Образование детей с особыми образовательными потребностями. Первые шаги к легоконструированию
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Милюткина Елена Анатольевна

 

Краткая аннотация работы: предлагаемый опыт работы направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных способностей дошкольников на основе занятий  по моделированию из конструктора ЛЕГО.  Данная работа содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики, на развитие у ребёнка  сенсорной и моторной сторон речи, формирование  умения   эффективно работать вместе, ответственно относится к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов, формировать элементарные навыки командной работы, что очень пригодится на следующих жизненных этапах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование детей с особыми образовательными потребностями: опыт,  знания, перспективы.

Первые шаги к легоконструированию.

Краткая аннотация работы: предлагаемый опыт работы направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных способностей дошкольников на основе занятий  по моделированию из конструктора ЛЕГО.  Данная работа содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики, на развитие у ребёнка  сенсорной и моторной сторон речи, формирование  умения   эффективно работать вместе, ответственно относится к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов, формировать элементарные навыки командной работы, что очень пригодится на следующих жизненных этапах.

Введение

Новизна -  В  Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. Опыт работы направлен на  особенность  воспитанников нашей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОВЗ), у которых  отмечается  неумение логически и конструктивно мыслить, самостоятельно добиваться знаний, доказательно рассуждать.     Поэтому,  использование в образовательном процессе ЛЕГО - конструирования, как одного из активных, практико - ориентированных, креативных средств развития дошкольников, способствует обогащению развития дошкольников с ОВЗ. С использованием ЛЕГО каждый ребенок вне зависимости от его возраста и возможностей имеет возможность показать свою фантазию, наслаждаться возможностью жить в собственном рукотворном мире.

 Актуальность обусловлена приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования. Одной из основных задач на современном этапе является создание условий для позитивной социализации детей, обогащение развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. А в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

         Теоретическое знание проблемы - Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, Л.А.Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

              Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова). Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

               Цель: создание условий для развития личности каждого ребёнка в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных способностей дошкольников на основе занятия  по моделированию из конструктора ЛЕГО.

              Обучающие задачи:

  • Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО и овладевать  вариативными способами соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи.
  • Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования.
  • Формировать умение рассказывать о собственном замысле, способе его решения.
  • Формировать познавательную активность и познавательные действия.
  • Формировать умение составлять рассказ по замыслу с использованием LEGO-конструктора; воплощать свои идеи,  используя конструкции.
  • Формировать навыки творческого мышления.

Развивающие задачи:

  • Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.
  • Развивать навыки партнерского взаимодействия.
  • Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
  • Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Развивать связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные задачи:

                Способствовать сплочению детского коллектива при работе в группе.

          Особенности личности и познавательной сферы детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата, степень поражения, уровень сформированности конструктивных навыков, тонкой моторики определяют основные подходы к организации и содержанию работы.

Всю совместную деятельность  я разделила  на 4 этапа. Каждый этап имеет свои цели, задачи. 

1 этап:

  • научить спокойно воспринимать яркие ЛЕГО - элементы,- сформировать навыки управления поведением.
  • сформировать навык свободной ориентации в ЛЕГО — элементах.  Уметь называть, различать по цвету и форме, овладеть навыками классификации.
  • научить детей брать ЛЕГО - элементы щепотъю, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом в разных положениях.
  • обучение словесному обозначению пространственного расположения предметов: на, над, под, около.
  • научить детей убирать детали конструктора в коробки, расставлять на места стулья и вообще наводить порядок.

В процессе этой работы я обращаю внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения тонкой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.

Перед началом конструирования обязательно я даю словесное описание данного образца, с указанием на его существенные детали.

2 этап:

  • обучать детей планомерному обследованию образцов – моделей, выделение их существенных компонентов.
  • обучать детей эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями предмета в виде прикладывания к образцам, приставления и примеривания.
  • обучать детей использованию пространственных и метрических признаков предметов ( форма, объем, величина) в процессе конструирования.
  • обогащать словарный запас ребенка словами – терминами, обозначающими форму предмета: квадрат, прямоугольник, ромб, овал, круг.

3 этап:

  • учить детей правильно рассматривать образцы рисунки, выделять в них существенные элементы, постройки.
  • научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции.
  • сформировать у детей понятие о прочной, устойчивой и неустойчивой постройке;

          о широкой постройке, длинной постройке.

  • учить детей правильно называть пространственные отношения: «наверху», «внизу», «слева», справа».
  • учить детей правильно воспроизводить в постройках пропорциональные взаимоотношения деталей.

4 этап:

  • обучать детей использованию усвоенных способов конструирования.
  • формировать умение включать конструктивное моделирование  и другие виды детской деятельности.
  • обучать составлению рассказа о будущей постройке, о выполненной постройке, об игре с постройкой.

Поставленные задачи реализуются последовательно. Переход на следующий этап осуществляется при усвоении ребенком предыдущего.

Были четко определены необходимые организационно – педагогические условия, способствующие эффективности совместной  работы: продолжительность - 30 минут с минутками отдыха.

Примерная структура совместной деятельности:

  1. Вступительная часть. Сплочение группы, организация совместной деятельности, выполнение дыхательных упражнений, снижение мышечного тонуса, нормализация тонуса мышц кистей рук.
  2. Непосредственная конструктивная деятельность детей. Формирование необходимых конструктивных навыков и умений с четкими коррекционными задачами: развитие произвольности, совершенствование психических процессов и связной речи, развитие творческих способностей и воображения, способности к планированию деятельности.
  3. Заключительная часть. Оценка ребенком результатов собственной деятельности, подведение итогов, снятие мышечного напряжения, релаксационная пауза.

Использование технологий в практической деятельности

I этап. «Первые шаги к легоконструированию».

Учитывая особенность развития детей нашей группы, я воспользовалась такой технологией, как  «Лэпбук».  Лэпбук  (lapbook) – новая форма организации образовательной деятельности детей, способствующая развитию  познавательной активности.

Мною был разработан лэпбук, способствующий развитию мелкой моторики и пошагавому ознакомлению детей с легоконструированием. Данный лэпбук дает возможность детям самостоятельно и совместно со взрослым выполнить задания, которые заложены в карманчиках лэпбука.

II этап.

Методика организации совместной и самостоятельной  деятельности строится на основе конструктора LEGO DUPLO:

1. «МОЯ ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ».  В комплект входят тематические карточки (декорации), которые служат фабульной опорой для создания истории и позволяют сделать совместную и самостоятельную деятельность более запоминающимися и яркими. 

       Ключевые моменты обучения:

  • Стимулирует языковое развитие через рассказывание историй (навыки говорения, слушания);
  • Способствует социально-эмоциональному развитию, прививает навыки работы в команде;
  • Позволяет усвоить сюжетную логику (начало истории, ее развитие и окончание);
  • Тренирует воображение, творческие способности;
  1.  «КАФЕ».

Ключевые моменты обучения:

  • Включает в себя 10 уникальных элементов и монеты, чтобы научить считать;
  • Меню-карты и 5 карт-рецептов покажут детям, как построить каждую модель;
  • Подходит для разнообразных ролевых игр - кафе, магазин, кухня;
  • Возможность организации ролевых игр с участием клиентов, поваров или обслуживающего персонала;
  • Основные результаты обучения связаны с математическими умениями, но набор позволяет также развить речь и коммуникативные способности;
  • Игра основана на постоянной практике и включает элементы свободного творчества;
  1.  «ПЕРВЫЕ КОНСТРУКЦИИ» (набор ЛЕГО Эдьюкейшн).

В этом наборе есть все для воплощения 12 задумок по строительству сооружений, таких как мосты и башни, а также четыре практических задания.

Ролики, колеса, подвижные крючки на тросах, оси, двусторонние карточки с заданиями и инструкциями также входят в набор.

Основные принципы обучения:

  • Изучение таких сооружений, как башни, мосты и стены;
  • Изучение силы равновесия, прочности, устойчивости и подвижных элементов;
  • Решение задачи.

Заключение.

Внедрение и апробация данной технологии проводится в течение 2-х лет. Учитывая специфику развития детей с ДЦП и другими нарушениями ОДА, работа осуществлялась систематически, поэтапно, последовательно, с постепенным усложнением задач. Дети смогли преодолеть свою закомплексованность, неуверенность в себе, легко вступают в контакт, умеют самостоятельно организовать игру. У троих детей с ДЦП частично преодолено нарушение моторики. У остальных преодолены нарушения  пространственной ориентировки, наметились позитивные сдвиги в сенсорном восприятии, обогатился словарь.

Перечень литературных источников:

1.Комментарии к  ФГОС дошкольного образования / Минобрнауки России, 2014г.

2.Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).

- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009.

4.Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов.- М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия как реализация права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Раскрытие понятия детей с особыми образовательными потребностями и их прав.В работе, также раскывается понятие инклюзии и перечисляются основные современные взгляды на это явление.Показывается реализа...

Доклад "Обеспечение приемственности в системе дошкольного и начального образования детей с особыми образовательными потребностями

Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются  актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с "особыми образова...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями

Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 6 лет «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ 5 – 7 лет «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

                         Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет дей...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...