Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.
консультация по основам финансовой грамотности

Герман Ольга Фёдоровна

Опыт работы

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_fg_no_2.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего  дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Поэтому, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители  и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:  Что такое деньги?  Где их взять?   Как ими правильно распоряжаться?  

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В 2021 году прошла курсы повышения квалификации в Краевом государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по программе «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО». Тема оказалась очень интересной и актуальной.

Поэтому в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2021 года в нашем детском саду был разработан и долгосрочный образовательный проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет через разные виды деятельности».

Целью проекта является

-создание основ для формирования первичных экономических представлений и компетенций;

-Развитие экономического мышления дошкольников;

-Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Образовательные задачи: 

-ознакомить старших дошкольников с сущностью основных финансово-экономических категорий.

Развивающие задачи: 

-развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике,

-развивать речь, мыслительные операции.

Воспитательные задачи: 

воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств;

Данный проект, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и интегрируется во всех 5 образовательных областях.

Свою работу по обучению детей я начала с опроса родителей. Большинство родителей согласны с внедрением в образовательный процесс задач по финансовому воспитанию детей.

Работу с детьми я запланировала с использования с дидактических игр.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах.

В процессе дидактической игры устанавливается соответствующая возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирается соответствующий дидактический материал и пособия. 

Хочу представить Вам несколько игр, сделанных своими руками, которые я использую в работе с детьми своей группе.

ЛОТО

Цели: закрепление названий предметов, распределение карточек на тематические группы;

Задачи: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы. Развивать внимание, мышление, память.

Правила игры

Детям раздаются карточки с пустыми картинками, ребенок должен распределить предметы по классификации, распределить товар по отделам в супермаркете

 Ребенку предоставляется возможность разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначениям, дать названия магазинам.

Игра «Список покупок» 
Цель: дать представление о понятии «список покупок», расширять представление детей о магазине продуктов, закреплять счёт в пределах  
Правила игры :Игра состоит из игрового поля - корзины, карточек с заданиями и карточек с изображением продуктов.
Инструкция: даём карточку с задание ребёнку и просим его положить только те продукты, которые указаны списке.

Игра«КОПИЛКА» 
Цель: способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам.
Инструкция: кладём карточку с заданием на игровое поле и просим
ребёнка положить в копилку столько монет, сколько указано в задании.

Игра"В магазине"
Цель: формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Задачи: учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки.
Формировать умение давать сдачу.
Закрепить представление детей о деньгах.
Инструкция:
1 вариант: кладём товар в поле "покупка" и просим ребёнка положить в поле "оплата" нужное количество денег.
2 вариант: даём ребёнку деньги и просим его выбрать из предложенных товаров, те , на которые у него есть деньги.
3 вариант: кладем в поле "покупка" товар, в поле "оплата" деньги и просим ребёнка посчитать, сколько нужно дать сдачи и положить нужное количество монет в поле "сдача".
4 вариант: разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине...
- продукты для завтрака,
- подарок на день рождения другу,
- продукты для супа и т.п.

Многофункциональная игра "Кошелёчки" 
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота». Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические, научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека.
Инструкция:
1 вариант: просим ребёнка посветить под кошелек и назвать монеты.
2 вариант: ребёнок светит под кошелёчки и затем по памяти выкладывает на них монеты.
3 вариант. Просим ребёнка разложить банкноты по образцу (карточки- задании)
4 вариант: ребёнок выкладывает банкноты или монеты по речевой инструкции педагога, можно по памяти.
5 вариант: то же задание ,что и 4, только можно усложнить. Например: попросить в красный кошелек положить на 2 монеты больше или меньше, чем в зелёный и т.д.

Надеюсь, что результат моего опыта покажет положительную динамику уровня сформированности основ финансовой грамотности у дошкольников.

Планируется в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучен...

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...