Методическая разработка "Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Захарова Ирина Александровна

Данная методическая разработка, создана для педагогов по личному опыту и может использоваться в качестве методического материала. Для детей старшей-подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._razvivayushchie_igry_-_kopiya.docx42.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Приморского района   г. Санкт – Петербург

                      МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

  «Организация активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр».

                                 

                   Автор-разработчик: Захарова Ирина Александровна

                   Воспитатель подготовительной группы.

Опыт работы по организации активизации познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр.

Автор-разработчик: Захарова Ирина Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №17 Приморского района

г.Санкт – Петербург

Возрастная адресованность: Старший дошкольный возраст.

Актуальность: Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, лучше подготовлены к школе. Наша задача – помочь детям сохранить и развить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. А этой пищей является игра. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки  его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребёнка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и  добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Игра стимулирует проявление творческих способностей, создаёт условия для его личностного развития. Такими играми являются развивающие игры В. Воскобовича.

                                                                                                                             

                                                                                                                                 1  

Цель: Развитие познавательно – творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Педагогический замысел:

  1. Развитие социального и эмоционального интеллекта; становление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческих видах деятельности; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками: умение слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.
  2. Формирование у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимость через разнообразные сенсорные свойства; развитие логического и пространственного мышления;

Развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о количестве, части и целом; совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и  синтеза.

  1. Обогащение и расширение словарного запаса; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.
  2. Развитие конструктивных умений.
  3. Развитие мелкой моторики  обеих рук.

Новизна работы:

Для меня, как педагога и детей группы новизна игр В.Воскобовича  заключается в том, что игры разработаны исходя из интересов детей, широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2х. до 7 лет и старше, многофункциональность и универсальность. Играя только с одной игрой, ребёнок имеет возможность проявлять своё творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач, систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. А так же многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в      2 которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрированными рисунками. Привлекают игры тем, что в весёлых и занимательных сказках введено много необычных героев: Знаменитый факир Филимон Коттерфильд, Малыш Гео, девочка Долька, гусеница Фифа, пчёлка Жужа, ворон Метр, Лапушок и другие.

Предметно - пространственная развивающая среда:

В уголок развивающих игр внесены следующие развивающие игры В.Воскобовича: «Прозрачный  квадрат», «Чудо Цветик», «Квадрат Воскобовича», «Чудо Крестик 2», « Змейка», « Шнур – Затейник», «Геовизор», «Набор букв и знаков Ларчик». Альбомы со схемами рисунков, раздаточный и демонстрационный материал к играм.

Работа с родителями:

*Проводились беседы: «Что такое развивающие игры Воскобовича?» 

*Привлекли родителей принять участие в изготовлении недостающих   игр и   раздаточного материала.  

*Проводились индивидуальные беседы с родителями, в которых обсуждались успехи ребёнка, его интересы, проблемы и пути их совместного решения.

Педагогическое наблюдение:

Во время педагогического наблюдения использовала следующие методы и приёмы работы с детьми:

* Словесный: проводила беседы; задавала вопросы детям; проводила

 игры - драматизации, словесные игры; составляли рассказы по сюжетным картинкам; чтение художественной литературы, отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц.

*Наглядный: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, проводились различные наблюдения, использовала различные пособия, показ приёмов действия с предметами.                                                                                          3 *Практический: Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения,4 моделирование (знаки, схемы, символы).

По результатам педагогического наблюдения было составлено перспективное планирование с использованием развивающих игр В,Воскобовича.

             

                        Перспективный план

Февраль      1неделя

Возраст детей

Название развивающей игры

          Задачи

  6 – 7 (лет)  

«Чудо крестики 2»

Развитие творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета. формы, величины). Формировать умение составлять фигуры «Человечков», в которых части прорисованы.  Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, памяти.

 

6 – 7(лет)

                                       

«Шнур – Затейник»

Развитие ориентировке в пространстве, мелкой моторики рук, внимания. Познакомить с основными приёмами работы со шнуром: обогнуть «кнопку», закрутить шнур вокруг «кнопки», продевать сквозь неё; формировать умение работать по схемам: вариант «Дорожки», упражнение «Сделай такой же узор».  

 

6 -7(лет)

 

« Змейка»

Развитие сенсорных способностей: умение различать и называть геометрические фигуры; развивает внимание, память, умение сравнивать и анализировать, пространственное воображение. Познакомить с приёмами сложения «змейки»: сложить по вертикали, сложить по диагональным линиям, перекрутить, поставить части вертикально. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 

6-7 (лет)

«Чудо Цветик»

Р

Р Развитие внимание, мышление, память, речь, воображение; закреплять состав числа 10, соотношение части и целого; развивать творческие способности развитие логики, умение конструировать по заданной форме, составлять фигуры по схемам.

 

Февраль      2неделя

   

Возраст детей

      Название развивающей игры

                                         

   

    Задачи

6-7 (лет)

 «Прозрачный      квадрат»

Развитие логического мышления, пространственного воображения, умение составлять целое из частей. Составлять квадрат из отдельных частей, путём наложения  друг на друга. Познакомить с правилами игры «Вертикальное домино». Воспитывать умение работать в коллективе.

 

6-7 (лет)

«Квадрат Воскобовича»

Развивать умение различать геометрические формы: квадрат, треугольник, прямоугольник; тренировка внимания, сообразительности, развитие логического и абстрактного мышления; умение сравнивать и анализировать; развивать умение складывать предметы из разных по  форме фигур, используя центр фигуры; закреплять умение ориентироваться на плоскости фигур, складывать  по схеме.    

 

   6-7 (лет)

«Чудо Крестики 2»

Развивать умение составлять  по схематическим рисункам силуэты «Человечков», в которых части крестиков не показаны и силуэты «Птиц» - составных, в которых части крестиков прорисованы; совершенствовать интеллект( память, внимание, мышление, речь); развитие мелкой моторики рук, тактильных анализаторов.  

 

  6-7 (лет)

 «Змейка»

Развитие самостоятельности, целенаправленности; воспитывать умении работать в коллективе, ощущение своей значимости, чувства взаимовыручки. Развитие  внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение; развитие мелкой моторик, творческие способности. Формировать умение конструировать плоскостные фигуры, складывать их так, чтобы были похожи на рисунок по форме, затем – по форме и цвету: «грач», «золотая рыбка», «конфета», «мышка», «домик».

Февраль     3 неделя

 Возраст детей

Название развивающей игры

      Задачи

6-7 (лет)

«Шнур –Затейник»

Развитие интеллекта: внимания, мышления, памяти, воображения и мелкой моторики рук; умение ориентироваться в пространстве. Развивать умение работать по схема:  «Дорожки» - игровые задания :«Продолжи узор»;  «Стёжки-дорожки» - игровое задание : «Сделай такой же узор», «Продолжи узор».

 

 6-7 (лет)

«Чудо-Цветик»

Развитие общения и взаимодействия со сверстниками и  взрослыми, самостоятельности, целенаправленности; развитие внимания, мышления, памяти, речи, воображения. Развитие математических представлений. Совершенствовать умение конструировать по заданной форме, конструирование фигурок по схемам.

 

 6-7 (лет)

«Квадрат  Воскобовича»

Развитие логико-математических способностей (самостоятельно складывать фигуры по схемам); закреплять  навыки счёта;  решение занимательных задач, развитие  внимания, сообразительности, память пространственного и абстрактного мышления,  умение сравнивать и анализировать. Развивать творческие способности, конструкторские умения, мелкую моторику рук, усидчивость.

  6-7(лет)

  «Змейка»

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры. Развивать интеллект: процессы внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительности, пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Продолжать знакомить с приёмами сложения: поставить части вертикально, наложить друг на друга; продолжать  развивать умении конструировать плоскостные фигуры: «флажок», «башмачок»,  «самолёт», «пирамида». Конструировать цветовые фигуры: «дорожки», «островки», «тропинки»- складывать фигуры так, чтобы они полностью соответствовали рисунку.

   

Февраль    4неделя

  Возраст детей

Название развивающей игры

       Задачи

 6-7 (лет)

«Чудо Крестики 2»

Развитие общения  и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Продолжать развивать воображение, творческие и сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Совершенствовать интеллект: внимание, память, мышление, речь. Развитие мелкой моторики рук; тактильно-осязательных анализаторов; освоение количественного счёта, пространственных отношений.  Развитие умений составлять   предметный силуэт из частей крестиков и  силуэты, в которых части крестиков не показаны. Складываем силуэты по темам (животные, растения, ракеты).

 6-7 (лет)

«Прозрачный квадрат»

Развивать  умение работать в коллективе. Развивать логическое мышление, пространственное воображение; развивать творческие способности, умение составлять целое из частей, составлять фигуры по схемам: «парусник», «домик», «свеча», « стрелка».

