ППРС в ДОО для детей с ОВЗ (нарушение зрения)
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Власова Ирина Юрьевна

Методические рекомендации для педагогических работников компенсирующих и коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pprs_dlya_detey_s_ovz.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ППРС в ДОО для компенсирующих групп (дети с нарушением зрения)

Цель оформления среды: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

1. Создать педагогические условия, определяемые организацией и состоянием внутренней ДОО, приближенной к условиям семейного воспитания, которая включает образовательную, оздоравливающую, коррекционную и развивающие части;

2. Развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;

3. Предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

4. Активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности через предметно - развивающую среду.

5. Ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

6. Создать детям атмосферу эмоционального комфорта.

Как известно, зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы.

   Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание – чувство – мысль.

Предметно-развивающая среда   строится в нашей группе  так: чтобы активизировалось личностное мироощущение ребенка и накапливался личный опыт проживания. Глаз и другие органы чувств воспринимали похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения ребенка в школе. При нарушенном же зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно-суставной). Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.   Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

       Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей  наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, развитии разных сторон речи и т. д.  Для этого мы организовали сенсомоторный центр, в котором поместили материал для игр и упражнений. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует развитию речи детей. Так же представлены игры способствующие познавательному и математическому развитию детей: дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операция классификации, на узнавание по описанию, игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический домик «, «4 –й лишний», «Найди отличия»и др.

Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам педагоги нашей ДОО дают следующие установки: «Посмотри внимательно», «Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…», «Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.). Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от  себя, близко, рядом с собой?», «Какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи  ощущаешь?» и т.д.

             Большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одной из главных компенсаторных систем. Воспринимая звуки, ребенок с нарушением зрения ориентируется в окружающей среде, определяет направление и нахождение звука, это дает ему возможность познавать окружающий мир. На коррекционных занятиях мы используем следующие звуковые сигналы: бубен, свисток, хлопки, голос педагога, звук впереди идущего, озвученные мячи (разных величин и фактур), озвученные игрушки, погремушки и ТСО.

В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, по которому можно составить представление о предмете. Например, используя озвученный мяч, можно определить его размеры (маленький, большой, средний) и качество покрытия (кожаный, резиновый, пластмассовый и т. д.). Вслушиваясь в звуки, сопровождающие прыгуна, можно проследить весь процесс прыжка: довольно звучный бег вначале, затем замедление и нарастающий звук при отталкивании. По длительности полета от толчка до приземления дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное «прослушивание» детьми себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений развивает ориентировочный слух.

Важно обучить детей использованию сформированных навыков не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
С помощью осязания у детей с нарушением зрения достигается возможность получать представление о шероховатости, твердости, давлении и температуре предметов. Осязание выступает как предметно-познавательное средство. При овладении приемами осязательного восприятия материала выделяют три основных способа обследования: кистевой, ладонный и пальцевой. Педагоги нашей ДОО используют обе руки, так как это не только ускоряет и облегчает, но и повышает качество работы, уточняет объемность, направление и соотношение частей воспринимаемого объекта.

Дошкольники нашей образовательной организации применяют свои полученные знания на практике: при различии предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, кожа, резина, пластик, ребристая доска и т. п.), весу и объему, определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, ковровое покрытие, линолеум, асфальт, травяной покров, утрамбованный или рыхлый снег и т. д.).

С помощью осязания, касаясь рукой основных осязательных ориентиров на маршруте, воспитанники самостоятельно передвигаются по-спортивному и музыкальному залу, в групповой комнате и на спортивной площадке.

Предварительно дети знакомятся с местом, с осязательными ориентирами, встречающимися на маршруте, у них формируются представления о предметах, нахождении окон, дверей и других ориентиров. Это способствует преодолению боязни в замкнутом пространстве и чувства неуверенности в своих возможностях.

Особое внимание уделяется сочетанию работы сохранных анализаторов (зрительного, слухового и тактильного). Они одновременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает усиление результативности занятия, а также перенос в реальную действительность сформированных чувств уверенности и удовлетворенности от возможности самостоятельно двигаться. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план. Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребенку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребенка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета мы подключаем все сохранные анализаторы. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязания, обоняния, слуха, вкусовых ощущений) дает более полное и правильное представление о предметах. За счет целостного восприятия предметов обеспечивается накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира.

              Большую роль, если не главную, в социализации детей с нарушением зрения играет семья. Она, с одной стороны, предстает как самостоятельная и в некоторых случаях достаточно закрытая общественная единица, а с другой, являясь компонентом социальной воспитательной системы, тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и ДОО в наибольшей степени зависит усвоение необходимыми нормами поведения, способов мышления, языка. Особенно важно постоянное закрепление и совершенствование приобретаемых знаний и умений, перенос их в различные виды деятельности. При решении этой задачи педагоги ДОО широко опираются на родителей воспитанников. Педагоги ДОО хорошо знают ситуацию в семье каждого воспитанника, учитывает ее, строят коррекционно-воспитательную работу  в зависимости от особенностей каждой семьи, используют различные формы работы с ней: родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные беседы, мастер-классы, круглые столы, совместные мероприятия. В процессе такой работы родители получают консультации по вопросам возможностей их ребенка.          

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

    Важнейшим условием успешности влияния предметно-пространственной развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка.

 Для формирования личности и устранения, имеющихся у детей проблем, связанных с сенсорной недостаточностью, необходимы определенные условия. Ребенку с нарушением зрения необходимы разнообразные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. В нашей ДОО, создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, которая постоянно совершенствуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образно-пластическая деятельность как способ формирования адекватного Образа – «Я» у детей-дошкольников с нарушениями зрения.

Программа деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога по формированию у детей способностей к полноценному пластическому проявлению индивидуальности, позитивному отреагированию эмоций, формиро...

Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ ( нарушение зрения) с применением ИКТ. Тема: "На прогулке с Вини-пухом"

Форма проведения: подгрупповая (возраст  детей 4 года; зрительная патология: гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, сходящиеся косоглазие).Занятие направлено на развитие зрител...

Конспект индивидуального занятия по развитию зрительного восприятия у детей с ОВЗ (нарушение зрения). Тема: "На прогулке по аллее сада".

Форма проведения: индивидуальная (возраст  детей 5 лет; зрительная патология-гиперметропия  и амблиопия средней степени , сходящиеся косоглазие);Развитие зрительного восприятия. Формирование...

Коррекционный уголок в группе для детей с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)

Предметно-развивающая среда: коррекционный уголок "Чудо-обучайка". (Старший дошкольный возраст.)Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, осязания, полисенсорного восприятия. Материал по...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Зарядка с мячом для детей с тяжелыми нарушениями зрения

"Я не вижу, но, как и все дети, очень люблю играть в мяч. Поиграем вместе!"...

Рекомендации по развитию остаточного зрения у детей с глубокими нарушениями зрения

Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной ...