Статья АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПЦК

психолого-педагогических

дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Рожновой Полины

Александровны

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

Курс III, группа 213

Научный руководитель:

Пасюков Елена Викторовна

преподаватель

Дата получения работы ЮСПК СахГУ______________________________________

Дата прверки___________________________________________________________

Защита состоялась «___» «______________» 2016 г.

Оценка___________ Подпись преподавателя_________________________________

Южно-Сахалинск

2016

Содержание

Введение        4

Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста        7

1.1. Понятие и характерные особенности феномена «агрессивное поведение»        7

1.2. Агрессивность дошкольников. Факторы формирования агрессивного поведения        11

Краткие выводы по первой главе        13

Глава 2. Особенности профилактики агрессивного поведения детей  дошкольного возраста        15

2.1. Технологии профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста        15

   2.2Деятельность воспитателя по взаимодействию с агрессивными детьми дошкольного возраста        20

Краткие выводы по второй главе        22

Заключение        23

Список использованных источников        25

Глоссарий        27

Приложение 1        30


Введение

Актуальность  исследования заключается в том, что дошкольный возраст это особый период в жизни человека. В эту пору закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, которые определяют последующую жизнь человека, происходит становление мировосприятия, формирование поведения в социуме. Основы агрессивности начинают  формироваться в детском  возрасте. Этим и объясняется актуальность темы агрессии дошкольников.

В Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01.01.2014 года входят пять образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. [1]Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности  к сообществу детей и взрослых.

Агрессивное поведение детей в настоящее время является одной из наиболее острых проблем для педагогов. Особенно важным изучение актов агрессии является в дошкольном возрасте, когда агрессивность как черта характера находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Следует отметить, что проблема детской агрессивности в течение длительного времени являлась предметом исследования отечественных и зарубежных ученых. Наиболее популярные были работы таких ученых, как:  JI.C. Выготского[2]1, Л. Берковиц[3]2, А. Бандура,[4]3  С.Л. Колосова[5]4,  И.А Фурманов[6]5 и др. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения агрессии дошкольников занимаются Е.Г.  Шестакова[7]6., и др.

Объект исследования: поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

 Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие и характерные особенности феномена «агрессивное поведение»
  2. Выявить агрессивность дошкольников. Факторы формирования агрессивного поведения;
  3. Определить технологии профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраст;
  4. Рассмотреть деятельность воспитателя по взаимодействию с агрессивными детьми дошкольного возраста;        

Гипотеза исследования: Если провести теоретический анализ учебно-методических, научных источников литературы по проблеме исследования, систематизировать методы исследования, то это создаст теоретическую основу для последующей разработки эмпирического эксперимента.

Методами исследования: были определены: теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельной учебно-исследовательской деятельности.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоритические аспекты проблемы агрессивного поведения дошкольников.

Во второй главе описано агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

В заключении приведены основные выводы исследования в соответствии с поставленными задачами.

Список использованной литературы состоит из 20 источников.

Глоссарий содержит научные определения 13 терминов.


Глава 1. Теоретические основы проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста

1.1. Понятие и характерные особенности феномена «агрессивное поведение»

Изучением феномена агрессии и агрессивного поведения занимается множество научных дисциплин, включая философию, биологию, социологию, психологию и др. Слово агрессия происходит от латинского «agreed», что означает «нападать». Оно издавна присутствует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении других людей.

В философском словаре агрессия определяется как понятие, которое используется для обозначения самых разнообразных форм поведения: от реплик и элементов пародий до принятия различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным и массовым летальным исходом. Подлинный смысл понятия весьма часто устанавливается только на уровне контекста. В обыденной жизни агрессия ассоциируется с действиями, нарушающими физическую или психологическую целостность другого человека, наносящими ему материальный ущерб.

