Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.
статья по логопедии на тему

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минимальной мозговой дисфункцией), алалией, ДЦП (детским церебральным параличом), нарушениями слуха, зрения и др. Часто у таких детей нарушены основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), словарный запас отстает от возрастной нормы, у многих отсутствует речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минимальной мозговой дисфункцией), алалией, ДЦП (детским церебральным параличом), нарушениями слуха, зрения и др. Часто у таких детей нарушены основные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), словарный запас отстает от возрастной нормы, у многих отсутствует речь.  В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с нарушениями ЦНС все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Когда работаешь с такими детьми очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес, добиться чтобы усвоенный материал сохранился в памяти и использовался в новых условиях. В этом нам поможет логосказка.

Логосказка - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (Внимания, памяти, мышления, воображения). Основная идея логосказки- всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путём использования сказкотерапии.

Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Целью нашей работы являлось коррекция речи детей путем использования логосказок.

Приступая к работе, мы познакомились с литературой по данной теме.

Чтобы работа была успешной создана предметно-пространственная среда (куклы на палочках, рукавичках, бибабо, пальчиковые и т.д.)

Для сказок используем общеизвестные сюжеты и сюжеты, которые придумали самими. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего.

Особенно нравятся детям куклы которые придумали сами (Звоночек, Шушанчик)

С такими сказочными героями придуман цикл логосказок (Жил был Звоночек, Шушанчик в стране ГРамоты, Странные звуки, Спасение Шушанчика).

В процессе театрализации происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Ребенок не только смотрит и слушает, но является активным участником сказки, выполняя задания. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук.

Разработан цикл сказок для закрепления лексико-грамматических категорий. Это такие сказки как Спор животных, Про посуду, Длинный-короткий, Тетерев-дятел.   В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение. Наши герои Шушанчик, Звоночек попадают в страну грамотной речи, учатся вежливым словам, попадают в знакомые сказки. Для постановки сказок используем различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы на палочках)

Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Особую роль в своей педагогической работе мы отводим просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.

Вместе с детьми, родителями изготавливали атрибуты, костюмы, продумывали декорации. С детьми разучивали стихи, скороговорки, разыгрывали сценки, отгадывали загадки.

Сказочные герои с любовью сделаны с помощью мам. Таким образом использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...

"Использование фольклора для коррекции речевых нарушений у детей"

Рекомедации учителя - логопеда родителям и педагогам по использованию различных фольклорых форм для исправления речевых нарушений у детей....

Использование Сказкотерапии в коррекции речевых и психофизических нарушений у детей с проблемами в речевом развитии.

Сказкотерапия - метод,использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования  взаимодействия с окружающим миром . Основной принцип этого метода-духовное...

Использование мнемотехники в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте и, особенно у детей с ОВЗ преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение,...

Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлена серия игр и упражнений  с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического ...