Главные вкладки

    Нейропсихологическая диагностика (младший школьный возраст) с ЗПР
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Боброва Александра Владимировна

    Нейропсихологическая диагностика (младший школьный возраст) с ЗПР. описывается методика, протокол, прилагается раздаточный материал. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл neyropsihologicheskaya_diagnostika.docx964.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нейропсихологическая диагностика (младший школьный возраст)

    Название, содержание методики

    Инструкция

    Оборудование

    1. Исследование двигательных функций.

    1. Опросник

    Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения Клп по формуле:
    КЛП = (П-Л) х 100%,          (1)
                   (П+Л)
    где: П - правая (рука, глаз и т.д.);
    Л - левая.
    Результаты от -10 до +10 оцениваются как амбилатеральность;
    Меньше -10 - как левостороннее предпочтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария);
    Больше +10 - как правостороннее (доминантность левого полушария).
          Ниже приводятся пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5-6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (1).
    Неоднократное тестирование необходимо, для того, чтобы получить более достоверные результаты.

    Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню (собираешь пирамидку)?

    В какой руке держишь ложку во время еды?

    Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

    Какой рукой держишь зубную щетку?

    Какой рукой причесываешься?

    Какой рукой рисуешь?

    Какой рукой режешь ножницами?

    Какой рукой пишешь?

    Какой рукой пользуешься ластиком?

    Какой рукой бросаешь камень, мяч?

    Какой рукой раздаешь карты?

    Какой рукой бьешь молотком?

    Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?

    Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения.

    1. Моторные асимметрии

    Функциональная асимметрия рук

    Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование.

    Измерение скорости выполнения любых мануальных (теппинг, рисунок, письмо и т.д.) заданий попеременно каждой рукой, затем обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.

    "Сделай, пожалуйста, так". Экспериментатор в течение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука оказывается сверху; в пробе "переплетение пальцев" сверху большой палец ведущей руки.

    Проба Чернашека. 

    Может проводиться с детьми от 7 лет.

    И.: "Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно правой рукой (экспериментатор касается правой руки ребенка) квадрат, а левой  (касание)  круг. Еще раз: (касание) квадрат, (касание) круг. Запомнил?"
          Затем под первой парой рисунков по аналогичной инструкции предлагается нарисовать следующую, например, "треугольник - квадрат", "круг - квадрат" и т.д. до восьми раз.

    При этом экспериментатор достаточно громко приговаривает: "Быстрей, быстрей" (постукивает по столу), и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал обеими руками одновременно и желательно с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

    Перед ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руки дается по карандашу.

    3. Функциональная асимметрия ног и тела

    И.: "Попрыгай на одной ноге". Используется ведущая нога.

    И.: "Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?" Активная (в том числе толчковая) нога - ведущая.

    И.: "Закинь ногу на ногу". Ведущая нога сверху.

    И.: "Повертись, покрутись несколько раз". При вращении вокруг собственной оси предпочитается направление в сторону доминантной половины тела.

    4. Функциональная зрительная асимметрия

    И.: "Прищурься одним глазом". Первым прищуривается неведущий глаз.

    И.: "Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)". Ребенку прямо, по средней линии, дается один из этих предметов. Для рассматривания используется ведущий глаз.

    И.: "Загороди линейкой лампу". Ребенку дается линейка (или что-то аналогичное), которой он должен загородить источник света. Тень при этом падает на ведущий глаз.

    5. Двигательные функции

    Кинестетический праксис

    Праксис поз по зрительному образцу

    И: "Делай, как я". Экспериментатор последовательно демонстрирует ребенку ряд мануальных поз:
    большой и указательный (средний, безымянный) пальцы сложены в колечко;
    рука сжата в кулак, но мизинец выставлен вперед;
    рука сжата, но указательный палец и мизинец выставлены вперед и т.п. 
       Каждую из этих поз ребенок должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

    Праксис поз по кинестетическому образцу. 

    И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?" Экспериментатор складывает пальцы ребенка в мануальные позы, представленные выше. Затем распрямляет кисть ребенка и просит его воспроизвести заданную позу.

    Перенос поз по кинестетическому образцу.
    И.: "Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке". Образцы поз и условия те же. Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

    Оральный праксис.

    И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается, вытягивает губы в трубочку; высовывает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п. Каждое движение воспроизводится ребенком.
    Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: "Нахмурься" или "Дотянись языком до носа". Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недопонимания и т.п.

    Кинетический (динамический) праксис

    "Кулак - ребро - ладонь".

    И.: "Делай, как я". Экспериментатор выполняет последовательный ряд движений:
    кулак, поставленный на ребро, вытянутая ладонь, поставленная на ребро, ладонь лежащая на столе; меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
          Два раза экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагает ему сделать упражнение самому и в более быстром темпе.
          Затем с зафиксированным языком и с закрытыми глазами.
          Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, "ребро - ладонь - кулак".

    Графическая проба "Заборчик"

    Экспериментатор рисует ребенку образец:
    И.: "Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги". 
    http://iemcko.ru/images/43114.jpg

    И.: "Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину".

    Карандаш, бумага .

    Реципрокная координация рук.

    И: "Положи руки на стол. Делай, как я". 
    Руки кладутся рядом: одна вытянута, другая сложена в кулак, затем одновременно первая рука сжимается в кулак, а вторая распрямляется, при этом руки остаются на одном месте.
          Несколько раз экспериментатор выполняет задание вместе с ребенком, потом предлагает ему сделать упражнение самому

    Оральный кинетический праксис.

    И: "Делай, как я". Экспериментатор, например: несколько раз щелкает языком, дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается;
    дотрагивается языком до левого, затем - правого угла рта, потом надувает щеки.

    6. Пространственный праксис

    Проба Хэда. 


    И: "То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (экспериментатор касается правой руки ребенка) правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (касание) левой рукой".
    Предлагается выполнение сначала одноручных (при этом экспериментатор постоянно меняет руки), затем двуручных проб: правая рука касается правого (левого уха), ребро ладони лежит на переносице, кисти рук сложены перпендикулярно друг другу в разных вариантах и т.д.После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

    7. Слуховой гнозис

    При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

    8. Восприятие ритмов. 

    И.: "Сколько раз я стучу?" (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.)
    И.: "По сколько ударов я делаю?" (по 2, по 3 удара). 
    И.: "Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?"

    Воспроизведение ритмов. 

    И.: "Постучи, как я". 
    Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

    10.Проба Тойбера.

    Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка(например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

    11. Проба Ферстера.

    И.: "Что я нарисовал (написал) у тебя на руке?" Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.
          Обязательным условием является упрощенность в памяти ребенка рисуемых знаков.

    Проекция локализации прикосновения. 

    И.: "Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"" (См. Рисунок). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека.

    Рисунок 1

    Называние частей тела.

    И.: "Назови часть тела, до которой я дотронусь". Экспериментатор прикасается к различным частям тела ребенка и просит его называть их. Данная часть исследования направлена на оценку не только соматогнозиса, но и номинативного уровня схемы тела.
          Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию; тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д.

    12. Зрительный гнозис

    Уже на этом этапе важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (следит глазами справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия. 
    Далее открывается рисунок к методике, и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментатором два, потом три изображения. 

    Восприятие предметных, реалистических изображений.
    Перед ребенком по-очереди открываются Картинки.

    И.: "Что здесь нарисовано?"

    Картинки с предметами рисунок 2

    Перечеркнутые изображения

    И.: "Что здесь нарисовано?"

    Рисунок 3

    Фигуры Поппельрейтера

    (наложенные изображения)

    И.: "Что здесь нарисовано?"

    Рисунок 4

    Незавершенные изображения

       

    И.: "Что здесь нарисовано?"

    Рисунок 5

    Химерные изображения

    "Что здесь нарисовано?"
    Если ребенок не сразу замечает "подвох", следует задать вопрос: "Это все? Все нарисовано правильно?"

    Рисунок 6,7,8

    13. Пространственные представления.

    Пространственный гнозис

    Проба "Зеркальные буквы" И.: "Покажи, какая из букв написана правильно". Более сложным вариантом является нахождение "неправильных" цифр и букв в слогах и словах.

    Рисунок 9

    Проба "Слепые часы".

    Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на "слепых часах". При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.
    Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

    Рисунок 10

    14. Самостоятельный рисунок

    Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой руками.

    Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

    Карандаши, бумага.

    Проба "Коврики".

    Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4), сложенный вдвое, на каждой половине которого изображены большие прямоугольники. 

    И.: "Представь, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста". По завершении раскрашивания одной рукой лист переворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.
    Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

    Карандаши, бумага

    Проба "Мандала".

    И.: "Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста". На любые вопросы ребенка дается ответ: "Делай, как тебе нравится".
    По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

    Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. 

