"Использование фольклора для коррекции речевых нарушений у детей"
статья по логопедии

Рекомедации учителя - логопеда родителям и педагогам по использованию различных фольклорых форм для исправления речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_korrektsii.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда педагогам и родителям

Использование фольклора                                                  для коррекции речевых нарушений у детей.

В  нашей жизни между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Устное народное творчество нужно нам  и для развития просодической стороны речи.  Фольклор поможет развить фонематический слух.  Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.

Так, колыбельные песни основаны на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить.                                                                                                Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в гудочек не гуди, До утра не разбуди! А приди к нам ночевать, В люльке Машеньку качать.

Заклички- это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.                                                                                                                         Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Дай нам солнышка- колоколнышка. Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года давала нам погода.

Приговорки. В них есть звуковое подобие слов: «репка» — «крепка», «капуста» — «виласта» — «пудаста». Под звучание приговорок лучше устанавливается  эмоциональный контакт  с ребенком, легче строится речевое общение.                                                                                                        Улитка, улитка, высунь рожки – дадим  лепешки, свиные ножки, каши горшок, хлеба ворошок!

Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек.  Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик — там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Среди народных стишков большую группу составляют перевертыши, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.  Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи.

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик — овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

Методика разучивания скороговорки: На былинке пылинка, пылинка на былинке.                                                                                                                                                • Прохлопать ритм скороговорки.                                                                                       • Произнести скороговорку хором, индивидуально.                                                                  • Послушать, какие звуки выделил голосом педагог.                                                          • Повторить эти звуки, четко артикулируя.                                                                            • Произнести звуки [п], [б] хором и по одному.                                                                     • В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?                                                        • Произнести скороговорку тихо, громко.                                                                            • Произнести скороговорку грустно, весело.                                                                                    • Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка» в следующей последовательности: На былинке пылинка, Пылинка на былинке. На былинке пылинка, Пылинка на былинке.                                                                                               • Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

Считалки. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Тара-бара, домой пора.  Коров доить, тебе водить.

Коррекционная работа зачастую невидима, кропотлива, сложна. Она включает в себя разные виды деятельности: массаж, постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи. А использование фольклора делает работу педагогов  интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; что способствует положительной динамике в коррекционном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Использование фольклора в коррекции речевых нарушений

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой.На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаме...

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...

Использование мнемотехники в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте и, особенно у детей с ОВЗ преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение,...

Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлена серия игр и упражнений  с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического ...