Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_10_ramazanova_i.n._finansovaya_gramotnost.docx487.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Рамазанова Ирина Николаевна,

                                                                     воспитатель МБДОУ № 10

                                         

         

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О том, что в современном мире человек должен быть финансово грамотным знает каждый из нас. Однако, к сожалению мало, кто из граждан может заявить, о том, что он правильно планирует свои доходы и расходы, не влезает в долги, держит себя в рамках и аккуратно ведет свой бюджет.

Чтобы избежать ошибок во взрослой жизни и приобрести финансовую самостоятельность необходимо формировать полезные привычки в сфере финансов с раннего возраста, а именно, в детском саду - начальном звене в системе непрерывного образования.

Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом, поэтому так необходимо элементарное экономическое образование детей дошкольного возраста. C:\Users\User\Desktop\20220318_093828.jpg

Передо мной встала проблема, как правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений? Изучив литературу, интернет ресурсы, опыт работы воспитателей по данной теме, возникла идея разработать и реализовать проект: «В мире финансов».

Цель проекта: создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина.

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о понятиях деньги, бюджет, формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности, формировать положительное взаимоотношение детей,  способствовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Срок реализации: 1 месяц

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

1 этап подготовительный:

-изучение справочной, методической литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта; 

- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «»;

- подбор художественной литературы, игр для детей по выбранной тематике;

- подбор пособий и необходимого оборудования для практического обогащения проекта.

2 этап – Основной.

В процессе реализации проекта с детьми разучивались стихи, загадки, пословицы о труде, проводились тематические беседы: «История возникновения денег», «Путешествие денег», где дети знакомились с понятиями: деньги, обмен, валюта, их предназначением, учились находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, купюрами разного достоинства.

Детям читали художественную литературу, с использованием сказок с экономическим содержанием: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Э. Матвеев «Дима и совенок».

 Закрепляли полученные знания в   настольно-дидактических играх: «Монетки и конфетки», «Монополия», «Дороже-дешевле», «Что купить, когда купить».

Для ознакомления с профессией «Банковский работник» был приглашен сотрудник «Сбербанка» города Канска.  Она рассказала детям о таких профессиях, как «Консультант», «Менеджер», «Кассир», «Инкассатор». C:\Users\Пользователь\Desktop\IMG-250e75304be1470b5223615afedab006-V.jpg

Гость группы   раскрыла сущность понятий «наличные и безналичные деньги» и продемонстрировала способы использования банковской карты.

Вместе с гостем дети придумывали и проигрывали отдельные сюжеты, включающие в себя ролевые диалоги: «Мне нужен кредит», «Я хочу открыть счет в вашем банке». Была организована сюжетно-ролевая игра: «Мы банкиры».

Для закреплений знаний у детей о профессии продавец был проведен мастер-класс с участием мамы воспитанника, которая работает в магазине одежды.  Она рассказала детям, чем торгует, как происходит расчет. Показала кассовый аппарат, объяснила принцип его работы, пластиковые карты, деньги. Затем дети совместно с мамой играли в сюжетно-ролевую игру: «Магазин». В заключении детям подарили игру: «Одень куклу».

Для правильного представления о деньгах, семейном бюджете была организовала совместная детско-взрослая выставка творческих работ: «Моя денежная купюра». Родители совместно с детьми приняли активное участие в выставке. Дети изображали мультипликационных и сказочных героев, презентовали свои купюры сверстникам и педагогам.  Каждый рисунок отличался своей оригинальностью. F:\загрузки\20220329_133110.jpg

Совместно с родителями в группе был создан «Музей денег». Дети самостоятельно могли знакомиться с номиналами разных стран мира, прикоснуться к старинным монетам. 

На 3 заключительном этапе проекта проведена оценка эффективности деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (педагогическое наблюдение, диагностика уровня сформированности у детей финансовой грамотности)

 Получили следующие результаты:  

-у детей сформировались первичные представления о деньгах и правильном отношении к деньгам, разумному их использованию;

- участие детей в соревнованиях I Канского чемпионата KIDSKILLS, компетенция «Банковское дело».

Список литературы

  1. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришавева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
  2. Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017- 2023 гг. Москва. 2017. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации.
  3. Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы // Дошкольное воспитание. 2018. №12. С.22-26.

4. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Парциальная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к...

Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»

Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...

Квест - игра «Умники и умницы» по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группа «Подсолнушек»

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность....

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности....