Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений
рабочая программа (старшая группа)

План самообразования учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_izm.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида

Высокогорского района Республики Татарстан

        УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

Красносельский детский

Сад «Тургай»

Комбинированного вида

_________Л.Ш. Губайдуллина

План самообразования на 2022-2023 учебный год

Тема: «Использование нейропсихологических технологий

при коррекции речевых нарушений»

Материал подготовила учитель-логопед:

Шакирова Гузель Альбертовна

пос. ж/д.ст. Высокая гора

2022-2023 учебный год

 

        Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками посредством использования приёмов, методов и технологий нейропсихологии.

        Задачи:

• повышение уровня профессиональной компетентности в организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми;

• внедрение приёмов и методов нейропсихологии в коррекционно-развивающий процесс учителя-логопеда;

• обогащение развивающей предметно-пространственной среды играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно ориентированным техникам.

 

        Направления самообразования:

        Профессиональное:

1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.

2. Пройти курсы повышения квалификации.

3. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.

4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).

6. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.

7. Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».

        

        Психолого-педагогическое:

1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.

2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

3. Изучать опыт коллег.

4. Принимать активное участие в работе специалистов ДОУ.

        Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:

1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

2. Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.

3. Разработаны и реализованы нейропсихологические занятия с детьми от 6 до 7 лет.

4. Проведены открытые мероприятия.

5. Проведены мастер-классы.

6. Выпущены буклеты, памятки.

7. Разработан и практически реализован дидактический материал.

8. Имеются публикации на сайтах.

        

Источники самообразования:

 специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

 интернет-ресурсы;

 медиа - информация на различных носителях;

 семинары – практикумы, конференции, вебинары;

 выставки;

 курсы повышения квалификации.

План работы на 2022-2023 учебный год:

Месяц

Содержание работы по теме

Список литературы для самостоятельного изучения

Практическая деятельность по результатам изучения

Сентябрь-май

Изучение литературы по данному направлению. Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата

1. «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.

2. «Основы нейропсихологии» Лурия А. Р. - М.,1973.

«Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995.

3. Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с.

4.Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 1 416с. 2020г.

5. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

Разработка и утверждение рабочей программы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год.

Подбор практического материала (система нейропсихологических упражнений для развития полушарий головного мозга)

Практическая часть

Октябрь

Ноябрь

Применение нейроупражений в комплексе с дыхательными упражнениями. Совместная работа с учителем – логопедом.

 

Проведение открытого занятия на семинаре практикуме ДОУ на тему «Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников»

Декабрь

Внедрение нейроупражнений в ежедневные утренние физические упражнения

Памятки и практические рекомендации для педагогов.

Январь

Использование комплекса нейроупражнений в групповых, а так же в подгрупповых занятиях.

«Нейропсихологичес-кие занятия с детьми» в 2ч. Ч1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

«Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.

Проведение в групповых занятиях упражнения включающие в себя: дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и упражнения двигательного репертуара.

Февраль

Разработка памятки по данному направлению.

. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие 112с. 2019г.

Памятки для родителей

Март

Создание карт для дальнейшего использования в практической деятельности

Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. - М., МПСИ, 2001.

Разработка альбома артикуляционных упражнений

Апрель

Разработка рекомендаций по данному направлению.

Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003.

Создание картотеки

Май

Подборка материалов к публичной презентации, публикации и в сети интернет.

«Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.

«Упражнения для психомоторного развития дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М.: Аркти, 2008. -60с.

Колганова В.С., Е.В. Пивоварова Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие 2 144с. 2020г.

Выступление на общем родительском собрании, педсовете ДОУ выставка методической литературы и игр

В течении года

Распространение педагогического опыта

Выступления в педагогическом совете, семинаре-практикуме, проведение мастер-класса воспитателям, открытые занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаме...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Использование мнемотехники для коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ (мнемотаблицы)

Использование мнемотехникидля коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.Проблемы речи детей дошкольного возраста с ОВЗ.v Бедность речи. Недостаточный словарный запас,v Односложная, состоящая ли...

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...