Особенности развития творческих способностей у детей с ТНР
консультация по коррекционной педагогике по теме

Бассардинская Александра Николаевна

      Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими.  Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – актуальнейшая проблема современной педагогики. Творчество всегда привлекало внимание ученых и практиков. 

       Особое место развитие творческих способностей занимает в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Дети с тяжелыми нарушениями речи это особая  группа.  Мы наблюдаем у них, как правило, неустойчивое и истощаемое внимание. Они не могут подолгу  заниматься одним видом деятельности, могут быть излишне подвижны. Зачастую, у детей с нарушением речи, отмечается низкий уровень слухового восприятия и как следствие, снижение уровня слухоречевой памяти.   Связь между речевыми нарушениями и  другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети, однако, отстают в развитии наглядно–действенной и наглядно–образной сферы мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом и сравнением.

        Надо отметить, что компенсаторные возможности детского организма достаточно велики, поэтому, как бы, компенсируя недостаточное развитие одних познавательных функций, у ребенка развиваются другие. У детей с нарушением речи это зачастую познавательные функции не связанные со слухом и речью. Так, при  низком слуховом восприятии и слухоречевой памяти, может быть достаточно хорошо развито зрительное восприятие и зрительная память.

     Формирование способностей происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

      В этой связи обратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления – многочисленные  педагоги и психологи (С.Я.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Я.А.Пономарев и другие) подчеркивают, что творчество – это  процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью. Творчеству  можно научить, и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения.

        Известный  дидакт И.Я. Лернер утверждает, что учение творчеству это особое учение, оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям. Вместе с тем творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями.

       Коррекционная  работа с детьми, имеющими нарушения речи, начинается с сенсорного развития и укрепления общей и мелкой моторики, поэтому и способности чаще проявляются в художественном творчестве, для которого ребенок накапливает определенный запас знаний и умений.      

Некоординированность движений влечет трудности в овладении танцами и основными видами движения (метание, прыжки и т.д). Однако если ребенок активен и подвижен, овладение этими видами движений происходит быстрее при организации коррекционного процесса. Таким образом, и в этих видах деятельности накапливается опыт, формируются умения и навыки.

     При оптимально организованном коррекционном процессе с 3-4 лет, к 5-7 годам мы можем наблюдать значительные успехи в рисовании, лепке, хореографии, театральной деятельности. В своей работе необходимо придерживаться основного педагогического принципа: постепенный переход от простого к сложному.

     Понятно, что на первых этапах главная задача заинтересовать ребенка, пробудить желание, сформировать мотивацию. Нелегкая задача при нескоординированных движениях, отсутствии речи, низкой работоспособности.  Мы можем начать развивать вкус, эстетическое восприятие в тех видах деятельности где не требуется тонких и точных движений, где можно сформировать образ без кропотливого труда и четких прорисовываний. Ведь главное – это творить, действовать, развивать воображение и креативность.

         Для поддержания интереса к творчеству и получения эстетического результата можно использовать такие виды художественной деятельности как флористика, кляксография, рисование пальчиками, пластилинография и т.д. В этих видах художественной деятельности может быть успешным даже начинающий. Деятельность захватывает, а работы получаются оригинальными и привлекающими внимание.

         В театральной и хореографической деятельности возможно использование пантомимических этюдов с записью речи героев, различных музыкальных композиций, передающих настроение и эмоции. Это дает ребенку возможность выразить свои чувства, эмоции и свое восприятие в движении, жестах и мимике, не используя нарушенную речевую познавательную функцию.

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогами - актуальнейшие проблемы современной коррекционной педагогики.

          В работе с детьми, имеющими нарушения речи, процессы развития творческого потенциала и коррекционной работы тесно переплетены и дополняют друг друга. Развивая творческие способности ребенка через различные виды деятельности, педагог способствует развитию потребности в общении и стимулирует коррекционный процесс. Коррекция речи, в свою очередь, позволяет обогащать и расширять способности дошкольников, раскрывать творческий потенциал.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие "творчество" определяется как деятельность, в результате которой ребенок сосдает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воопло...

Психология формирования особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период фо...

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ...

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдви...

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Актуальность исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые задают новые требования к человеку социума в общем и к выпускнику дошкольного учреждения в частности. В дошкольном пер...