На сегодняшний день агрессивное поведение изучается многими как западными, так и отечественными учеными. В зависимости от научной области и концепции, которой придерживается автор, определение агрессии понимается по - разному. Несмотря на большое число подходов, ни один из них не дает полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Л. Берковиц [8]1в своей книге «Агрессия: причины, последствия, контроль» отмечает, что понятие «агрессия» может использоваться как в предельно широком, так и в узком- специальном значении. В первом случае «агрессия рассматривается не только как немотивированное нападение на другого человека, но и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения».

Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Л. Берковиц отмечает, что такое определение сразу же порождает очевидную проблему, а именно – невозможность отделения умышленной попытки причинить вред от ненамеренной.

А. Бандура [9]2отмечал, что «многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли». Л. Берковиц указывает на несостоятельность данного понимания, т.к. действие, рассматриваемое одними как нормальное, другими расценивается как неоправданная агрессия.

Один из главных вопросов в исследовании агрессии формулируется следующим образом: «Хотят ли нападающие причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей»?

Л. Берковиц термин «агрессия» понимает как «некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому - то другому».

Дж. Доллардом[10]3 и Н. Миллером [11]4агрессия рассматриваются также как действие с целью причинения вреда другому лицу. Это усвоенное в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление поведение.

В настоящее время общепринятым считается следующее определение агрессии: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».

Наряду с понятием «агрессия» очень часто употребляется термины «агрессивность», «враждебность», «гнев».

Если говорить о соотношении понятий «агрессия» и «гнев», то, по мнению Л. Берковица[12]1, в случае агрессии мы имеем дело с действием, направленным на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу. Гнев напротив, не обязательно имеет какую - то конкретную цель, а означает определенное эмоциональное состояние. Враждебность, по мнению автора, - это негативная установка к другому человеку или группе людей, которая находит свое выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта - жертвы.

Разделяя понятия «агрессия» и агрессивность», указывает на то, что «под агрессивностью понимают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. агрессия - это определенные действия, причинение ущерба другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом».

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессивного поведения. Например, С.Н. Ениколопов [13]2предлагает выделять виды агрессивного поведения на основании трех параметров:

1) Физическая — вербальная агрессия;

2) Активная — пассивная агрессия;

3) Прямая — косвенная агрессия.

 Классификации  агрессивного поведения:

  1. Наступательная агрессия — нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;
  2. Защитная агрессия — нанесение повреждений другому субъекту в ответ на применение им насилия;
  3. Ответная агрессия — нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесенные ему этим субъектом повреждения;
  4. Спровоцированная агрессия — подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;
  5. Неспровоцированная агрессия — агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;
  6. Агрессия, вызванная раздражением, — агрессивные действия, первичная функция которых — редуцирование или снятие состояния раздражения;
  7. Побудительная агрессия — агрессивные действия, первичная причина которых — получение внешней стимуляции;
  8. Санкционированная агрессия — агрессивные действия, служащие социальным нормам и не выходящие за их рамки.

 Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее развитие.

1.2. Агрессивность дошкольников. Факторы формирования агрессивного поведения

Причиной Агрессивные поведения детей такого является блокирования желания или намеченной программы действия в результате причинения воспитательных воздействий.

Ребенку необходимо реагировать на эти изменения, с одной стороны, увеличивается исследовательская активность к окружающему миру, с другой стороны, родители все больше начинают ограничивать возможности ребенка.

В дальнейшем проявления агрессивности во многом зависят от процесса полоролевой идентификации. Отмечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют большую агрессивность, чем мальчики, его не имеющие. В семьях, где нет отца, мальчики менее агрессивные и более зависимы. Влияние процессов формирования полоролевой идентификации проявляется в том, что если в двухлетнем возрасте в арсенале средств проявления агрессивности у мальчиков и у девочек примерно в одинаковых пропорциях встречается плач, визг, то к четырем годам фрустрации, неудачи вызывают у них неодинаковую реакцию: мальчики большей частью ругаются, а девочки – визжат.

У дошкольников, соотношение форм выраженности агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная. Позднее тенденции изменяются: у мальчиков вербальная агрессия становится доминирующей, также они часто прибегаю к словесному способу выражения негативных эмоций, чем девочки.

На формирование агрессивного поведения ребенка оказывает свое влияние ряд факторов такие как: влияние семьи на формирования агрессивного поведения и взаимодействие со сверстниками, отношение родителей, контроль, телевидение.

        Большое значение оказывают следующие факторы семейного воспитания: реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер взаимоотношений между родителями, уровень семейной гармонии, дисгармонии, взаимоотношение между братьями и сестрами.

На формирование агрессивности влияние оказывает негативизм матери, ее терпимость к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым, суровость дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку, индивидуальные особенности темперамента ребенка.

Изучение зависимости между агрессивным поведением детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что «жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности детей, а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности». Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипоопека») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй - по линии матери.

Во взаимодействии, семьи агрессивных детей имеют ряд особенностей:

  1. В таких семьях разрушены эмоциональные связи между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2.        Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют проявления в поведении своих детей агрессивных тенденций.

3.        Матери не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4.        У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, это очень жестокий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым прибегаю родители агрессивных детей, - физические наказания, угрозы, лишения привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви в случае проступка. Причем сами родители не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

Сравнительно «безопасным» способом усвоения моделей агрессивного поведения является игра, где дети с шумом толкают друг друга, где побеждает самый быстрый и сильный. Известно, что дети, регулярно посещающие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад не регулярно, либо вовсе в него не ходили.

Один из главных путей научения агрессивному поведению у детей является наблюдение за чужой агрессией. Большое значение имеет наблюдение агрессивного поведения со стороны, т.е. наблюдение за поведением сверстников.

 Один из самых спорных источников формирования агрессивного поведения - средства массовой информации.

Краткие выводы по первой главе

        Итак, на сегодняшний день агрессивное поведение изучается многими как западными, так и отечественными учеными. Л. Берковиц [14]1 отмечает, что: «Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»; «Агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом». Необходимо различать эти два понятия.

        Проблема агрессивного поведение является актуальной и по сей день для представителей различных теоретических направлений, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В настоящее время существует множество различных классификаций агрессивного поведения.

        Один из главных путей научения агрессивному поведению у детей является наблюдение за чужой агрессией.


Глава 2. Особенности профилактики агрессивного поведения детей  дошкольного возраста

2.1. Технологии профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Для организации работы по профилактике агрессивного поведения с дошкольниками специалистами широко применяются такие технологии, как игротерапия, сказкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, проективный рисунок, релаксационные упражнения и др. В процессе использования данных технологий происходит формирование личности ребенка-дошкольника, подготовка ее к различным видам деятельности. Рассматриваемые технологии развивают психологическую пластичность, умение принять на себя роль, позицию и искренне отстаивать ее. Они позволяют ребенку быть лично причастным к процессам, протекающим в общественной жизни, дают возможность «прожить» некоторое время в «реальных» жизненных условиях, позволяют дошкольникам осуществить массу социальных проб, принять на себя различные социальные роли, позволяют увидеть результаты собственных действий, понять и проанализировать допущенные ошибки, в том числе и те, которые были сделаны другими участниками игрового взаимодействия.  Данные технологии именуются также «игровыми технологиями», причем такого рода наименование не случайно, ведь игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста, поэтому использование воспитателем данных технологий наиболее оправданно.

Игротерапия- это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим метод, который базируется на примении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие.

Сказкотерапия- это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках, былинах, притчах. В отечественной науке определяется как «целенаправленное использование сказок в психоконсультировании, психокоррекции и терапевтической работе». Этот метод позволяет использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. В его основе лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать других, учит принимать и создавать новое.

Изотерапия- это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием.

1.        Свободное рисование (каждый ребенок рисует то, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, затем их обсуждение происходит в группе. Детям предлагаются следующие темы для рисования: «Наша группа», «Смешной рисунок», «Рисуем настроение», «Нарисуй свой страх» и др.

2.        Совместное рисование (дети делятся на подгруппы по 5 человек, затем рисуют вместе на одном листе заданную тему). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. Готовые рисунки одновременно демонстрируются всем детям, просматриваются, затем обсуждаются. Совместными усилиями дети находят общее и отличительное в содержании рисунков.

При использовании рисуночных техник исходят из того, что: различные техники рисования – это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации; в изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка); в процессе рисования педагог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

Психогимнастика Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на профилактику, развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), а также на развитие произвольности поведения.

Произвольность в отечественной науке, вслед за Л. С. Выготским[15]1 , понимается как способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью. Развитие произвольности заключается в овладении средствами, позволяющими осознать свое поведение и управлять им.

В основе психогимнастических упражнений лежат представления о механизмах психофизиологической саморегуляции человека, законах их формирования в онтогенезе, их взаимообусловленности и внутренних связях. Основные механизмы психической регуляции человека проявляются в функциональном психофизиологическом единстве деятельности организма как целостной системы. Произвольная саморегуляция у человека осуществляется на уровне слов, понятий, волевых усилий, внутренних планов, представлений конечных результатов своих действий – условных заместителей настоящих ощущений или образов.

У ребенка возможность управлять своим поведением появляется только по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов. Взрослый может способствовать этому процессу, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих функций организма. Способность регулировать различные сферы жизни – двигательной, эмоциональной поведенческой, коммуникативной состоит из конкретных контролирующих умений в этих сферах.

Проективный рисунок. Рисование – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты.

Процесс рисования оказывает развивающее воздействие и обладает несомненными достоинствами, по сравнению с другими видами детской деятельности, а именно: развивает чувственно-двигательную координацию; участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие; способствует развитию зрения, двигательной координации, речи, мышления, связывает их между собой.

Сюжетно-ролевая игра предполагает принятие ребенком на себя роли-образа. Под ролью понимается некая функция, выполняемая ребенком в той или иной ситуации. Ребенком могут приниматься роли различные по содержанию и статусу, дошкольник также может проигрывать роли противоположные его характеру или прибегать к гротескному варианту проигрывания ролей.

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо слову. В процессе вербализация игр ребенку дается возможность на словесном уровне выразить тревожащие его ситуации, перевести их из сферы бессознательного на вербальный уровень, тем самым снизить уровень аффективных проявлений.

Психодиагностические игры позволяют педагогу выявить некоторые особенности ребенка, а также оптимизировать отношения к своему имени, своим личностным качествам, эмоционально-ценностному отношению к себе, повысить самооценку.

Коммуникативные игры способствуют углублению сферы общения и обучают умению сотрудничать дошкольников с окружающими людьми.

Реализации данных игровых технологий будет наиболее эффективной при организации социально-культурной среды, в которой протекает развитие ребенка-дошкольника, адекватной его возрастным возможностям, а также при создании диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта личностного становления ребенка-дошкольника, обеспечении готовности участников педагогического процесса к деятельности по профилактике негативных эмоциональных состояний у детей, предполагающей проведение обучающей методической работы с педагогами, работающими с дошкольниками, реализацию педагогической программы, обучение педагогов и родителей методам и приемам, направленным на развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер дошкольников, организацию игровой деятельности с детьми, что поможет избежать грубых ошибок и добиться целостного формирующего эффекта в процессе педагогической деятельности.

2.2. Деятельность воспитателя по взаимодействию с агрессивными детьми дошкольного возраста

Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.

Воспитателю следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Наибольший уровень проявления агрессивности демонстрируют те дети, которые не знаю, какая реакция последует за поведением ребенка. В целом, требования по отношению к детям должны быть разумными, тогда как на их выполнении необходимо настаивать явно показывая, чего от них ждут.

Следует избегать немотивированного применения угроз или силы для контроля детского поведения. Чрезмерное использование такого рода мер воздействий способствует формированию у них аналогичного поведения, а также выступает в качестве причин проявление в их характере таких особенностей, как злость, упрямство и жестокость.

Важно помогать ребенку обучиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это оно должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и расшвыривания игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Следует учить детей выражать собственные переживания, называть все своими именами. Важно помнить о том, что чем больше агрессии со стороны взрослого, то тем больше враждебности зарождается в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим обидчикам, ребенок начинает отыгрываться на младших или более слабых детях или на животных.

Для ребенка порой важно просто понимание, и даже одно доброе и ласковое слово способствует снятию агрессивности у ребенка. В других случаях только сочувствия или только принятия ребенку может быть недостаточно.

Основная задача и воспитателей заключается в том, чтобы обучить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их. Важно обучить ребенка говорить «нет», не подавляться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что, к сожалению, окружают любого человека.

Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. В дошкольном возрасте важно предпринять современные меры для агрессивных проявлений у детей. Воспитатель предлагает детям придумывать  историю и желательно дополнить ее рисунками или масками. Тогда игра станет для всех более интересной. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества. Таким образом, основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, с точки зрения, являются: игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование, придумывание сказок и др.)

Краткие выводы по второй главе

Для организации работы по профилактике агрессивного поведения с дошкольниками специалистами широко применяются такие технологии, как игротерапия, сказкотерапия, , изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, проективный рисунок, релаксационные упражнения и др. Данные технологии именуются также «игровыми технологиями».

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферы заботы, поддержки, а также теплоты.

Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям.

Важно помогать ребенку обучиться владеть собой, контролировать собственное поведение.


Заключение

На основании анализа научных источников по проблеме исследования нами выявлено следующее:

  1. Рассмотрев понятие и характерные особенности феномена «агрессивное поведение» позволяет нам использовать разделяя понятия «агрессия» и агрессивность», указывает на то, что «под агрессивностью понимают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, т.е. агрессия - это определенные действия, причинение ущерба другому объекту, а агрессивность - это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом».

  1. . Рассмотрев агрессивность дошкольников можно отмететь, что у дошкольников, соотношение форм выраженности агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек - вербальная. Позднее тенденции изменяются: у мальчиков вербальная агрессия становится доминирующей, также они часто прибегаю к словесному способу выражения негативных эмоций, чем девочки.

  1.  Определив технологии профилактики агрессивного поведения  детей дошкольного возраста мы представили  для организации работы по профилактике агрессивного поведения с дошкольниками специалистами широко применяются такие технологии, как игротерапия, сказкотерапия, изотерапия и их элементы, а также психогимнастика, проективный рисунок, релаксационные упражнения и др. Данные технологии именуются также «игровыми технологиями», причем такого рода наименование не случайно, ведь игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста, поэтому использование воспитателем данных технологий наиболее оправданно.  В процессе использования данных технологий происходит формирование личности ребенка-дошкольника, подготовка ее к различным видам деятельности.

  1.  Рассмотрев деятельность воспитателя по взаимодействию с агрессивными детьми дошкольного возраста нужно формировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность. Важно помогать ребенку обучиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми.  

Список использованных источников

Официальные документы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". (ФГОС ДОО) URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637 (дата обращения 06.04.2016) 

Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)

Агрессия в подростковом возрасте СПб.: Питер 2001 С:175.

  1. Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Н.А. Разгонова. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М. 1995 , С.118
  2. Л. Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. Питер. 2001.С.180
  3. А. Бандура Теория социального научения. М.,. ЮНИФа  2000   С.872
  4. О.А. Ворожцова Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2014 ,С.62
  5. Л.С. Выготский Педагогическая психология // Под ред. В. В. М. Давыдова 2012,С.156
  6. Дж. Доллард Техники консультирования и психотерапии. Ростов-на-Дону 2000  г.,С.547
  7. Н. Миллер Техники консультирования и психотерапии. Ростов-на-Дону 2000,С.547
  8. С.Н. Ениколопов Понятие агрессии в современной психологии. М., ЭКСМО 2001 ,С.1038

