Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности
статья по основам финансовой грамотности

Старикова Татьяна Петровна

Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности»

Воспитатель

Старикова Т.П.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Чистой экономики в дошкольном периоде нет, но есть предпосылки экономического воспитания (финансовой грамотности) ребенка. Можно давать доступные знания, знакомить с бережливостью, экономностью, рациональностью, деловитостью. Экономика — есть искусство и правило ведения домашнего хозяйства. Именно такое определение подходит для дошкольного образования.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности  проходит на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин»«Кафе»«Супермаркет»«Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.

Познавательно-исследовательская деятельность

В процессе познавательно-исследовательской деятельности стараюсь донести до детей интересную информацию, сочетая свой рассказ с мини-беседами. Такой подход актуален при знакомстве с денежными единицами разных стран и крупными предприятиями родного края. На подобных занятиях очень важна наглядность — красочные картинки и фотографии.

Интересная тема — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.

Коммуникативная деятельность

Экономика — замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков, потому что отвечая на чёткие вопросы ребята учатся корректно высказывать своё мнение. При этом у них совершенствуется объяснительная и доказательная речь. Дети учатся вести диалог.

Эффективным приёмом является разрешение проблемных ситуаций, требующих от ребят размышления. Вот некоторые примеры:

1.        Педагог просит ребят представить, что в их городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?

2.        На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?

3.        Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако здесь необходимо донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:

1.        Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:

- О каком доме идёт речь?

- Что такое сберегательный банк?

2.        Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:

-        Что придумал Карабас-Барабас?

- Выгодно ли продавать товар со скидкой?

3.        Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:

- Какой материал самый дешёвый?

-        Какой самый прочный?

- Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?

4.        Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:

- Почему Коза огорчилась?

-        Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?

5.        Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:

- Как жители королевства узнали о новом салоне?

-        Что такое реклама?

В ходе бесед прививаю дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., —прошу их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, техникуме, институте. Очень важно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Чтение художественной литературы

Знакомить дошкольников с азами финансовой грамотности можно средствами художественной литературы. Например, многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. Это:

•        «Лисичка со скалочкой»;

•        «Каша из топора»;

•        «Мена»;

•        «Выгодное дело» и др.

Есть произведения, которые наглядно демонстрируют процесс производства (например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок»), сущность рекламы («Лиса и козёл»). Погружение в волшебную атмосферу способствует активизации собственной деятельности, освоению знаний и умений в непринуждённой форме.

Помимо того, при обучении дошкольников экономике можно использовать пословицы и поговорки. Каждая из них — это маленький рассказ, аккумулирующий многовековую народную мудрость.

1.        Копеечка к копеечке — рубль набегает.

2.        Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

3.        Денежки труд любят.

4.        Делано наспех — и сделано на смех.

5.        Деньги дело наживное.

6.        Приобрёл вещь — умей обращаться с ней.

7.        Каждую крошку в ладошку.

Трудовая деятельность

Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость. Очень важно формировать у ребят полезные бытовые привычки, умение эффективно расходовать ресурсы (например, напоминает выключать воду при мытье рук).

Обращаю внимание детей на испорченные вещи — сломанные игрушки, порванные книги, показывает, как их можно починить (например, можно совместно заклеить книги).

Дошкольникам с детства необходимо внушать ценность вещей: ведь каждый предмет кто-то создал своим трудом. Следует искоренять в детях привычку думать, что всё, что ломается, тут же легко заменяется новым.

Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Наша задача— на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого выбираю интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

Сейчас я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Предлагаю вам экскурсию по стране Экономике!

Вот карта страны. По ней мы отправляемся в путь!

И первой нас встречает «Усадьба экономической викторины».

1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой

2.Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит

3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель

4. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха

Уважаемые коллеги, викторина стимулирует ребенка на новые знания. Отправляемся дальше.

Дорогие друзья мы с вами пришли к «Сказочному замку».

Практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся. Слайд включается по ответу на вопрос.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? Колобок

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

Репка

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? Курочка Ряба, золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. Кот в сапогах

-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, экономность.

Отправляемся дальше. Слайд

На нашем пути оказалась «Яма загадок» и чтоб в нее не попасть, необходимо отгадать все загадки. Слайды листать по загадке и ответу.

1. На товаре быть должна, обязательно … цена

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … доход

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … налог

4.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … вклад

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке… проценты

Помните уважаемые коллеги, что в загадках дети тоже обучаются.

Мы пришли к «Экономическому озеру», чтоб перебраться на другой берег нам нужна лодка. Лодка есть у рыбака, но даст он ее нам, если мы поможем его семье составить семейный бюджет.

Нам необходимы знатоки экономики.

Бухгалтер, представитель семейных доходов и представитель семейных расходов (вызываю желающих)

Девиз бухгалтера: Статья расходов не должна превышать статью доходов.

Представитель семейного дохода держит в руках кошелек с деньгами, и выбирает из чего состоит семейный бюджет. (предложены картинки: зарплата, пенсия, детские пособия, личное-подсобное хозяйство)

Представитель семейных расходов получает корзину и выбирает, что входит в статью семейных расходов. (предложены картинки: оплата коммунальных услуг, набор картинок из корзины потребителя)

Каждый представитель бюджетов выбирает себе по два помощника. Дается 3 минуты на составление статьи доходов и корзины потребителя.

По итогу бухгалтер подводит итог, в котором выясняет не превысил ли расход семейный доход.

Вот так дорогие коллеги в сюжетно-ролевой игре воспитывается финансовая грамотность детей.

Ну, что же мы получили лодку от рыбака и отправляемся дальше.

И последняя остановка в стране Экономики «Банковская крепость»

С деньгами спокойно и радостно жить,

Но где-то ведь надо те деньги хранить.

-А где вы предпочитаете хранить сбережения! слайд

- В чем надежнее хранить деньги? слайд

Верно, в банке, но не стеклянной, а в финансовом.

-Как видите, существует множество вариантов хранения денег. Выбирайте, какой вариант хранения нравится вам, а я желаю вам стабильного финансового благополучия!

Экономика имеет важную роль в жизни каждого,

Экономика умеет быть интересной,

Играйте с детьми в экономику!

А наше путешествие заканчивается.

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами  выявлены эффективные средства формирования осн...