Игры по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кудашова Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_detey_s_onr.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

    Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга". Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ". Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

 Поэтому я, как педагог, придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми  в случаях задержки их речевого развития. Считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой  моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста, способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

   Работа по  развитию мелкой  моторики  включат  в себя следующие блоки:

Ø        Пальчиковый игротренинг

Ø        Озорной карандаш

Ø        Творческие упражнения

Воспитатели в своей работе используют следующие формы организации:

ü        фронтально-организованная подгрупповая деятельность

ü        индивидуально-коррекционная работа

ü        режимные моменты.

1-й блок, пальчиковый игротренинг включает в себя следующие упражнения:

•        самомассаж кистей и пальцев рук;  

•        пальчиковая гимнастика с предметами;

•        пальчиковые кинезиологические упражнения.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж  ладони

массаж пальцев рук

Используя массажёры, необходимо соблюдать правила: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти, выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковые упражнения могут быть различными:

1.Упражнения без речевого сопровождения  («Гармошка»: пальцы ладошки сходятся и расходятся или «Зеркало»: повторить за взрослым разнообразные движения каждого пальца.)

2.Упражнения на закрепление названий пальцев рук.

3.Народные пальчиковые игры.

4. Кинезиологические упражнения.

5. Упражнения с предметами: катушкой, карандашом, теннисным мячиком, куклами

 2-й блок, «Озорной карандаш», включает в себя задания:

•        графические диктанты;

•        штриховка;

•        работа с трафаретами;

•        лабиринты;

•        дорисовка (по принципу симметрии);

•        рисунок по образцу;

•        волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)

Упражнения 3-го блока были разработаны при активной помощи родителей дошкольников. Это задания  творческого характера:

  • графические диктанты;
  • штриховка;
  • работа с трафаретами;
  • лабиринты;
  • дорисовка (по принципу симметрии);
  • рисунок по образцу;
  • волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам)
  • пластилиновые игры.
  • игры с бумагой
  • игры с песком

Наибольший интерес  для детей представляют игры с бумагой,  пластилином и песком.

     Игры с пластилином проходят несколько приёмов обучения: « мнем и отщипываем», «надавливаем и размазываем», «скатываем шарики, раскатываем колбаски», «режем на кусочки», «лепим картинки», «готовим обед».

 Игры с бумагой активно используются педагогами на педагогических тренингах с родителями. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

     Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

   Особенно любимые детьми игры с песком необходимо сопровождать словами: «Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.»

  Результаты планомерной систематической работы по  развитию мелкой  моторики детей с ОНР:

 1.        Знания, умения, навыки, суждения детей по образовательной области «Речевое развитие » соответствуют программе на высоком уровне освоения

2.        Навыки детей, полученные в ООД, режимных моментах, легко переносятся в новую нестандартную ситуацию.

3.        Родители принимают активное участие в освоении материала

  Для педагогов облегчается планирование, появляется возможность использовать в практике воспитания новые формы работы, прежде всего по таким мало разработанным формам, как организация взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО.

 

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М., Просвещение, 1977г.

2. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., Советская Россия, 1979 г.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.

4. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Санкт-Петербург, Лань, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп

Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...

игры для развития мелкой моторики у детей

консультация для родителей по развитию мелкой моторики у детей...

Игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет (для использования в совместной деятельности взрослого и ребенка)

Данные развивающие игры могут быть использованы педагогами, родителями детей, начиная с младшего дошкольного возраста....

Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста.

Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста....

Консультация для родителей."Игры для развития мелкой моторики у детей дома".

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...