Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
методическая разработка (подготовительная группа)

Неклюдова Ольга Николаевна

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
Использование занимательного игрового материала позволяет включить ребенка в разнообразные виды детской деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др., что также соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности указано как один из принципов дошкольного образования. (ФГОС ДО пункт 1.4.7.) В качестве игрового занимательного материала можно использовать разнообразные камешки: натуральные и декоративные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_habalonova_o.n.docx1013.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Название

«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

Актуальность

 Дети дошкольного возраста - маленькие исследователи, которые с радостью открывают для себя мир. Они любознательны от природы и полны желания узнавать новое. В процессе активной познавательной деятельности дети приобретают новые знания. Важнейшей предпосылкой этой деятельности является познавательный интерес.

В ФГОС ДО нас видим портрет дошкольника, который представлен как личность активная, любознательная и заинтересованно- познающая мир. Такие результаты невозможно достигнуть без формирования познавательного интереса детей. Ведь именно в дошкольном возрасте познавательный интерес становятся побудителем деятельности. Поэтому перед педагогом ставится задача создания РППС, которая обеспечит «игровую познавательную и творческую активность всех воспитанников» (ФГОС ДО 3.3.4)

Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [18].

 «Бесспорно, то, что наука сама по себе увлекательна, но только для того, кто углубился в неё, кто овладел её методом, а не для того, кто «лишь стоит в её преддверии». По отношении к нему нужно искать дополнительные средства в виде занимательности, которая побуждает мысль работать». (Г.И. Щукина)

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
Использование занимательного игрового материала позволяет включить ребенка в разнообразные виды детской деятельности: игровую, исследовательскую, проектную, коммуникативную и др., что также соответствует требованиям ФГОС ДО, в котором формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности указано как один из принципов дошкольного образования. (ФГОС ДО пункт 1.4.7.)

В качестве игрового занимательного материала можно использовать разнообразные камешки: натуральные и декоративные.

   Камешки являются интересным, доступным материалом для сенсорного развития, и к тому же многогранным материалом для множества маленьких затей. Давно замечено, что дети часто собирают различные камушки и играют с ними, их привлекает всё таинственное, а камни несут в себе какую-то неведомую энергетику.

Декоративные камешки можно применять для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Использование камешков в разных видах деятельности способствуют развитию сенсорных способностей, внимания, памяти, мышления, речи, мелкой моторики рук детей.  Так же работа с разноцветными камнями вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А это все входит в структуру познавательного интереса, ведь по мнению Г.И. Щукиной познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Исследования психологов и педагогов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) доказывают, что развитие познавательного интереса тесно связано с развитием наблюдательности памяти, внимания, любознательности. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов

Несмотря на то, что данный занимательный материал прост и доступен, только в области познавательного развития камешки способствуют решению следующих задач:

  • развитие сенсорных способностей, обследовательских действий;
  • закрепление таких понятий как величина, форма, цвет, количество;
  •  развитие мыслительных операций:  сравнение, классификация, группировка, чередование по признаку, анализ;
  •  развитие навыков порядкового и количественного счета;
  •  развитие чувства ритма, цвета, композиции;
  •  развитие ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
  •  развитие мелкой моторики рук, точность и продуктивности движений;
  •  развивать воображение и творчество;
  •  главное для нас – способствование формированию самостоятельности и инициативности ребенка, помогая ему стать субъектом собственного развития.

Конечно, эти задачи можно решить и другим способом, но камешки помогают организовать процесс интересно, продуктивно, с огромным удовольствием для ребенка.

Цель

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования занимательных камешков

Задачи

  1. Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги.
  2. Расширять, пополнять и уточнять   знания детей о камнях, их свойствах и способах использования человеком.
  3. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику; способствовать формированию мыслительных операций.
  4. Развивать цветовое восприятие, творческие способности детей.
  5. Воспитывать личностные качества у каждого ребенка – устойчивость интереса к знаниям и умениям, целеустремленность, сосредоточенность, любознательность.
  6. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, деятельности своих товарищей.

Общее описание: ключевые положения

Старший дошкольник, познавательный интерес, виды детской деятельности, занимательный материал – камешки (Природные и декоративные).

Необходимое обеспечение при применении методического материала

Занимательный материал: разнообразные камешки

Практическая значимость представленного материала,

ожидаемые результаты

Практическая значимость данной методической разработки состоит в том, что в ней представлен занимательный материал по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков.

Применимость в массовой педагогической практике

Методическая разработка адресована воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

Возможные сложности при использовании материала

Ограничения в использовании материала могут быть связаны с несоблюдением техники безопасности при использовании занимательного материала дошкольниками в самостоятельной деятельности.

Список использованных источников

 

  1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики): учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005.
  2. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно / Б. М.

Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогика : учебное пособие для студентов

педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, И. А.Сорокин. - Просвещение, Москва, 1988.

  1. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения /Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003.
  2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических
  3. способностей дошкольников: Вопросы теории и практики : курс

      лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.    В.Белошистая. - М.: 2003.

  1. Брежнева Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников //Дошкольное воспитание, 1998. №  2.  
  2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 2008. 
  3. Волков Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психическое развитиеребёнка до поступления в школу / науч. редактор Б. С. Волков. –3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000.  
  4. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы. М.: Просвещение, 2002. 
  5. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность

старших дошкольников  // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3.

  1. Маневцова Л. О Развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание, 1973. № 11.
  2. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников/ З. А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.
  3. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста : методическое пособие для педагогов ДОУ / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб., 2002.
  4. Смирнов, С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. И. и др. Педагогика:

педагогические теории, системы, технологии : учебник для

студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б.Котова, Шиянов Е. И. – Москва: Издательский центр: «Академия», 2009.

  1. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных

способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У –Фактория, 2006.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.13 г. № 115 /зарегистрировано Минюст. Р.Ф. 14.11.13 г. № 30384/
  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.
  3. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-poznavatelnogo-interesa-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz5ybBFojor

Приложение № 1

Использование камешков в разных видах детской деятельности.

  1. Использование камешков в игровой и познавательно – исследовательской деятельности

Развитие пространственных представлений

«Муха в клетке»

 В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам.

Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат

Логопедические игры с использованием камней Марблс

«Математическое лото»

Цель: развивать наблюдательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, устный счет, умение соотносить количество с цифрой.
Возраст: 5-6 лет.
Правила игры: В этой игре лото, задача ребенка узнать цифру на карточке и выложить на пустом игровом поле соответствующее количество камешков.

kj2xJNGJU74

«Сравни камни»

Задачи: познакомить детей со свойствами природных камней; развивать восприятие разных модальностей, наблюдательность, внимание, мыслительные операции сравнения, группировки и обобщения, мелкую моторику пальцев рук.                                                Оборудование: морские камешки.                                                                                                  Ход игры. Предлагаю детям рассмотреть и ощупать камни, рассказать о своих ощущениях, сравнить разные качества нескольких камней. Затем предлагаю разложить камни на кучки по одному признаку группировки. При увеличении количества признаков для группировки игра усложняется.

ulw6InJlGPQ

«Продолжи ряд»

Задачи: развивать зрительное внимание, мыслительные операции анализа и обобщения. Оборудование: камешки.                                                                                                                Ход игры. Предлагаю ребенку продолжить выложенный в определенной последовательности ряд из камней. Начинаем с простых рядов: а) большой, маленький, большой; б) светлый, темный, светлый. Затем предлагаем продолжить более сложные ряды: 2 маленьких светлых, 1 большой темный, 2 маленьких светлых и другие. В дальнейшем ребенок может сам придумывать и выкладывать логические ряды.


«Графический диктант»

Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.

https://sun9-4.userapi.com/c855028/v855028051/50364/jLUMIhhCuRo.jpg

«Весёлый счёт»

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

https://sun9-30.userapi.com/c845420/v845420051/208382/hMoa8MKEo_Q.jpg

Использование камешков при изучении лексических тем.

«Собери по образцу»

DSC04340

«Мозаика»

Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе.
Возраст: 4-5 лет.
Правила игры: Работу с мозаикой лучше провести поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с полем мозаики, учатся выкладывать камешки по рисункам - образцам: грибок, домик, кораблик. На втором этапе проводится выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное придумывание собственных вариантов и создание их на мозаичном поле.

DSC04335

«Лабиринты»
Цель: развивать логическое и пространственное мышление, внимание, таких качеств как целеустремленность, вариативность, концентрация внимания, усидчивость.
Возраст: 5-7 лет.
Игровое задание: Пройди лабиринт

-EztAkY2czI

Коммуникативная деятельность и речевое развитие

«Крестики – нолики»

    Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве, умение договариваться с партнером, принимать поражение.

Bu7lXPBaaV4

Игровые упражнения «Напиши слово», «Выложи букву»

https://sun9-39.userapi.com/c853528/v853528768/e9e3a/Pvs2ec3F07k.jpg

Составление предложений

Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

  •  Составление предложений с предлогами.
  •  Составление предложения с заданным словом.
  •   Сосчитать сколько слов в предложении

Звуко - буквенный анализ слов

fuHQ7E6uzWE

Двигательная и музыкальная деятельность

  • Собрать камешки пальцами ног
  • Игра – соревнование «Кто быстрее?»

Сшить из прозрачной ткани «колбаску». Наполнить «колбаску» камешками.
Разделить по центру «колбаску». Одновременно два игрока приступают к
наполнению её с двух сторон – «Кто быстрее?».

DSC04344

Изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд

Использование в работе с детьми камешков развивает фантазию и творчество детей

Рисование на камнях

Этот нетрадиционный материал для рисования повышает интерес детей к изобразительной деятельности, дополняет представления о возможности использования камней, развивает тактильные ощущения ребенка, воображение и фантазию, технику рисования кистью. Можно рисовать на тёмных камнях чистой водой и наблюдать, как рисунок исчезает при её испарении. Можно предложить детям выбрать камешки любой формы и пофантазировать, рассказать, на что или на кого они похожи. С помощью красок и кисти дошкольники «оживляют» божью коровку или забавную мышку. Это может быть домик или машинка, весёлая мордочка котёнка, рыбка, птица. Детям очень нравится рисовать на камнях, их это просто завораживает, а рисунки получаются удивительными и очень красивыми.

https://sun9-57.userapi.com/c830409/v830409658/140609/yGZv6ZLIMrY.jpg

"Создание узоров на песке"
Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение, тактильные ощущения.
Игровое задание: Выложи узоры на песке.

https://sun9-42.userapi.com/c852228/v852228768/1c7226/jiiW76fsVmQ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством цифрового календаря.

В работе рассмотрены проблемы введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, а именно использование цифрового календаря в образовательной о...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой

Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование....