания (захват в кулак, щепотью, большим и указательным пальцами);
  • умение оперировать каждой рукой, вырабатывается согласованность действий обоих рук, действия кистями рук;
  •  сгибать разгибать, отводить в стороны пальцы, выделять каждый палец в отдельности  и действовать им.

   На втором этапе  основными становятся  графо - моторные  упражнения:

  •  раскрашивание контуров предметов, не нарушая их границ;
  • умение проводить карандашом непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
  • умение проводить непрерывные  линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;

   На  третьем этапе к базовым, уже усвоенным, добавляются новые задачи:

  •  застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
  • показывать по просьбе взрослого и по возможности называть все пальцы на обеих руках;
  •  умение ориентироваться на листе бумаги;
  •  умение проводить непрерывную линию между двумя, повторяя изгибы;
  • обводить предметы по контуру, соединяя пунктирные точки;
  •  умение штриховать предметы в направлении сверху вниз, справа налево.

Каждое упражнение и задание  подбирается по лексической теме, учитывая уровень развития ребенка от простых заданий  к более сложным, от выполнения упражнений по подражанию к  выполнению упражнений по словесной инструкции.

Повышают эффективность этой работы использование различного  дидактического оборудования:

  • Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамидки);
  • вкладыши из различных материалов, пазлы;
  • мозаики, имеющие  крупные и мелкие детали;
  • шнуровки, застежки - молнии, липучки, застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;
  • материалы, в том числе и природные, для сортировки, выкладывания по контуру;
  • игры с винтонарезными пробками;
  • бусы для нанизывания, сматывание ниток в клубок,  накручивание ленточек на палочки;
  • хороводные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением;  
  • использование  шариков Су-Джок  и других массажеров;
  • отдельное место отводится  конструированию из объемных и плоскостных элементов.  

Педагоги учитывают, что выше перечисленное оборудование должно быть безопасно, отвечать  требованиям СанПИН, привлекательным для ребенка и находиться в легкодоступном месте.

В процессе деятельности специалистов образовательного учреждения  по формированию моторных навыков особое место отводится консультированию родителей.

 

Список  использованной литературы:

  1. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста.

Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. СПб: КАРО 2008г.

2) Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой  М: Владос. 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства...

"Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

Статья "Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"...

«Развивающая среда как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Несмотря на то, что о мелкой моторике написано немало книг и пособий, часто встречаются дети с плохо развитой ручной моторикой, они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуро...

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда для развития мелкой моторики у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС"

Хочу представить вам развивающую предметно - пространственную среду моей группы, для развития мелкой моторики у детей раннего возраста....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп....