Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Корюкина Наталья Сергеевна

В методической разработке представлена серия игр и упражнений  с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического восприятия, на закрепление правильного звукопроизношения, на дифференциацию звуков, на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи.

Предложенные игровые приёмы окажутся полезными не только учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия по развитию речи были интересны детям.

Рекомендуемый игровой материал педагоги могут включать в работу с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в работу с детьми и родителями воспитанников в домашних условиях для закрепления полученных речевых навыков.

 Игры с нейромячиками могут расширяться за счет собственных наработок педагогов и дают возможность творческого подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_dlya_publikatsii.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.

К нейропсихологическим играм относятся игры с мячом. Игровые действия с мячом, шариками всегда были любимыми средствами организации и надёжными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий.

В настоящее время выбор мячей достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи-массажёры. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие. Этим условиям идеально соответствуют нейромячики (или кинезиологические мячи).

Нейромячики - это  цветные  резиновые мячики с приятной бархатистой поверхностью, не скользят в руке. Универсальный размер (6 см) – подходит детям и взрослым, удобно располагается в ладони. Оптимальная плотность мяча дает хороший отскок, позволяет регулировать силу броска.  Для удобства в наборе есть мешочек для хранения.

Преимущества использования нейромячиков в коррекции
речевых нарушений:

  1. Игры с мячиками отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью.
  3. При выполнении серии движений с мячиками и удержание определённого ритма корректируется слоговая структура слова, развивается концентрация и сосредоточенность, вырабатывается усидчивость, что позволит ребёнку дольше удерживать внимание и не отвлекаться.
  4. Множественные пересечения срединной линии тела в упражнениях синхронизируют работу правого и левого полушария, стимулируют межполушарное взаимодействие, оптимизируют и улучшают мозговую деятельность в целом.
  5. Упражнения с мячиками тренируют зрительное внимание, ориентировку в собственном теле и пространстве. Улучшается навык чтения за счёт расширения зрительного поля.

Построение системы логопедической работы с использованием нейромячиков опирается на следующие принципы:

  1. Принцип систематичности и последовательности – систематизация упражнений и последовательная подача материала.
  2. Принцип доступности и посильности реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями.
  3. Онтогенетический принцип - учёт возрастных особенностей воспитанников.
  4. Принцип совместной деятельности предусматривает интерактивное взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс.

1. Цели и задачи использования нейромячиков в коррекции речи дошкольников. Условия реализации

Целью использования игр с нейромячиками  в коррекции речи дошкольников является автоматизация  и практическое усвоение детьми правильных речевых навыков, путем использования тактильно-кинестетической стимуляции и ритмической организации.

Задачи:

  1. Развитие мелкой моторики рук;
  2. Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциации звуков;
  3. Обобщение и расширения словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
  4. Развитие  просодических компонентов речи;
  5. Развитие зрительно-моторной координации.
  6. Повышение работоспособности на занятиях.

Условия реализации:

Система упражнений расчитанна на организацию коррекционной работы с детьми 5-7 летнего возраста. Упражнения с мячами могут выполняться как одним ребенком, так и в паре с педагогом, со сверстником.

Ребенок должен постоянно следить глазами за мячом. Упражнения показываются педагогом и параллельно комментируются, чтобы ребенок видел образец правильного выполнения и обращал внимание на важные детали. ( Так при бросках и ловле мяча важно обращать внимание  на исходное положение ребенка).

Речевой материал зависит от задачи текущего занятия, от индивидуальных и возрастных возможностей ребенка. Во время игровых речевых упражнений с  нейромячиками осуществляется постепенный переход от простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Овладев двигательными навыками в положении  за столом, стоя на полу можно переходите к  физическим и речевым упражнениям на балансире.

2. Примерное содержание игровых речевых упражнений с нейромячиками для детей старшего дошкольного возраста

2.1.Подготовительные упражнения

Знакомство с нейромячиком (свойства):

Ощупываем, рассматриваем мячики и запоминаем фактуру, размеры, вес, материал, цвет. Проговаривание характеристик мяча: твердый/мягкий; холодный/тёплый; гладкий/шершавый, тяжелый/легкий.

Игра «Скажи, какой» (подбор признаков), «Скажи наоборот» (Не твёрдый, а … Не гладкий, а…).

2.2. Основные виды захвата нейромяча

Нейромячики идеального размера для ладошки, что позволяет тренировать правильность захвата, мелкую моторику, подвижность кисти. Они очень приятные тактильно и абсолютно не скользкие, лёгкие и невероятно прыгучие, что потребует немалой сноровки. Поэтому на начальном этапе необходимо отработать основные виды захвата нейромячиков.

«Чашечка» – рука ладонью вверх, расположена в виде чашки (пальцы рук слегка согнуты)

«Стаканчик» – рука располагается так, как будто держит стакан с водой, только вместо стакана – мяч (большой палец с одной стороны, сложенные вместе 4 оставшихся – с другой).

«Обезьянка» – захват ладонью вниз (мяч обхвачен рукой сверху).

После того, как дети научились перехватывать, накладываем речевое сопровождение согласно тем целям, которые  нужно решить (постановка, автоматизация звуков и т.п.)

2.3. Игры и упражнения направленные на развитие ориентировки в пространстве

Предложенные игры направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя  и предмета в пространстве.

Игра «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Оборудование: нейромячики.

Ход упражнения. Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа – два, а слева – три,

Справа трижды повтори,

Справа – раз, а слева –два:

Не запутался едва.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле.

Задачи: закрепление умения ориентироваться в  собственном теле и пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепления употребления предлогов.

Оборудование: нейромячики.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот - не запутаться б мне.

2.4. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики

Все упражнения проводятся сидя за столом.

Цель упражнений: развитие мелкой моторики рук.

