Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Кожемякина Лариса Николаевна

Актуальность исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые задают новые требования к человеку социума в общем и к выпускнику дошкольного учреждения в частности. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, но анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности для развития творчества не всегда используются полностью. Таким образом, тема «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» является актуальной.

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. По возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств. Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

Одной из основных задач Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первом месте вопрос обязательного использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей, и как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира направлена театрализованная деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Учреждение детский сад №2 Калининского района Санкт-Петербурга

Доклад на тему:

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

Кожемякина Л.Н.

Санкт-Петербург 2024

1.Понятия «творчество» и «творческие способности»

         Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому, в той или иной мере и является одной из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого   отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики). Вся жизнь детей наполнена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр и театрализованные игры.

Человеческие способности вызывали огромный интерес у людей во все времена. Однако в прошлом таланты появлялись как бы сами собой, создавались шедевры литературы и искусства, делались научные открытия, изобретения, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, где от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а гибкость мышления, находчивость, быстрая реакция и адаптации к новым условиям, творческие подходы к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определено творческим потенциалом подрастающего поколения. Именно театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: придумываются   новые сюжетные линии, вводятся дополнительные роли, меняется концовка и т.д.

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности и являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание, разыгрываемое детьми в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, создаются конкретные образы

Что такое творческие способности на самом деле?

Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и представляющие собой сплав многих качеств

С психологической точки зрения дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития мышления и творческих способностей потому, что именно в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, что способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Следовательно можно сделать вывод, что дошкольный возраст- прекрасная возможность для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, и будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

2. Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Несмотря на различие подходов к определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей дошкольников: развитие воображения и развитие качеств мышления, что формирует креативность. Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления является главной педагогической задачей по развитию творческого мышления у дошкольников. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых, благодаря чему мышление становится гибким и оригинальным, а большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре, также существуют и специальные игры, способствующие развитию этого качества.

 Сформулировать противоречие и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления- способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Психологами проведен ряд исследований и, установлено, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве и является необходимым качеством талантливого мышления. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

- Развитие умения выявлять в любом предмете и явлении противоречия.

-Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.

- Формирование умения разрешать противоречия.

Системность -еще одно качество, формирующее творческое мышление, это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; также способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

 Системное мышление позволяет видеть множество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление помогает познать закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

-Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающуюся во времени.

-Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.

Следующим направлением формирования творческих способностей дошкольников является развитие воображения- умения конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности, помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представления памяти, тем самым, обеспечивает, создание заведомо нового.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало (ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами).

Второе важное условие развития творческих способностей ребенка-создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье условие эффективного развития творческих способностей исходит из самого характера творческого процесса и требует максимального напряжения сил, т к способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

 Четвертым условием успешного развития творческих способностей является предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом и т.д. При соблюдении этих условий желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что еще большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

 Пятое условие- ни в коем случае не делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

 Шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Необходимо категорически исключать замечания и осуждения.

Развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, когда это будет целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Все это тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение считают одним из составляющих творческих способностей.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыт, при этом происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии, и для которого характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…».

 Детское воображение имеет образный характер и является особого типа переработкой образов, которое осуществляется через способность вычленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. По итогу вышеперечисленного можно сделать вывод, что дошкольный возраст-  прекрасная возможность для развития способностей к творчеству, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология формирования особенностей развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период фо...

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ...

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдви...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...