Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  нейропсихологических технологий в

 коррекции речевых  нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, тесно связана с  другими психическими функциями, опосредует их развитие и организует психическую деятельность человека в целом. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.

С каждым годом, согласно результатам диагностического обследования, все более увеличивается число детей с речевыми нарушениями, которые обусловлены или сочетаются с различными органическими нарушениями нервной системы. Очень часто врачи-неврологи стали ставить детям диагнозы ММД, СДВГ, дефицита внимания. Такие дети имеют проблемы не только в речевом развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие, имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.

В связи с этим в настоящее время актуален вопрос о владении специалистами, работящими с детьми с речевой патологией, современными коррекционными технологиями и методиками и применении их в практической профессиональной деятельности.

Эффективным путем совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с речевой патологией на разных возрастных этапах стал нейропсихологический подход к диагностике и коррекции речевых нарушений.

Использование нейропсихологических методов и приемов в практике логопедической работы (кинезиологические упражнения, дыхательные и глазодвигательные  упражнения, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж и т.д.), способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.

Система работы, опирающаяся на двигательные методы - наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей детей с речевыми нарушениями.

Цели кинезиологических упражнений: 

  • развитие межполушарного взаимодействия,

способствующее активизации мыслительной деятельности;

  • развитие межполушарной специализации;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти, внимания, речи;
  • предупреждение утомляемости.

Комплексы кинезиологических упражнений включают в себя:

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик»  «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча»  «Дышим носом»  «Ныряльщик»)

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие («Взгляд влево вверх»,  «Горизонтальная восьмерка»,  «Глаз – путешественник»)

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование”  “Мельница”  “Паровозик”  “Робот”  “Маршировка”)

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).

Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко”  “Кулак – ребро - ладонь”  “Лезгинка” 

Массаж ушных раковин.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения.

Нейропсихологический подход к коррекционной работе способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам и дефектологам выстроить работу максимально эффективно.           А так же  обеспечивает подъем на новый качественный уровень профессиональной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...

Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...

«Логоритмика. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...

Нейропсихологические игры для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Перед тем как приступить к нейропсихологическим упражнениям с ребенком, убедитесь, что он в хорошем настроении. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.  Начинайте...

Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Этот материал подойтет для написания самоотчета по теме самообразования...