Главные вкладки

    Родительское собрание в форме мастер – класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
    консультация на тему

    Дёмина Ирина Анатольевна

    «… Движения руки человека наследственно не

    предопределены, а возникают в процессе

    воспитания и обучения как результат

    ассоциативных связей между зрительными,

    осязательными и мышечными изменениями

    в процессе активного взаимодействия с

    окружающей средой».

    И. Н. Сеченов.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx27.46 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Родительское собрание в форме мастер – класс на тему:

                  «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

    «… Движения руки человека наследственно не

    предопределены, а возникают в процессе

    воспитания и обучения как результат

    ассоциативных связей между зрительными,

    осязательными и мышечными изменениями

    в процессе активного взаимодействия с

    окружающей средой».

    И. Н. Сеченов.

    Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т. е. сжимает и разжимает кулачок. С рождения взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушки, тянется к игрушкам. Дальше у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, бусы, поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. Взрослый помогает собирать ребенку пирамидки, игрушки – гнезда, матрешки. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике.

    На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка («Сорока – ворона»«Пальчик – мальчик, где ты был?» и т. д.).

    Специалистами доказано, что ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3 – 4 недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

    Обычно в 3 года ребенка приводят в детский сад. К этому возрасту, он превратится в любознательного человечка, умеющего ходить, бегать, задавать вопросы, запоминать песни, стихи, каждый предмет обследовать рукой и каждый день овладевать новыми знаниями и умениями.

    Этапы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    Ранний – младший возраст (до 3 лет).

    В первую очередь для развития мелкой моторики важно осязание. 
    В этом возрасте очень важно проводить массаж кистей и пальцев рук, простейшие пальчиковые игры.Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. 
    Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста с давних времён придавалось большое значение в народной педагогике: для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками («Сорока- ворона», «Ладушки» и др.).

    Младший – средний дошкольный возраст.

    Для развития кисти руки необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, занятия лепкой из глины и пластилина, рисованием и т. д. – благодаря этому движения пальцев детей становятся увереннее и координированнее.
    В этом возрасте моторика рук более развита, поэтому следует активнее использовать нетрадиционные виды изодеятельности.
    Также необходимо развивать навыки самообслуживания: умение одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, пользоваться ложкой, вилкой и т. д.
    В этом возрасте ребёнок начинает овладевать навыками пользования ножницами, учится пользоваться разнообразными изобразительными средствами, видоизменять бумагу.
    Старший дошкольный возраст.
    К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).
    Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Симметричное вырезывание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение. Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
    Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. 

    И все это будет косвенно готовить руку к письму.

    К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что в будущем способствует успешному овладению навыками письма.

    Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из аспектов развития дошкольника – это развитие мелкой моторики и развитие координации движения рук.

    Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей индивидуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

    Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка к школе.

    Уже на самых первых этапах обучению письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растёт нелюбовь к этому занятию. Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом. Создаётся гигантский барьер в обучении: во-первых – «не хочу», во-вторых – «не могу».

    Поэтому наша задача – понять те трудности, которые испытывают дети, причины их возникновения; постараться облегчить их первые шаги в школьной жизни; помочь добиться успеха. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

    Самое главное, что эта работа должна проводиться по принципу систематичности и планомерности (от простого к сложному, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений). Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

    Практическая часть.

    Виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики.

    1. Пальчиковые игры и упражнения.
    2. Игры – манипуляции. развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Это такие игры, как«Ладушки»«Сорока – белобока»«Мы делили апельсин»«Пальчики пошли гулять» и т. д.
    3. Сюжетные пальчиковые упражнения. «Пальчики здороваются»«Грабли»«Распустился цветок»«Елка» и т. д. К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
    4. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой  гимнастикой. Колечко» - последовательное соединение всех пальцев рук с большим пальцем; «Кулак – ребро – ладонь»«Ухо – нос»«Счет»«Солнышко – тучка» и т. д.
    5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем  кистей и пальцев рук. Здесь используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Например, «Согреем руки»«Гуси щиплют травку» и т. д. Для выполнения упражнения можно использовать различные подсобные материалы: грецкий орех, карандаш, массажный мячик, шарик-колечко-массажер Су Джок.
    6. Работа со счётными палочками.
    7. Упражнения с горохом, фасолью, перловкой, шерстяной нитью.Теневые игры.  Например, «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо; «Сказка»«Рыбки»«Осьминожки»«Любопытный нос»«Несговорчивые уши» и т. д.
    8. Игры – шнуровки.
    9. Игры с конструктором.
    10. Занятия с использованием нетрадиционных форм изодеятельности.

    Рисование методом тычка.
    Данная техника применяется с 3 лет. Выполняется  жёсткой кистью, которую нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги, а краску набирать на кончик кисти.
    Рисование ватной палочкой.
    Техника применяется с 3 лет. Выполняется ватной  палочкой методом тычка по контуру изображения или закрашивая всё изображение. Палочку следует держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим.
    Аппликация из ваты или салфеток.
    Техника применяется с 3 лет. Из кусочков ваты или салфеток скатываются небольшие плотные шарики и приклеиваются на лист картона.
    Аппликация из кусочков цветной бумаги
    Техника применяется с 4 лет. Цветная бумага нарезается небольшими кусочками одной или разной (прямоугольной, квадратной, треугольной) формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются.
    Аппликация из круп и природного материала.
    Техника применяется с 3 лет. На картоне выкладывается изображение из природного материала, приклеивается. На фон или изображение наносится клей ПВА и посыпается крупой (манкой, гречей, рисом и т. д.). 
    Аппликация из рваной бумаги.
    Техника применяется с 3 лет. Бумага рвётся на небольшие кусочки произвольной формы, кусочки выкладываются на изображение и приклеиваются. Или  на бумаге рисуется контур деталей, затем каждая деталь обрывается по контуру, на картоне выкладывается изображение и приклеивается.
    Конструирование из природного материала.
    Техника применяется с 4 лет.  Изображение выкладывается из природного материала (прутиков, веточек, кусочков коры, яичной скорлупы, семян подсолнуха, шишек и т. д.) и приклеивается на клей ПВА.
    Аппликация из жгутиков.
    Техника применяется с 4 лет. Небольшие прямоугольные кусочки бумажных салфеток складываются пополам, скручиваются, получаются жгутики. По контуру изображения наносится клей и приклеиваются жгутики.

    Пластилинография.

    Техника применяется с 4 лет. Небольшие кусочки пластилина размазываются по приготовленному контуру предмета. Можно заполнять контур шариками, жгутиками из пластилина.

    Занятия с использованием нетрадиционных форм    изобразительной деятельности способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
    пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
    внимания и усидчивости;  изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; формируются навыки контроля и самоконтроля; расширяются и уточняются знания о разнообразии окружающего мира; представления о цвете, форме и размере предметов и их частей; развивается воображение, мышление, речь.

    От ощущения – к восприятию, от восприятия – к представлению, от представления - к пониманию.

    Таким образом, «ручной» опыт даст «пищу для ума», обогатит речь специальными понятиями – «орудиями мысли».

    Рекомендации: «Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?»

    1. Запускать пальцами мелкие волчки.

    2. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.

    3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

    4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

    5. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.

    6. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводиться сначала правой, а потом левой рукой.

    7. Показать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять

    8. Показать отдельно только один палец – большой.

    9. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

    10. Махать в воздухе только пальцами.

    11. Кистями рук делать «фонарики».

    12. Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе

    13. Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались).

    14. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

    15. Игры с катушкой (катать, нанизывать, наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

    16. Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.

    17. Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

    18. Закручивать шурупы, гайки, делать из скрепок цветную цепочку.

    19. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

    20. Складывание матрёшек, пирамидки.

    21. Игра с вкладышами.

    22. Рисование в воздухе.

    23. Игры с кинетическим песком, водой.

    24. Мять руками поролоновые шарики, губку.

    25. Шить, вязать на спицах.

    26. Рисовать, раскрашивать, штриховать.

    27. Резать ножницами.

    28. Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углём и т. д.)

    29. Игры с «Гонзиками» (да –нет).

    30. Массаж шариками и колечками Су Джок терапии.

    31. Игры с бусами «Бусоград».

    32. Кинезиологические игры «между делом», игры «по дороге в детский сад».

    33. Массаж шестигранными карандашами.

    34. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс».

    35. Игры с резинкой (между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.)

    36. Игры с прищепками (дождик, лучики, травка, лепестки, листочки и т. д.)

    37. Сухой бассейн (нахождение мелких игрушек).

    38. Игры с четками (перебирать шарики).

    39. Игры с фасолью, горохом, крупными и мелкими семечками.

    40. Игры с ватой (скручивать, скатывать, щипать, растягивать, наматывать).

    41. Игры с бумагой (мять, рвать, разворачивать).

    42. Игры-шнуровки.

    43. Игры с резиновой грушей (сдуть ватку или листочек со стола, забить гол).

    44. Игры с счетными палочками (выкладывание фигур).

    45. Катать круглую щетку для волос между ладонями.

    46. Игры с пельменницей (ходить указательным и средним пальцами по клеткам, летать как пчелка над сотами).

    Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет) 10 -15 мин. в день.

    Стоить помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

    Интернет ресурсы:

    http://doshkolnik.ru/motorika/3609-motorika.html

    http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-491310.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект родительского собрания в форме мастер-класcа на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

    В данной теме раскрывается влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей и даются практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук....

    Семинар педагогических работников "Билингвальное образование дошкольников как одно из условий реализации ФГОС д/о Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Знакомство с инновационными формами работы над рассказом»

    Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспек...

    Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника....

    Мастер­класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

    Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Задачи. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

    Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Многие родители слышали понятие "развитие мелкой моторики", но как ее развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Данный материал поможет в этом разобраться и научит на ...