Материал по коррекционо-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Киреева Наталья Олеговна

Задания и упражнения по выявлению нарушений речи

1 Фонетика

(Дифференциация фонем).

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим, оговоренным движением либо жестовым символом.

М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные, ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)              

П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

С – качаем насос (сжатые ладони движутся вниз – вверх)

Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:   А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Назвать, последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Взрослый объясняет: "Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук  К".

Рама – рамка, яма – …, репа – …, вата – …, лапа – …

пена – ..., панама – …, лопата – …, картина – …

корзина – ..., монета – …, солома – …, чаша – …, репа – …

липа – ..., нора – …

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К

 (Развитие навыков звукового анализа)

"Нажать" в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйкапастух, петух, запахшорох, смех, хулиган, ходьбахвояхоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

2 Лексика

Задание № 1 Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком со­стоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузне­чик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на ко­торых изображены соответствующие действия.

Задание № 2. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ...                             закрывает — ...

встает — ...                              поднимается — ...

ползет — ...                             бежит — ...

улетает — ...                            ложится — ...

плачет — ...                                 кладет - …..

Задание № 3. Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать пред­метные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковьогурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

Задание № 4. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называ­ется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называ­ется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, кото­рый лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, ко­торым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят филь­мы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться де­ти?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

3 Грамматика

1.                 Игра «Назови ласково».

Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2.                 Игра «Что для чего?»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Далее воспитатель предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом воспитатель подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц.

3. «Назвать животных парами». - А как называют детеныша белки? (Бельчонок.) На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок). Воспитатель показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша. — А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)

 4. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных». На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша. Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.) - А теперь поиграем с мячом. Воспитатель называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно воспитателю.

·                   5. Назвать профессии (по картинкам). Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.) Кто вставляет стекло? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.) Кто укладывает камни? (Каменщик.) Кто точит ножи? (Точильщик.) Кто чинит часы? (Часовщик.) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
4 Синтаксис

«Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Ход. Воспитатель: Я картинки положила, В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Сосчитай воробьев» Цель: учить согласованию существительного с числительным. Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев. Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

 «Сплетем веночек" Цель: Учить согласовывать существительное с числительным Оборудование: Настоящие одуванчики. Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.

«Кто сумеет похвалить» Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принѐс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку». Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ѐжик, лиса, мальчик и др. Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ѐжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

5 Просодика

Игра «Барабанщик»

Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра «Дирижер»

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

«Медленные стихи»

Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

Упражнение 3

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

•Как медленно вертится колесо!

•Помогите, человек тонет!

•Как долго тянется зима!

•Скорей бежим домой!

Упражнение 4

Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_rabota.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 386»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Россия, 443077, г. Самара, ул. Металлистов, д. 28 А

Тел./факс (846) 992-32-31, 992-33-00

Тел. (846) 931-50-06

Коррекционно-развивающая работа по преодолении речевых нарушений детей дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

Тема

Комплект методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с речевыми нарушениями в образовательной организации в соответствии с ФГОС

                                                             Разработчик комплекта:

                                                                   Киреева Наталья Олеговна

                                                                 должность - воспитатель

Самара 2017

Задания и упражнения по выявлению нарушений речи

1 Фонетика

(Дифференциация фонем).

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим, оговоренным движением либо жестовым символом.

М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные, ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)              

П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

С – качаем насос (сжатые ладони движутся вниз – вверх)

Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:   А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, избаимя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Назвать, последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

 (Развитие навыков звукового анализа)

Взрослый объясняет: "Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук  К".

Рама – рамка, яма – …, репа – …, вата – …, лапа – …

пена – ..., панама – …, лопата – …, картина – …

корзина – ..., монета – …, солома – …, чаша – …, репа – …

липа – ..., нора – …

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К

 (Развитие навыков звукового анализа)

"Нажать" в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйкапастух, петух, запахшорох, смех, хулиган, ходьбахвояхоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

2 Лексика

Задание № 1 Инструкция для ребенка: Сказать, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка — ..., кузнечик — ..., змея — ..., лошадка — ..., собака — ..., корова — ..., самолет —... . Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.

Задание № 2. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит — ...                             закрывает — ...

встает — ...                              поднимается — ...

ползет — ...                             бежит — ...

улетает — ...                            ложится — ...

плачет — ...                                 кладет - …..

Задание № 3. Состояние номинативного словаря.

 Инструкция для ребенка: Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюля, чашка, чайник); мебель (кровать, стул, диван, кресло, тумбочка); одежда (пальто, шапка, шуба, майка, штаны); животные (кошка, лошадь, белка, медведь, слон); овощи (капуста, картошка, кабачок, морковьогурец);  фрукты (лимон, апельсин, банан, яблоко, ананас). 

Задание № 4. Состояние номинативного словаря.

Инструкция для ребенка: Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, которым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться дети?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?».

3 Грамматика

  1. Игра «Назови ласково».

Воспитатель предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

  1. Игра «Что для чего?»

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, мыло — в мыльнице). После называния предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Далее воспитатель предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом воспитатель подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц.

3. «Назвать животных парами». - А как называют детеныша белки? (Бельчонок.) На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок). Воспитатель показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша. — А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)

 4. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных». На доске картинка «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныша. Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.) - А теперь поиграем с мячом. Воспитатель называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно воспитателю.

  • 5. Назвать профессии (по картинкам). Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? (Носильщик.) Кто сваривает трубы? (Сварщик.) Кто вставляет стекло? (Стекольщик.) Кто работает на кране? (Крановщик.) Кто укладывает камни? (Каменщик.) Кто точит ножи? (Точильщик.) Кто чинит часы? (Часовщик.) Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
    4 Синтаксис

«Разноцветный сундучок» Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова. Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей. Ход. Воспитатель: Я картинки положила, В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Сосчитай воробьев» Цель: учить согласованию существительного с числительным. Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев. Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

 «Сплетем веночек" Цель: Учить согласовывать существительное с числительным Оборудование: Настоящие одуванчики. Ход: Взрослый плетет венок, проговаривая с ребенком словосочетания: "Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков." Аналогично можно собрать букет.

«Кто сумеет похвалить» Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принѐс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку». Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ѐжик, лиса, мальчик и др. Примерные ответы: кошка умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, ѐжик серый, лиса рыжая, мальчик трудолюбивый и т. п.

5 Просодика

Игра «Барабанщик»

Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра «Дирижер»

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

«Медленные стихи»

Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

Упражнение 3

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

•Как медленно вертится колесо!

•Помогите, человек тонет!

•Как долго тянется зима!

•Скорей бежим домой!

Упражнение 4

Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Характеристика на ребенка

Денис пришел в МБДОУ №386 в 2013 в I младшую группу №7, на данный момент посещает группу №4. Занятия проходят по программе «Тропинки». Ребёнок воспитывается в полной семье, где кроме него есть старший брат. Материально-экономическое положение удовлетворительное. Стиль детско-родительских отношений – демократичный. В семье интересуются вопросами воспитания. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания. Воспитанием, в основном, занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.

Денис– здоровый рослый мальчик. Физическое развитие соответствует возрасту. Моторно неуклюж, неловок, ведущая рука правая.

Вовремя НОД старается вести себя спокойно сдержанно, слушать объяснения педагога. Замечания воспитателя по поводу допущенных ошибок воспринимает не всегда адекватно, может отказаться от выполнения задания. Внимание не устойчивое, мальчик подвижный активный, быстро реагирует на окружающие события, любознательный.

Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом, преобладает зрительная память. Лучше запоминает цифры.

Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Испытывает трудности в образовании относительных прилагательных. Отмечается низкий уровень сформированности обобщающей функции слова. Нарушена структура четырех сложных слов. Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена, допускает ошибки при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками. Составление рассказа по картине заключается в перечислении знакомых объектов. Пересказ простого текста выполняется самостоятельно после повторного прочтения. Громкость голоса нормальная речь медленная, не достаточно выразительная.

Механический пересчет в пределах 10. Не всегда правильно соотносит число с количеством предметов. Испытывает затруднения при пересчете предметов.

Мальчик дружелюбный, открытый, охотно играет с детьми, подчиняется правилам игры, в игровой деятельности активен. Заинтересован новыми игрушками.

Денис общительный, добрый, ласковый, легко вступает в контакт с детьми и взрослыми. Преобладает радостное настроение, послушный, соблюдает правила элементарной вежливости. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым. Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй.

Денис неаккуратный мальчик, неопрятный, за своим внешним видом не следит. Навыки самообслуживания сформированы в достаточной мере.

Положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу: любознательность, трудолюбие, доброта, общительность.

3 Календарно-тематическое планирование для комбинированной группы с лексико-грамматическими нарушениями (ОНР)

Октябрь

Тема

Игры и мероприятия

Цели

1

Овощи

  • Дид. игра «Один – много»
  •  Я вижу зеленую капусту (презентация)
  • Дид. игра «Нет чего?»
  • Игры на закрепление (морковь-морковная)
  • Чтение худ. лит. (пересказ с опорой на картинки)
  • Наблюдение на прогулке, сосавление рассказа про наш огород
  • Разучивание стихов (скороговорок)

1.Образование существительных во мн. числе имен. падежа.

2. Согласование прилагательных с сущ. в числе, роде, падеже

3. Образ. сущ. в ед. числе род. пад.

4. Обр. относит. прилаг. от сущ.

2

Фрукты

  • Дид. игра «один- много»
  • Изготовления пособий (вместе с детьми) «Собери пазл»
  • С/р игра «Я фермер»
  • Выставка чтецов (нарисовать и рассказать)
  • Дид. игра «подбери картинку»
  • Лото «фрукты и их использование»

1.Образование существительных во мн. числе имен. падежа.

2. Согласование прилагательных с сущ. в числе, роде, падеже

3. Образ. сущ. в род. п. мн. ч.

4. Образ. сущ. в род. п. ед. ч.

3

Деревья и кустарники осенью. Грибы

  • Изготовление поделок из природного материала
  • Дид. игра «Деревья и плоды»
  • Составление описательного рассказа «Моя дача» (используя предлоги)
  • Выставка поделок «грибная полянка»
  • Отгадывание загадок по иллюстрации (презентация)
  • Назови правильно «Машина КАКАЯ….»
  1. Образование мн. Числа сущ. в им. Падеже с оканчанием а/я
  2. Образ. сущ. в род. п. мн. ч.
  3. Образ. сущ. в пред. п. мн. Числа (предлог «на»)
  4. Построение простых распростр. предлож. с предлогом С

4

Продуты питания

  • Составление рассказа-описания о прдукте по опорной схеме
  • Дид. игра «Купи нужное»
  • Пересказ рассказа Смирнова «Что вкуснее»
  • Театр. деятельность «Покажи то что ПОД.. или НАД… героем»
  • С/р игра «Я покупатель»
  • Повторение чистоговорок и скороговорок
  1. Согласование прилагательных с сущ. в роде, числе, падеже.
  2. Употребление сущ. в ед.ч. твор. П. без предлогов (угощаем колбасой), с предлогами (булка с маслом)
  3. Обр. сущ. в ед.ч. род. п. с предлогом ИЗ
  4. Образование относительных прилагательных от сущ.  

4 План – конспект занятия для детей с ОНР в старшей группе по теме «Зима. Зимние игры и забавы!

Коррекционно-образовательные цели:

  • Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
  • Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние забавы», учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
  • Совершенствовать грамматический строй  речи,  существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Учить детей составлять связный повествовательный рассказ по сюжетной картине.
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,     самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения», картинки с изображением
зимних игр,  демонстрационный материал для развития внимания, логического мышления, фланелеграф.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Звучит музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро».

Приветствие воспитателя: Придумано кем-то

                                              Просто и мудро

                                              При встречи здороваться:

                                              - Доброе утро.

                            Дети:        - Доброе утро!-

                                             Солнцу и птицам.

                                             - Доброе утро!

                                             Улыбчивым лицам.

                                             И каждый становится

                                             Добрым, доверчивым…

                                             Пусть доброе утро

                                             Длится до вечера.  