 6-7 (лет)

«Чудо Цветик»

Развитие внимания, мышления. памяти, речи, воображения. Развитие математических представлений (соотношение целого и части). Продолжать развивать умение конструирование фигурок по схемам, творческое составление фигур.

 6-7(лет)

«Шнур-Затейник»

Совершенствование интеллекта: внимание, мышление, память.  воображение. Способствовать математическому развитию ( с помощью шнура можно «написать» цифру и легко превратить её в другую, складывать и вычитать, решать примеры). Развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук.  

 Март  1неделя

 Возраст детей

Название развивающей игры

       Задачи

  6-7(лет)

 

  «Змейка»

Совершенствование умений различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры; развивать память, умения сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение, мелкую моторику рук, творческие способности. Продолжать знакомить с приёмами сложения: наложение друг на друга (плоскостной и  объёмный вариант).Развивать умение складывать плоскостные фигуры: «кит», «бабочка», «пингвин»,  «лиса» и цветовые: «тропинки»,  «квадраты». Познакомить с  приёмом складывания объёмной фигуры.

   6-7(лет)

«Квадрат Воскобоича»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Закрепление умений различать геометрические формы, их свойства и размеры; развитие умения сравнивать и анализировать; тренировка внимания, логики; развитие пространственного и абстрактного и мышления;  развитие творческих способностей и конструкторских умений; расширять словарный запас. Развивать мелкую моторику рук. Закрепление умения складывать фигуры по схемам; познакомить с приёмами складывания четырёхцветный  квадрат, решать занимательные задачи.  

  6-7(лет)

«Чудо Крестики 2»

Развитие самостоятельности, целенаправленности и  саморегуляции собственных действий; способствовать развитию воображения; творческих и сенсорных способностей ( восприятие цвета, формы, величины); совершенствованию интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи); тренировка мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов; освоению количественного счёта, пространственных отношений. Развитие умений складывать силуэты по темам (самолёты, драконы).  

  6-7 (лет)

«Шнур-Затейник»

Развитие самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать ориентировку в пространстве; совершенствование интеллекта: внимание, мышление, память, воображение. Формировать умение с помощью шнура «вышивать» буквы, слова, менять в словах по одной букве, например, сон-сок, кот-кит, загадывать загадки: можно ли    «превращать» волшебника в цветок(маг-мак), или быка в собаку(бык-дог). Развивать мелкую моторику рук.

 

      Март  2 неделя

  Возраст детей

Название развивающей игры

       Задачи

  6-7(лет)

«Прозрачный квадрат»

Развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение составлять целое из частей; закреплять умение составлять фигуры по схемам:  «парусник», «лошадь», «пропеллер», «корова», «самолёт». Развитие творческих способностей.

 6-7(лет)

«Набор букв и знаков Ларчик»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Способствовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления); закреплению образов букв, закреплению умения составлять буквы в слоги и слова; развивать мелкую моторику обеих рук. Познакомить с игрой « Найди одинаковые буквы»; развивать умение находить и показывать букву по образцу, находить одинаковые на ощупь.

 

6-7(лет)

«Змейка»

Развитие интеллекта: внимания, памяти, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, воображение. Развитие творческих способностей. Закрепление приёмов сложения по вертикальным линиям, по диагональным линиям, перекручивание двумя способами, поставить части вертикально, наложить друг на друга ( плоскостной вариант и объёмный). Продолжать конструировать плоскостные фигуры: «улитка», «горы», «сапожок». Цветовые: «островки», «квадраты», преобразовывать плоскостные в объёмные.  

 

  6-7(лет)

«Чудо-Цветик»  

 Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развитие социального эмоционального интеллекта: внимание, мышление, память, речь, воображение. Развитие математических представлений ( счёт, соотношение целого и части).  Развитие творческих способностей (умение осуществлять свои собственные замыслы, нестандартно и гибко мыслить).

Март  3 неделя

 Возраст детей

Название развивающей игры

      Задачи

 6-7(лет)

«Квадрат Воскобовича»

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь; воспитывать интерес к играм. Формировать элементарные  математические представления, умение группировать геометрические  фигуры по размеру и цвету, сравнивать по длине и ширине; развивать пространственное и абстрактное мышление, память, внимание, усидчивость; развивать творческие способности и конструкторские умения;  закреплять умение склад складывать 2х. и 4 х. цветного квадрата фигуры по схемам: «домик», «летучую мышь», «ёжика», «конверт», «туфельку». Обогащение словаря, развитие связной и диалогической речи.    

Развивать мелкую моторику рук.

    6-7(лет)

«Чудо Крестики 2»

Развитие общения и взаимодействия  со взрослыми и сверстниками; совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи. Закрепление количественного счёта, пространственных отношений. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины. Закрепление умения складывать предметные силуэты из частей крестиков и силуэты, в которых крестики не показаны; складывание силуэтов по темам (посуда, одежда).  

 6-7 (лет)

«Геовизор»

Развитие общения и взаимодействия  со взрослыми и сверстниками. Развитие познавательных интересов, любознательности; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Развитие владение речи, как средством общения;  совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления. Способствовать развитию математических  представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать логические математические   задачи. Развитие творческих способностей (воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки). Тренировка мелкой моторики пальцев и кисти рук,    

 6-7(лет)

«Набор букв и знаков Ларчик»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной  деятельности со сверстниками; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки  обучения грамоте. Способствовать: развитию внимания, памяти, мышления; закреплению образов букв, умению проводить тактильный и оптический анализ букв; закреплению умения составлять буквы слоги и слова; развитию мелкой моторики обеих рук. Познакомить с играми: «Прятки» (предложить найти и назвать  спрятавшуюся букву); «Пропавшая буква» (подобрать букву вместо цветного кружка); «Шифровки»(познакомить с  особенностями звуко -буквенного  анализа слова.

   

     

     

 

     

Март  4неделя

Возраст детей

 Название развивающей игры

        Задачи

6-7 (лет)

«Шнур- Затейник»

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развитие воображения и творческой активности; развитие ориентировки в пространстве, совершенствование интеллекта: внимания, мышления, памяти; развитие мелкой моторики рук, закрепление основных приёмов работы со шнуром; способствовать подготовки к обучению чтения: с помощью шнура на игровом поле можно «вышить» буквы и несложные слова; математическое развитие: развивать умение шнуром  «написать»цифру и превратить в другую, складывать и вычитать, решать примеры; развивать умение выполнять под диктовку «графические диктанты».  

 6-7(лет)

«Геовизор»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; способствовать: совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; развитию математических представлений о пространственных отношениях, количественном счёте, линиях симметрии, делению целого на равные и неравные части, умений решать   логико-математические задачи; развитию творческих способностей-  воспроизведение нетипичных изображений по точкам координатной сетки. Развитие мелкой моторики рук. Развитие умения рисовать под диктовку отрезками, рисование по образцу.

6-7(лет)

«Чудо Крестики 2»

 Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать совершенствованию интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи. Тренировка мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов. Закрепление количественного счёта, пространственных отношений. Закрепление умения складывать силуэты по схематическим рисункам по темам: «Рыцари и принцессы», «Быт». Развитие умения придумывать силуэты самостоятельно, складывать из частей крестиков, давать название.    

 

6-7(лет)

«Набор букв и знаков Ларчик»

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие  социального и эмоционального интеллекта. Способствовать: развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления;  закреплению образов букв, умению проводить тактильный и оптический анализ букв; закреплению умения составлять  буквы в слоги и слова; развитие мелкой моторики обеих рук. Познакомить с играми: «Буквенные таблицы», «Буквы на дереве», «Глухой и звонкий».  

Вывод:

  1.     Опыт работы с использованием  развивающих  игр показал, что у детей группы развились: эмоциональная отзывчивость, целенаправленность, самостоятельность; сформировалась готовность к совместной деятельности со сверстниками, дети стал общительнее со взрослыми и сверстниками.
  2.    Развилась понятливость, сформировались умения анализировать и сравнивать, концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций, доводить начатое дело  до конца. Закрепился счёт, знание геометрических фигур, сформировалось умение составлять целое из частей, складывать силуэты, составлять фигуры по схемам.      
  3.    Развились творческие способности, пространственное  воображение, логическое мышление, внимание; обогатился активный словарь, закрепились умения складывать буквы в слоги и слова.                                                            
  4.    Развились конструктивно-модельные и изобретательские способности.
  5.    Развилась мелкая моторика обеих рук.                                                

 

       

 

 

                       

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Активизация познавательных процессов детей раннего дошкольного возраста с помощью развивающей игровой технологии - Логические блоки Дьенеша.

Использование логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста, как одну из форм усвоения сенсорных эталонов....

«Современные подходы по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных дидактических авторских игр»

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных , поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и пот...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...