Методическая разработка Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование с водой
методическая разработка (средняя группа)

Цветкова Ирина Владимировна

Данный материал преднозначен для родителей дошкольников. Позволит получить информацию о развитии познавательного интереса у ребенка через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_eksperimentirovanie.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

         Консультация для родителей

«Развитие познавательных способностей у детей среднего дошкольного возраста через эксперименты с водой».

Автор:  Цветкова Ирина Владимировна воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнкаЭкспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире. Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи. Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:

  • учимся видеть проблемы;
  • - учимся выдвигать гипотезы;
  • - учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

  • - создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
  • развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
  • - умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
  • - создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментированием и трудом. Труд может быть не связан с экспериментированием, но экспериментирование без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость.

Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители. Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников:

  • Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
  • Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т. п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
  • Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
  • Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Опыты с водой для детей 4–5 лет.

Опыт 1.

  • Цель: проверить, что гуашь растворяется в воде.
  • Материалы: 3 прозрачных стаканчика, гуашь, кисточки.
  • Ход: в 1 стакане растворить желтую гуашь, во 2 стакане- красную, в 3- зеленую.
  • Опыт 2.
  • Цель: исследовать воду на прозрачность.
  • Материалы: стакан с водой, стакан с молоком, 2 чайных ложки.
  • Ход: опустить по ложке в стакан с водой и молоком, объяснить почему в стакане с водой видно ложку.
  • Опыт 3.
  • Цель: исследовать воду на вкус.
  • Материалы: 3 стакана с водой, сахар, лимон.
  • Ход: в 1 стакан добавить сахар, во 2- сок лимона, в 3 стакан ничего не добавлять. Предложить ребенку выпить немного воды из каждого стакана.
  • Вопросы: Как ты думаешь, в каком только вода? Имеет ли эта вода вкус, запах, цвет? Угадай, что добавлено в другие стаканы?
  • Опыт 4.
  • Цель: исследовать плавучесть предметов.
  • Материалы: таз с водой, деревянная палочка, бумажный кораблик, камешек, монета.
  • Ход: опустить в воду монету, камешек, деревянную палочку, бумажный кораблик. выяснить какие предметы тонут, а какие нет, почему.
  • Опыт 5.
  • Цель: убедиться в том, что снег состоит из воды.
  • Материалы: миска со снегом.
  • Ход: занести в помещение миску со снегом, через некоторое время понаблюдать. Объяснить детям откуда в миске вода.
  • Опыт 6.
  • Цель: узнать, какие материалы пропускают воду.
  • Материалы: мешочек из ткани, целлофановый пакет.
  • Ход: налить в каждый мешочек воду, обратить внимание на то, что мешочек намок и пропускает воды, нежели целлофановый пакет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы

Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста  через элементарную поисковую де...

Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность

Анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы....

Система работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление ...

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста

Татьяна Семакина Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возрастаМуниципальная августовская педагогическая конференцияТема: «...

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...

Проект «Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование».

Сегодня нашему обществу нужны люди самостоятельные, творческие, интеллектуальные, способные оригинально мыслить и принимать нестандартные решения. Помочь в формировании такой личности поможет...

Проект «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС – дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач,...