Электронные источники удаленного / локального доступа

  1. А.В. Запорожец. Избранные психологические труды: СПб.: Питер 2001 С.: 125.
  2. Колосова С. Л. Детская агрессия, СПб.: Питер, 2004 ,С.224
  3. И.С. Кон. Ребёнок и общество,М.: Академия, 2003 ,С.336
  4. Ю.Б. Можгинский. Агрессивность детей и подростков. Р., ЭКСМО 2008 ,С.954
  5. М.А. Панфилова Игротерапия общения: СПб.: Питер 2007 С.: 576.   Философский энциклопедический словарь, М.: ИНФРАМ
  6. И.А. Фурманов Психология детей с нарушениями поведения П.,  1997 ,С.1503
  7. Т.Б. Филичевой и. Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР. М.: Астрель; Тверь: АСТ 2012 С.1047
  8. Дж. Хиллман, Юнгианская  психология М.: Academia. 2005 ,С.2047
  9. Шестакова Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01: защищена 11.05.11 / Елена Шестакова  Германовна. Пермь, 2011 ,С.184
  10. М.В. Яковлева. Сказкотерапия и символдрама // Школа здоровья. 1999. № 3.С.: 67.

Глоссарий

Понятие

Определение

1.

Агрессивность-

  • это устойчивая черта личности готовность к поведению агрессивному (по-видимому, агрессивность между особями одного вида существует у большей части приматов). Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из коих — нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

2.

Агрессия- 

  • это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

3.

Агрессия вербальная-

  • это форма поведения агрессивного, в коей используется от реагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонент речи, так и посредством угрожающего содержания высказываний.

4.

Агрессия прямая

  • это поведение агрессивное намеренного характера, цель коего не скрывается.

5.

Аффективные реакции

  • это сильные, кратковременные, нервно-психические возбуждения, связанные преимущественно с неудачами.

6.

Агрессия физическая-

  • это агрессивное поведение с использование физической силы, направленной против другого лица или обьекта.

7.

Агрессия вербальная

  • это вид деятельности, который заключается в это выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.

Агрессия пассивная-

  • . это манера поведения, при которой проявляются проявления гнева.

9.

Агрессия косвенная-

  • . это агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

10.

Возраст

  • . это относительно замкнутый цикл развития человека, имеет свою структуру и динамику

11.

Игра

  • это воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей деятельности

12.

Конфликт

  • это столкновение личностей, их идей, интересов, потребностей, оценок, стремлений, уровня притязаний

13.

Фрустрация-

  • это негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности.

        

        Приложение 1

Тест «Кактус» М.А. Панфилова.

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

  • Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм: использование ярких цветов.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.


[1] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". (ФГОС ДОО)  URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637 (дата обращения 06.04.2016) 

[2]1 Выготский Л.С. Педагогическая психология . Под ред. В. В. Давыдова. М.: 2012. С.125.

[3]2 Берковиц  Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. Питер 2001 С.112.

[4]3 Бандура А. Теория социального научения. М:, . ЮНИФа  2000 г. С.325.

[5]4 Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. С.120.

[6]5 Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения П.,  1997г. С.1.300.

[7]6 Шестакова Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.01: защищена 11.05.11 / Шестакова Елена Германовна. - Пермь, 2011. С.117.

[8]1 Берковиц  Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. Питер 2001.С.112.

[9]2 Бандура  А. Теория социального научения. М.: ЮНИФа  2000 г. С325..

[10]3 Доллард  Дж. Техники консультирования и психотерапии. «Ростов-на-Дону» 2000 .С.421.

[11]4 Миллер  Н. Техники консультирования и психотерапии. «Ростов-на-Дону» 2000. С.422.

[12]1 Берковиц  Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. Питер. 2001.С.113.

[13]2 Ениколопов  С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. М.:ЭКСМО 2001. С.747.

[14]1 Берковиц  Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.  СПб. Питер. 2001.С.114.

[15]1 Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова. М.: 2012.С.156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Развитие адаптационных способностей у детей дошкольного возраста КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Здоровье детей дошкольного возраста, как психолого-педагогическая проблема в дошкольном учреждении

           Здоровье -  естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изме...

Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблемаДошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Ов...