Игра «Быстрый мяч!»

Ход упражнения. Ребенок  произносит стихотворение и выполняет действие с нейромячиком согласно тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.
По столу его гоняю,

Им поглажу по ладошке,

Будто бы сметаю крошки.
Я сожму его слегка.
Тренируется рука.
Каждым пальцем мяч давлю,

Затем руку заменю.

Игра «Снежинка»

Оборудование: силуэты  снежинок или предметные картинки, нейромячики.

Ход игры. Ребенку предлагается прокатывать нейромячик от снежинки по волнистой линии одновременно левой и правой рукой, всеми пальцами, имитируя движение снежинок, с проговариванием текста:

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.

2.5. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения

Работа над гласными звуками является фундаментом развития фонематических процессов у детей. Это закрепляется в играх с нейромячиками, где длительность прокатывания мяча, соотносится с длительностью пропевания гласных звуков. Целью данных игр является развитие фонематического восприятия.

Игра «Звуки  гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Задача: закрепление умения длительного плавного выдоха; закрепление произношения гласных звуков.

Ход игры. Ребенку предлагается пропевать гласный звук, делая вдох  и одновременно прокатывая нейромячик по столу, пропевая гласный звук [а], [у] и т.д. Взрослый обращает внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать на длительном выдохе, на коротком выдохе.

        Игра «Разноцветные мячики»

Задача: выделения заданного гласного, согласного звука из ряда других звуков.

Ход игры. Ребенок внимательно слушает цепочку из гласных или согласных звуков. Услышав нужный звук, прокатывает мяч (красный или синий, зеленый) вперед.

        

Игра « Мяч лови и бросай – сколько звуков называй»

Задача: закрепления умения определять последовательность и количество звуков в слове.

Ход игры. Взрослый бросает мяч и произносит слово. Ребенок ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество и бросает мяч обратно.

Игра «Добавляю в слово слог»

Задача: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Взрослый бросает мяч говорит первую часть слова, ребенок ловит мяч, произносит недостающий слог и бросает мяч обратно, называя целое слово,  четко проговаривая все звуки в слове

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Задача: тренировка умения делить слова на слоги.

Ход игры. Взрослый бросает нейромячик  ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок ловит  мяч, определяет количество слогов в слове, называет их и бросает мячик обратно.

Игра «Мяч бросай - слова называй»

Задача: закрепления умения четко произносить звуки.

Ход игры. Ударяя нейромячиком об пол, ребенок четко произносит слова, выговаривая все звуки.

Овладев двигательными навыками в положении  за столом, стоя на полу можно переходите к  физическим и речевым упражнениям на балансире.

Игра «Мяч лови – чистоговорку произноси»

Задача: закрепления умения четко произносить звуки в чистоговорках с отстукиванием ритма.

Оборудование: Сибирский борд, нейромячики.

Ход игры. Ребенок ритмично бросает мяч о пол одной рукой перед собой, ловит другой рукой, вновь этой рукой бросает мяч о пол, ловит другой и одновременно с раскачиванием на Сибирском борде ритмично произносит чистоговорку.

 Игра «Мячи лови и бросай – пары слов называй»

Задача: закрепления умения четкого  произношения  звука в словах с отстукиванием ритма.

Оборудование: Сибирский борд, нейромячики.

Ход игры. Ребенок ритмично бросает  и ловит мячи о пол  одновременно, раскачиваясь на Сибирском борде, повторяет пары слов отличающихся одним звуком, слогом.  

2.6. Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Игровые упражнения в паре  с нейромячиками на развитие межполушарного взаимодействия.

Игра« Мяч передаю, как больше слов назову»

Задача: расширение словарного запаса за счет обобщающих слов, умения соотносить родовые и видовые понятия.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие. Дети передают друг другу нейромячики, называют относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

1. Сначала передача  одного мяча параллельно, затем по диагонали соседу.

2. Два мяча передаём двумя руками одновременно.

3. Два мячика по диагонали партнёру.

Игровые упражнения  в паре с перебрасыванием нейромячиков

 

Игра «Один — много»

Мы — волшебники немного:

Был один, а станет много.

Задача: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Взрослый  называет имена существительные в единственном числе. Дети перебрасывают друг другу нейромячик, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Игра «Посчитай»

Задача: закрепление умения образовывать существительные множественного числа в именительном  и родительном падежах.

Ход игры. Взрослый называет имя существительное в единственном числе. Дети перебрасывают друг другу нейромячики, называют существительные  с числительными.


Заключение

Использование нейромячиков (кинезиологических мячей) ускоряет процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействует на мозговые структуры, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, способствует развитию пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшает сенсомоторный контроль и делает занятие по коррекции речи более интересным и продуктивным.

Игры с нейромячиками  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

 

Литература

  1. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические игры с мячом. - СПб: Изд.дом «Литература», 2009.
  2. Леонова О.А. «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом». – СПб: «Детство – Пресс» 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Воздух» (с использованием элементов здоровьесберегающих технологий)

Цель: расширять знания детей о воздухе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Задачи: обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; развивать навык...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Весна» (с использованием мнемотаблиц)

Цель:закреплять представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.Задачи: продолжать формировать знания детей о весне, сезонных изменениях в природе, используя образные слова и выр...

Методическая разработка к организации НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Сказочное путешествие» (с использованием элементов технологии ТРИЗ)

Цель:расширять представления детей об окружающем мире.Задачи: продолжать обогащать знания детей о различных видах транспорта;развивать у детей память, логическое мышление, внимание, творческое воображ...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...

Методическая разработка системы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с темой "Ленинград в блокаде" с использованием диорамы «Блокадный Ленинград».

В публикации представлена методическая разработка психологов ГБДОУ ЦРР-детский сад №111 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по системе работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с тем...

Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"

Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы....