Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ермакова Ирина Равиловна

В конспекте мастер-класса приводятся практические задания по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях, которыми могут воспользоваться и педагоги групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья»

Ермакова И.Р.

учитель – логопед

г. Советский, 2022 г.

Уважаемые педагоги!

Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», для начала немного расскажу о развитии мелкой моторики, о влиянии пальчиковых игр на речевое развитие ребенка.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей, ученые отмечают стимулирующее значение движения рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому у детей с различными речевыми нарушениями отмечается недостаточность в развитии движений пальцев рук. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием двигательных умений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Малышам можно давать катать шарики из пластилина, бусы, можно заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки. Хороший эффект дают задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, завязыванию и развязыванию узлов, шнуровка. Хорошую тренировку дают народные игры-потешки. Наши прабабушки знали об этом или догадывались. В такие игры, как сорока-белобока с малышами играли с давних пор.

Помните:

В младших и средних группах дети учатся проговаривать стихи одновременно с движениями пальцев. Это дает ряд преимуществ: речь детей ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей. Рассказывание стихотворения.

Я занимаюсь коррекционно-развивающей работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе с ними наряду с другими методами я использую метод рассказывания сказок одновременно с пальчиковыми упражнениями. Для этого изготовила демонстрационное пособие по персонажам сказок. Рассказывание сказки «Колобок».

А теперь перейдем к практической части мастер-класса. На подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми совместно с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата проводятся упражнения на развитие мелкой моторики. Для того чтобы детям было интересно выполнять упражнения, я, воспользовавшись опытом коллег-логопедов, изготовила демонстрационное пособие «Покажи, как кот». Давайте попробуем вместе показать некоторые упражнения.

Также на индивидуальных занятиях с детьми я использую такие упражнения на развитие мелкой моторики, как:

  • Шнуровка.  
  • Штриховка. Для логопедических занятий на разные лексические темы подобраны картинки для штриховки. Давайте представим, что у нас сегодня фронтальное занятие по теме «Фрукты». Я вам предлагаю заштриховать сверху вниз тот фрукт, о котором загадаю загадку.
  • Обведение по контуру. Также по некоторым лексическим темам подобраны трафареты для обведения по контуру. Продолжим занятие по теме «Фрукты», давайте обведем любой фрукт по контуру.
  • Выкладывание из счетных палочек. Я провожу занятия по обучению грамоте с детьми из подготовительной группы. Представим, что сегодня было занятие по ознакомлению с буквой И. Для закрепления этой темы я попрошу вас выложить букву И из палочек. Также детям предлагается выкладывание различных фигур.

На подгрупповых и фронтальных занятиях использую природный и бросовый материал.

  • В кабинете имеются подносы с песком, разноцветные ракушки. Дети выкладывают ракушки на подносах с песком при выполнении звукового анализа; рисуют схемы предложения на песке. Давайте попробуем выложить из ракушек слово ЗИМА. А теперь составьте предложение с этим словом, запишите схему предложения на песке.
  • Также в своей работе с детьми я использую косточки, орехи, семечки. С помощью них дети выкладывают различные фигуры, подсчитывают количество звуков в словах. Давайте попробуем с вами:

- выложить овощ из арбузных косточек (старшая группа, тема «Овощи»);

- выложить букву У из тыквенных семечек.

•        В кабинете имеются баночки, наполненные горохом. В них кладутся игрушки. Детям необходимо отыскать игрушку в баночке с горохом.
По некоторым лексическим темам подобраны мелкие игрушки.

Таким образом, в моей работе используется много упражнений и игр на развитие мелкой моторики. Детям они очень нравятся.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер – класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

«… Движения руки человека наследственно непредопределены, а возникают в процессевоспитания и обучения как результатассоциативных связей между зрительными,осязательными и мышечными изменениямив процесс...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника....

Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»            ...

Доклад для педагогов по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Докладдля педагогов по теме:«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...