2. Упражнение «Снежинки»

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки. На какое слово похоже слово снежинки? (снег)

- Какие вы знаете слова, похожие на слово «снег»? (снежинка, снежный, снежок, снеговик, снегурочка).

- Снежинки волшебные, на них нарисовано задание (переворачиваем снежинки, на них картинки: зебра, индеец, морковь, арбуз)

     Все слова скажите вслух,

Выделяя первый звук.

Звуки те соедините

И скорей произнесите.

- Какое слово получилось? (зима)

- что такое зима?

-когда наступает она?

-что вам нравится зимой?

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами будем  говорить о зиме, будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Но прежде сыграем в игру.

3. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Я сейчас называю слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

б) О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

4. Игра «Назови ласково» (с мячом)

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

снег-снежок                 сосулька — сосулечка

мороз - морозец            дерево- деревце

ветер - ветерок            горка — горочка

лёд - ледок                    холод - холодок

зима - зимушка             санки - саночки

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

 Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Ветер (что делает?) – дует, задувает, воет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .

6.  Упражнение на логическое мышление. Посмотрите на картинку-загадку и скажите, какого предмета не хватает?

снежинка

санки

снеговик

санки

снеговик

снежинка

снеговик

снежинка

?

8. Физминутка (имитация движений).

          Снег идет, снег идет.

         Дворник улицу метет,

        Мы катаемся на лыжах.  

        И встаем мы на коньки,

        Мы катаемся на санках.

         И играем все в снежки.

9.         Игра «Зимние забавы». Детям демонстрируются картинки с изображением различных зимних игр.

- Что можно делать зимой? (кататься на коньках, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на лыжах, играть в хоккей, кататься на санках).

10. Игра «Что лишнее?».

Картинки: санки, лыжи, велосипед, коньки.

11. Составление рассказа по сюжетной  картине «Зимние развлечения».

Беседа по картине:

  • Какое время года здесь изображено?
  • Чем занимались дети?
  • Что дети делали на горке?
  • Что  делали на льду?
  • А что еще делали дети? (лепили снеговика)
  • Что на голове у снеговика? Из чего у него сделан нос?
  • Как еще веселились дети зимой?
  • Как вы думаете, понравилось детям на прогулке?

     -А теперь придумайте рассказ по картине. Расскажите, какой был день, когда дети вышли гулять. Расскажите, как они играли.

     Примерный текст рассказа:

«Зимние забавы»

    Был солнечный зимний день. Кругом было много снега. Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Девочка и мальчики катались с горки на санках и лыжах. Девочка каталась на коньках на льду. Снег оказался мягким и, несколько ребят слепили большого снеговика. Они одели ему на голову ведро, а вместо носа поставили морковку.  А задорные мальчишки стали играть в  снежки. Они их весело лепили и бросали друг в друга. Всем детям очень нравилось гулять зимой.

12. Итог занятия.

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- В какие игры можно играть зимой?

- На чем можно кататься зимой?

- Что понравилось на занятии?

Рекомендации родителям по коррекции ОНР.

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Выполняйте артикуляционную гимнастику.
  3. Развивайте речевое дыхание.
  4. Выполняйте рекомендации логопеда.

Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.   Нанизывание.  Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.

Упражнения для губ

  1. Улыбка (Удерживание губ в улыбке. Зубы не видно)
  2. Хоботок (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой)
  3. Заборчик (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны)
  4. Бублик (Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны)

Динамические упражнения для языка.

  1. Часики (маятник)

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет  к уголкам рта.

  1. Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта

  1. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянутся к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Упражнения для развития речевого дыхания.

  1. Футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

  1. Ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора

  1. Снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить сдувать «снежинки» с ладони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

В рамках реализации проектной деятельности на тему: "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей".Мной был составлен комплекс ко...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

Среди методов, используемых практической психоло­гической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста.Игры, предлагаемые далее, подбирались ...

Коррекционо-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с СДВГ в сенсорной комнате.

Основные принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста сСДВГ в сенсорной комнате....

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....