Конспект занятия по речевому развитию
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Власюк Людмила Ефимовна

Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1zimnnyaya_palitra.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная деятельность

«Зимняя палитра»

с детьми с О. Н. Р.

Цели: Совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение детей в выделении цветов зимней палитры из общей цветовой гаммы. Закрепить представление о зиме и её приметах; уточнение,

расширение и активизация словаря по теме «Зима», закрепление умения составлять рассказ о времени года по мнемотаблице.

Развивающие:

- Развивать грамматический строй речи. Развивать зрительное  и слуховое внимание, мышление.  Координация  речи с движением, развитие тактильных ощущений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

- Формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность. Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе.

Оборудование: магнитофон, кассеты с записью пьесы П. И. Чайковского « Зимнее утро», шкатулка с белым конфетти, нарисованные следы животных, птиц и человека, ватные шарики, палитра, зимние пейзажи,

Ведро со снежками.

1.Организационный момент (укрепление эмоционального контакта).

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!

(Дети встают с воспитателем в круг)

Наступил новый день. Я улыбнусь вам,   а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик,  все обиды, злобу, огорчения. (Дети делают вдох и выдох) А сейчас давайте пожелаем,  друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь друг другу по имени и желая доброго утра).  

Дети: Доброе утро, Юля. Доброе утро Таня и. т. д.

2.Звучит музыка Вивальди « Времена года» Тройка.

Воспитатель под музыку читает стихотворение.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром!

Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

Дети: Зимние месяцы.

Воспитатель: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете любимые цвета зимы? Давайте найдём их на палитре.

(Воспитатель достаёт палитру всех цветов радуги и её оттенков)

-Дети выполняют задание, выбирая нужные цвета (синий, голубой, фиолетовый, белый).

3.Воспитатель: Ой, ребята! Что такое за окном? Сразу в группе посветлело

Это снег лежит ковром белый- белый. Послушайте,  как поэты,  описывают цвета зимы в своих стихах. (Дети читают стихи).

Вечер зимний в небе синем

Звёзды синие зажёг, ветви сыплют                     МУЗЫКА

Синий иней на подсиненный снежок.

Заготовила зима краски все для всех сама

Полю - белый, белый цвет,

Небу - голубой рассвет!

Воспитатель: Какие цвета взяли поэты,  для описания зимы?   Голубой, синий, белый.                                  

  4.Дидактическая игра « Подбери цвета и оттенки зимнего пейзажа»

Детям предлагаются зимние пейзажи, и дети с помощью цветных фишек

Выкладывают зимние картинки. Ответы детей. Звучит музыка.   ОДНА ПОДГРУППА .

5.Упражнение « Подбор сравнений»

Воспитатель: Посмотрите в окно - у нас уже настоящая зима. Знаете, когда я смотрю в зимнее

окошко на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения:

Летит птица – летит …снег

Дует человек – дует…ветер

Кружится балерина – кружится…снежинка

Завывает волк – завывает…вьюга

Злится злодей – злится мороз.

- Конечно, в такую погоду легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? Мы делаем

дыхательную гимнастику, обливаем руки прохладной водой, едим чеснок, принимаем витамины, кислородный коктейль, делаем массаж « Неболейка»

6. Массаж биологически активных зон « Неболейка».

 Для профилактики простудных заболеваний.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком

прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею. ( Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами.)

Знаем, знаем, да – да - да нам простуда не страшна! ( потирают обе ладони ).

7. Тактильная игра – массаж « Собираемся на прогулку»

Воспитатель: А ещё, чтобы быть здоровым и бодрым, надо гулять. И я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Но сначала мы оденемся.

Чтоб кататься день – деньской                      

Нам на горке снеговой,                                  

Чтобы не пришлось нам греться –

Надо потеплей одеться                    

Учитесь со мною, всё будет в порядке,                                                                                

Упрямый носок я расправлю на пятке.

Рубашку натянем – прошла голова

 И руки проделись легко в рукава.

Свой комбинезон я, пожалуй, надену

И хитрую пуговку в петельку вдену

Лишь молнию- змейку за хвост потяну

И куртку любимую я застегну

За дверью не лето, без шапки нельзя,

Итак, надеваю я шапку, друзья.                                      

                                       

Застёжки – липучки из двух половинок                                        

Их ровно сложу и застёгнут ботинок.                                        

Пусть сверху уныло глядят небеса,                                        

Как здорово то, что оделся я сам.                                        

С помощью имитации надеваем носки ( лёгкое поглаживание ног); надеваем рубашку (поглаживание рук ),

комбинезон, застёгиваем пуговицы ( точечные движения от шеи до живота), куртку (молнию ), надеваем шапки ( поглаживание головы, лёгкий массаж, имитация завязывания  « застёгиваем» ботинки.

Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? ( На машине, на поезде, на самолёте). А я вам предлагаю отправиться в путь на тройке лошадей.

Речевая игра « Едем на лошадке» Т. Тютюнниковой.

8. Подбор эпитетов, совершенствование грамматического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.

Как выглядят деревья зимой? Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замёрзшие, продрогшие, у ёлок иголки как ледяные пальчики.

Что мы можем сказать про снег, какой он?  Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый.

9. Дидактическое упражнение « Чей след» (расширение словаря)

Кто расхаживал по снегу, догадайся- ка по следу!

Каждый снежный след затаил в себе секрет.

Если прошёл волк, мы как можем назвать след ( волчий), если пробежал заяц ( заячий).

След лисы (лисий), у птицы следы (птичьи). А тут, посмотрите, прошёл человек! (человеческий).

- А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему?

10.Имитационное упражнение « Мы шагаем по сугробам» (эмоциональная разрядка).

Воспитатель: А нам нужно двигаться дальше.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым                        Дети идут, высоко поднимая ноги

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,                            Садятся и поглаживают ноги

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

И опять гулять пойдём

11. Работа по мнемотаблице

Воспитатель: Ребята,  прочитайте, что здесь написано. ( Зима). Наверно, нужно все клеточки

заполнить картинками о зиме.

Ответы на вопросы ( картинки появляются).

Полный рассказ по мнемотаблице (1 ребёнок)

12.Хоровод « Что нам нравиться зимой»

Воспитатель: Ребята, расскажите, а что вам нравиться зимой? (Хоровод « Что нам нравиться зимой»)

  1. Что нам нравиться зимой?

Белые полянки

И на горке снеговой

Лыжи или санки.(Едут на лыжах)

  1. Что нам нравиться зимой?

Мягкие сугробы,

Чтоб копаться день-деньской,

Крепость строить чтобы. (Строят крепость)

  1. Что нам нравиться зимой?

Потеплей одеться,

В шубке тёплой меховой,

На морозе греться (Катят на санках друг друга)

  1. Что нам нравиться зимой?

Во дворе с тобою

Будем мы в снежки играть

Белою зимою. (Играют в снежки)

13. Дыхательное упражнение « Вьюга»

Звучит фонограмма зимней вьюги.

Воспитатель: Что-то холодно стало. Как вы думаете, что это? Может быть лёгкий летний ветерок?

Дети: Нет. Это песенка зимней метели

Воспитатель: Ребята, сейчас мы сами сможем устроить настоящую метель.

Звучит музыка. Взять белые конфетти и мелко нарезанную очень лёгкую фольгу. Подбрасывать её понемногу вверх, и дуть вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе.

Дети: устраивают метель

Воспитатель: Видите, ребята, погода стала портиться. Пора нам возвращаться.

Дети садятся за столы.

Вам понравилось наше путешествие? А давайте  мы сделаем книгу, в которой расскажем

о нашем путешествии в зимний лес, а назовём её « Зимняя палитра»    Помогут нам в этом снежки, которые оставила нам вьюга

14. Пальчиковая игра – массаж « Мальчик – пальчик».

Воспитатель: Чтобы наши пальчики были ловкими, послушными выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчик-мальчик, где ты был, где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся, с этим с горочки катался,

С этим по лесу гулял, с этим я в снежки играл.

Все мы пальчики – друзья, где они там и я!

15. Продуктивная деятельность развитие тактильных ощущений, положительных эмоций, развитие воображения.

Воспитатель: берите « снежные» комочки и аккуратно заполняйте ими ваши странички

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» .

Дети заполняют ватными шариками странички, воспитатель собирает отдельные странички в книгу.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне, посмотрите, какая у нас получилась замечательная книга со снежными страничками. Давайте её покажем своим папам и мамам.

Итог: Спасибо ребята мне понравилось, как вы сегодня работали.

       

                                                                             

 

 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....