    Проба "Гомункулус".

    Выполняется ведущей рукой.

    Раскрась рисунок. По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

    Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет?

    Что сейчас делает? Чем вообще занимается?

    Любимое и нелюбимое занятие?

    Боится ли он чего-нибудь?

    Где живет? С кем живет?

    Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

    Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

    Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

    Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

    Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

    Перед ребенком кладется образец формата листа (А 4).

    Проба "Рисунок человека". Выполняется ведущей рукой. 

    И.: "Нарисуй, пожалуйста, человека". 

    По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

    Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет?

    Что сейчас делает? Чем вообще занимается?

    Любимое и нелюбимое занятие?

    Боится ли он чего-нибудь?

    Где живет? С кем живет?

    Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

    Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

    Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

    Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

    Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

    Карандаши, бумага.

    Тест Денманна (копирование).

    Перед ребенком кладётся картинка с изображением фигурок и чистый лист бумаги. 
    Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у детей до 5-6 лет.

    И.: "Нарисуй эти фигурки". Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.

    Рисунок 11

    Карандаш, бумага.

    Тесты Тейлора и Рея-Остеррица.

    Тесты применимы для детей с 6 лет.
    Перед ребенком кладется фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. 
    Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Манипуляции ребёнка с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспериментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает отмечать время копирования.

    И.: "Нарисуй такую же фигуру". Правой рукой.

    Рисунок 12

    Карандаши, бумага.

    Рея-Остеррица 

    И.: "Нарисуй такую же фигуру", левой рукой.

    Рисунок 13

    Карандаши, бумага.

    Копирование проекционных изображений

    Ребенку предлагается правой и левой руками скопировать "куб" и "дом"

    Рисунок 14

    Карандаш, бумага.

    Копирование изображений с поворотом на 180 градусов.

     Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного "человечка".

    И.:"Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой".
    После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: "А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?" Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. 
    После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник.

    Рисунок 15

    Карандаш, бумага

    15. Исследование интеллектуальных процессов

    Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных и серийных).

    Рисунок 16, 17

    Понимание морали пословиц, поговорок и метафор.

    Куй железо, пока горячо.

    Не всё то золото, что блестит.

    Цыплят по осени считают.

    Волков бояться - в лес не ходить.

    Один в поле не воин.

    Любишь кататься - люби и саночки возить.

    Слово не воробей: вылетит-не поймаешь.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Как аукнется, так и откликнется.

    16. "Четвертый лишний" (предметный)

    И.: "Какой из этих предметов лишний?" После того как ребенок ответил правильно, экспериментатор спрашивает: "Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?"

    Рисунок 18 (а,б,в,г)

    Рисунок 19 (1,2,3,4)

    "Четвертый лишний" (вербальный). 

    И.: та же, что и в пункте "а", с той лишь разницей, что исключается лишнее слово.

    Кошелёк, портфель, чемодан, книга.

    Часы, весы, очки, термометр.

    Иней, пыль, дождь, роса.

    Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

    Самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор.

    Бочка, бабочка, жук, очки.

    Роза, шуба, книга, яблоко.

    17. Аналогии. Простые и сложные аналогии (предметные). 

    Рисунок 20 – 1,2,3

    Сравнение понятий.

     

    И.: "Что общего и что разного у яблока и вишни?" или "Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?".

    Выделение существенных признаков 

    И.: "Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать".

    Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

    Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

    Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

    Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

    Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

    Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

    Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

    Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

    18. Тест Кэттела. 
    Очевидно, что приведенные эталоны не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.

    И.: "Найди справа (экспериментатор показывает) подходящее изображение для пустого квадрата".

    Рисунок 21

    Речевые функции

    Фонематический слух.

    Скороговорки.

    И.: "Повторяй за мной...":

    б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;

    дочка-точка, бочка-почка, коза-коса;

    Баран-буян залез в бурьян

    В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона

    На дворе - трава,

    На траве - дрова,

    Не руби дрова:

    На дворе - трава.

          Попросите ребенка показать картинки: "мяч - меч", "кость - гроздь - гвоздь", "крыса - крыша";

     части тела: бровь, ухо - рот, плечо - локоть - глаз.

    Рисунок 22

    Номинативные процессы. 

    И.: "Что это такое? Как это называется?" Экспериментатор просит ребенка назвать изображения: сначала по одному, затем по два, по три; части тела, которые он показывает у него, у себя и на картинке; любые изображения, действия, качества, цвета и т.д.

    Рисунок 23, 24, 25

    Понимание логико-грамматических ("квазипространственных") конструкций.

    Экспериментатор просит ребенка показать: "бочку за ящиком", "перед бочкой ящик", "в ящике бочку" и т.д.

    Экспериментатор предлагает показать кисточку перед карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

    Рисунок 26

    Ребенок решает задачу: 

    Построение самостоятельного речевого высказывания. 

    Написание отдельных слов и словосочетаний: 

    Написание предложений:


    Чтение. 

    Прочтение простых и наложенных букв и цифр.

    Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел.

    Прочтение рассказа.

    «Колю ударил Петя. Кто драчун?" или "Брат отца и отец брата - это одно и то же?" и т.п.

    И.: "Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей; над деревом трава?" Верные грамматические конструкции обязательно должны чередоваться с неправильными.

    "машина", "Мишина машина"; "гвоздь", "кораблекрушение", "гвоздь - кость", "гвоздь - грусть - гость", "бочка - почка, почка - почта, бочка - почка - дочка" и т.п. Сначала задания выполняются в свободном режиме, потом с зафиксированным языком.

    "Портной строчит строчку", "Устроили экскурсию в Псков", "Лавировали корабли, пока не вылавировали".

    Рисунок 27

    Рисунок 28

    Приложение 1

    Память

    Слухоречевая память

    Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены ниже ("Две группы по три слова" и "Шесть слов"), ("Галка и голуби" и т.д.).

    "Две группы по три слова". (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерференции.)

    И.: "Повтори за мной: дом, лес, кот". Ребенок повторяет.

    "Повтори еще слова: ночь, игла, пирог". Ребенок повторяет.

    Затем экспериментатор спрашивает: "Какие слова были в первой группе?" Ребенок отвечает.

    Какие слова были во второй группе?" Ребенок отвечает.

    Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: "Какие вообще были слова?"

    При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз.

    Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. После этого дается интерферирующее задание (3-5 минут), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; с детьми после 10 лет серийный счет "100 минус 7" и т.д. По окончании выполнения этого задания, на этот раз уже не предъявляя слов, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах.

    Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

    "Шесть слов".

    И.:"Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай. Рыба, печать, дрова, рука, дым, ком". Ребенок повторяет.

    При неудачном воспроизведении тест повторяется до четырех раз.

    После чего дается интерферирующее задание (3-5 минут), например, воспроизведение таблицы умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте, попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.

    «Рассказ».  

    И.: "Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее". Экспериментатор рассказывает один рассказ. Ребенок повторяет его.

    При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

    Приложение 2

    Зрительная память

    Эталоны для исследования зрительной памяти представлены ниже"6 фигур" и "Лето".

    "Шесть фигур". Очевидно, что используется только один ряд, остальные - для динамического наблюдения (ретеста).

    Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из 6 фигур.

    И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее". Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При неудовлетворительном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

          Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 минут (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона.

    И.: "Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз". Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

    Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. Требуется только одно воспроизведение; после этого через 20-25 минут исследуется прочность запоминания, как и в пункте а.

          Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.

    Рисунок 29



                Рисунок 1               http://iemcko.ru/images/43060.jpg
    http://iemcko.ru/images/43060.jpg

    Рисунок 2 http://iemcko.ru/images/43012.jpg

    http://iemcko.ru/images/43013.jpg

    Рисунок 3

    Рисунок 4

    http://iemcko.ru/images/43017.jpg

    http://iemcko.ru/images/43018.jpg

    Рисунок 5


    Рисунок 6 

    http://iemcko.ru/images/43019.jpg

    http://iemcko.ru/images/43020.jpg

    Рисунок 7

    http://iemcko.ru/images/43021.jpg

    Рисунок 8


    Рисунок 9

    http://iemcko.ru/images/43037.jpg

    http://iemcko.ru/images/43039.jpg

    Рисунок 10

    http://iemcko.ru/images/43040.jpg

    Рисунок 11

    http://iemcko.ru/images/43055.jpg

    Рисунок 12

    http://iemcko.ru/images/43056.jpg

    Рисунок 13

    http://iemcko.ru/images/43057.jpg

    Рисунок 14


    http://iemcko.ru/images/43058.jpg

    Рисунок 15

    http://iemcko.ru/images/43116.jpg

    Рисунок 16                                      а)                                                                                                           б)

    http://iemcko.ru/images/43072.jpg                                             http://iemcko.ru/images/43073.jpg

    Рисунок 17                         а)                                                                                                          б)

    http://iemcko.ru/images/43074.jpg                                          http://iemcko.ru/images/43071.jpg

    Рисунок 18                                             а)                                                                                                                                   б)

       http://iemcko.ru/images/43075.jpg                                              http://iemcko.ru/images/43076.jpg

                                                    в)                                                                                                                 г)

    http://iemcko.ru/images/43077.jpg                                      http://iemcko.ru/images/43078.jpg

    Рисунок 19

    http://iemcko.ru/images/43079.jpg           1)                              http://iemcko.ru/images/43080.jpg2)

    http://iemcko.ru/images/43081.jpg            3)                                    http://iemcko.ru/images/43082.jpg4)

    Рисунок 20 -1

    http://iemcko.ru/images/43083.jpg                                              http://iemcko.ru/images/43084.jpg

    20 - 2

    http://iemcko.ru/images/43085.jpg                                          http://iemcko.ru/images/43086.jpg

    20 - 3

    http://iemcko.ru/images/43087.jpg                                   http://iemcko.ru/images/43088.jpg

    Рисунок 21

    http://iemcko.ru/images/43100.jpg

    http://iemcko.ru/images/43101.jpg

    http://iemcko.ru/images/43102.jpg

    http://iemcko.ru/images/43103.jpg

    http://iemcko.ru/images/43104.jpg

    http://iemcko.ru/images/43105.jpg

    http://iemcko.ru/images/43106.jpg

    http://iemcko.ru/images/43107.jpg

    Рисунок 22

    http://iemcko.ru/images/43062.jpg       http://iemcko.ru/images/43063.jpg       http://iemcko.ru/images/43064.jpg

    http://iemcko.ru/images/43065.jpg       http://iemcko.ru/images/43066.jpg       http://iemcko.ru/images/43067.jpg

    Рисунок 23

    http://iemcko.ru/images/43012.jpg

    Рисунок 24

    http://iemcko.ru/images/43014.jpg

    Рисунок 25

    http://iemcko.ru/images/43015.jpg

          

    Рисунок 26

    http://iemcko.ru/images/43068.jpg

    Рисунок 27

    http://iemcko.ru/images/43069.jpg

    Рисунок 28

    ПА     НА     РУ       КО    СТРИ    КРУ    

    БО     ШИ    ТИК     МНО      СИН    НАР

    КОТ   ТОК    ГЛАЗ    УХО    ШКАФ    

    ПСКОВ    УЖ     ПРОИЗВОДСТВО  

    ПРОСТРАНСТВО       МОСКВА   КРЕСТ    КНИГА

    САША     ГРИША   ДИМА       1    2    4      8      7      10      7    9          5        8

    Приложение 1

    Прочтение рассказа.

    ХИТРАЯ ЛИСА

    Бегала лиса по полю. Видели её собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса друг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.

    ЛЕВ И МЫШЬ

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

    ГАЛКА И ГОЛУБИ

    Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась  в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби узнали её и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но её также не признали и выгнали.

    Приложение 2

    2 ГРУППЫ ПО 3 СЛОВА

    дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

    кит, меч, круг - лёд, флаг, тетрадь

    кран, столб, конь - день, сосна, вода

    клей, луч, куб - трон, шуба, ваза

    6 СЛОВ

    рыба, печать, дрова, рука, дым, ком

    пузырь, краска, совок, нога, хлеб, шар

    звезда, нитка, песок, белка, пыль, шёлк

    море, сено, труба, лампа, тень, волк

    Галка и голуби

    Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби узнали её и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но её также не признали и выгнали.
    Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

    ХИТРАЯ ЛИСА

    Бегала лиса по полю.видели её собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса друг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.

    ЛЕВ И МЫШЬ

    Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.

    Рисунок 29

    http://iemcko.ru/images/43061.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

    Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

    Фольклорные досуги для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Разработки  фольклорных  досугов  Масленица, Деревенские  посиделки, Ярмарка, помогут музыкальным  руководителям и  учителям  музыки   в приобщен...

    Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

    Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

    Рабочая программа по нейропсихологической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с синдромом нарушения внимания и гиперактивности

    Цель программы: стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов....

    Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

    Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и ...

    Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на тему "Здоровый образ жизни"

    Данный материал поможет при подготовке и проведении занятий, праздников на тему ЗОЖ.В конце материала есть пословицы на тему ЗОЖ.Материал можно распечатать и оформить в виде брошюры формата А 5....