ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мокрова Екатерина Владимировна

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием, в развитии предпосылок формирования реального экономического мышления, что является важным фактором подготовки дошкольников к последующему обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мокрова Екатерина Владимировна,

воспитатель

Бабурова Ольга Владимировна,

учитель-логопед, учитель-дефектолог

МБДОУ№28 «Ручеек»

 «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 

Ключевые слова: финансовая грамотность, проектная деятельность, экономическое воспитание, взаимодействие, игровая деятельность.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольном образовании. Так как сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием, в развитии предпосылок формирования реального экономического мышления, что является важным фактором подготовки дошкольников к последующему обучению в школе. 

Чтобы определить уровень экономических знаний, умений выстраивать товаро – денежные  отношения в рамках игровой деятельности в нашем ДОУ была проведена одна из более эффективных  и доступных форм работы с детьми - ярмарка. Именно она позволила выявить проблему  и понять, что дети не знают, как потратить деньги, сколько денег им нужно, чтобы купить товар, не знают о том, что заработать деньги можно изготовив своими руками товар, а потом продать.

Таким образом, мы пришли к выводу: для того, чтобы развивать финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста и научить их правильно пользоваться деньгами, уметь их тратить, совместно с родителями и с привлечением узких  специалистов был разработан проект «Муха Цокотуха по полю пошла, муха денежку нашла». Целью данного проекта является формирование у дошкольников необходимых представлений, знаний о финансовой составляющей семьи, а также реальные экономические навыки, повысится интерес к игровой деятельности финансового содержания.

Реализация данного проекта на первом этапе, позволяет выстраивать совместную работу с узкими специалистами, в данном случае учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Узкие специалисты помогают воспитателю повысить активность, любознательность, не только детей с ОВЗ, но и детей всей группы.

Осуществляется совместное изучение и подбор литературы, составление плана реализации проекта «Муха Цокотуха по полю пошла, муха денежку нашла». Все мероприятия разрабатываются с учетом образовательных потребностей основной группы детей и детей с особыми возможностями здоровья. Определяем эффективные формы работы с родителями: родительское собрание, направленное на преобразование предметно-пространственной среды группы, совместно оформили «Центр финансовой грамотности», изготовили атрибуты, пособия для осуществления игровой деятельности: макет банкомата, настольная ширма «Банк», «Магазин», «Почта», настольные и дидактические игры «Играем в магазин. Денежка», «Денежка, без сдачи», «Идем за покупками», «Профессии и продукты труда», «Супермаркет», «Кто хочет стать миллионером», созданы картотеки бесед, проблемных ситуаций, игр, заданий, литературных произведений по экономическому воспитанию дошкольников. Для просветительской работы с родителями оформили информационный стенд «Азы финансовой культуры».

На втором этапе непосредственно приступили к реализации плана. Для формирования детского интереса была организована игра-драматизация «Муха Цокотуха по полю пошла, муха денежку нашла», где дети предлагали свои варианты решения проблемы главной героини, аргументируя свои ответы.

Задачи по формированию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности:

- на занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями: деньги, денежные отношения, цена, товар, стоимость, потребность, бюджет, расходы, доходы; проводились экскурсии-знакомства с людьми разных профессий;

- чтение художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;

- проведение ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производили и покупали товары и услуги, устанавливали цены на них;

- решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».

Роль узких специалистов заключается в систематическом включении в коррекционно-развивающую работу игровых заданий, мультимедийных презентаций, решение простейших проблемных экономических ситуаций, которые повышают познавательную и речевую активность дошкольников.

Участвуя в реализации данного проекта, специалисты создали и накопили материал финансового содержания, который способствует решению следующих задач:

- побуждению детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствованию закрепления навыков пользования инициативной речью;

- совершенствованию разговорной речи;

- обогащению словаря;

- формированию грамматического строя языка и связной речи.

В работе с детьми используются дидактические игры: на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

На данном этапе, проведенная работа показывает, что игры детей стали более интересными, содержательными, продолжительными. Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.  К тому же обучение экономической культуре при реализации проекта с привлечением узких специалистов не сводится к тому, чтобы учить детей зарабатывать деньги - на первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение оценивать свои возможности, оказывать взаимопомощь.

Литература

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? /Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. - №4

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей // Обруч. – 1999. - №5

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.

5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...