Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
материал

 Муравикова Елена Ивановна

Многие родители слышали понятие "развитие мелкой моторики", но как ее развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Данный материал поможет в этом разобраться и научит на примерах как развить мелкую моторику у своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley_po_razvitiyu_melkoy_motorike.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

                                                                 Составила Муравикова Елена Ивановна

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- повышать компетентность и знания родителей о значении работы по

  развитию мелкой моторики рук для успешного овладения письмом;
- привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук;

- вызвать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики

  дома.

         Оборудование и материалы: 

призентация,

пуговицы,

пробки от пластиковых бутылок,

прищепки,

пинцет,

пипетка,

различные шнуровки,

«сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью,

разносы с сыпучими материалами,

карандаши,

различные виды мозаики и т. д.

          Ход мастер-класса

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Многие родители, слышали понятие «развитие мелкой моторики», но как её развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается Ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, воображение,  связная речь, зрительная и двигательная память. У детей со слабой моторикой можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, когда ребенок рисует карандашом. Он слабо держит пальчиками карандаш, при рисовании не выполняет нажим на него, от того линии получаются еле заметными или их совсем не видно на бумаге. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. 

Уровень развития мелкой моторики является так же одним из показателей готовности к школьному обучению. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш или ручку. 

Так как же обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как развить у него мелкую моторику и правильно подготовить его к школе? Для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр.

Все дети любят играть в пальчиковые игры. Когда ваши дети были совсем маленькие вы наверно играли с ними в «Ладушки», «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая» и т.д. сопровождая речь движениями, это и есть пальчиковые игры. Дети подросли, а игры забылись. Но существует очень много пальчиковых игр для всех возрастов. Сейчас я предлагаю и вам поиграть в эти игры. (Проводится игра «Капуста», …….

Для развития мелкой моторики есть много развивающих игр и пособий, это всем известная мозайка, игры со счетными палочками, из которых можно выкладывать все что хочешь, от геометрических фигур, до целых картин.

Есть различные шнуровки, сначала обычно ребенок шнурует как ему вздумается, но когда он освоит эту игру, он начинает думать, как же правильно шнуровать, чтобы получилось красиво и правильно.

Игры с прищепками, резиночками, массажными мячиками. Игры на застегивание и расстегивание пуговиц. Нанизывание бусин, пуговиц, макарон на веревочку.

На столах представлены различные игры, которые я Вам предлагаю после рассмотреть их. С этими играми дети играют в группе. 

А сейчас я хочу предложить  игры и упражнения, которые вы можете использовать в домашних условиях.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек «раскрасок», дорисовывание, штриховки, игры - обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Но хочу заметить, что штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. А раскрашивание проводится в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

Лепка. Лепим в основном из пластилина. В лепке задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Лепить из пластилина  начинают уже в 2 года. Сначала пластилин готовим к работе (мнем его пальчиками), потом начинаем лепить колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу. Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этих игр - чем мельче

детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

         Самомассаж
1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3.Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.

Такой самомассаж оказывает благотворное воздействие на внутренние органы, вызывает ощущение легкости, внутренней радости.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком. 

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами: сосновыми, еловыми шишками, грецкими орехами, орехами фундук.

Такие игры, как «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

«Покатай шишку», «Поймай шишку»

Такие же игры можно использовать и с орехами «Пересыпь орешки». Пересыпать горсточку фундука из одной руки в другую.
Игра «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук.

Игра «Ласковое пёрышко» 

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. И он ощутит легкость, нежность прикосновения. Такая игра снимает мышечное напряжение у пальцев. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.
Самомассаж ладоней щёткой для волос, аппликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком «Травка».

Предлагаю провести игровой массаж        

Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:

Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей,

Этот пальчик – всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
Этот пальчик – всех сильней.
(растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику)

Вместе – это пять друзей
(погладить сразу все пальчики)

Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,

Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей и т. д.
(взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать)

Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот – всех красивей, и т. д.
(сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке)

Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот – всех красивей, и т. д.
(нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца малыша)

Игра «Помогаю маме». 

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. Упражнения с крупами могут разные: пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске. Можно насыпать в емкость горох или фасоль, ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. Можно поиграть в игру «Сокровища пиратов», предварительно спрятать в крупу мелкие игрушки, пусть ребенок их ищет.

Игра «Волшебные палочки». 

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра с прищепками «День и ночь».

Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать ребенку, что утром солнышко просыпается, давай сделаем солнышко. (Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко). Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, затем попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

Очень надеюсь, что я смогла вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку. Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. И у вас все получится!

Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер – класс на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

«… Движения руки человека наследственно непредопределены, а возникают в процессевоспитания и обучения как результатассоциативных связей между зрительными,осязательными и мышечными изменениямив процесс...

Мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Целью данного мастер-класса является  ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер класс с родителями «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори»

Знакомство родителей с методами развития мелкой моторики рук детей раннего возраста...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях"

Мастер-класс для родителей«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»Цель:Научить игровому взаимодействию родителей и детей, продуктивно проводить совместно...

Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчи...