«Создание необходимой предметно-развивающей среды с учетом ФГОС на занятиях по физической культуре».
статья по коррекционной педагогике на тему

ФАДЕЕВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Предметно развивающая среда-это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогтческого процесса, рационально организованный, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание необходимой  предметно-развивающей среды с учетом ФГОС на занятиях по физической культуре».

Цель:I. Создание необходимой предметно-развивающей среды на занятиях по физической культуре для детей с ОВЗ

  • Насыщенность
  • Целостность
  • Многофункциональность
  • Возможность трансформации

II. Лучшее восприятие учебного материала

  • Оборудование зала
  • Предметная насыщенность

          III.Повышение двигательной активности

  • Создание радостной атмосферы и веселого настроения
  • Активизация желания заниматься физической культурой
  • Профилактика стрессовых состояний
  • Снятие мышечного напряжения

       Основные требования, предъявляемые  к предметно-развивающей   среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность,   возможность   ее трансформировать.

При подборе наглядных пособий и оборудования для спортивного зала предпочтение отдаётся предметам крупных размеров, контрастных насыщенных цветов, преимущественно красного, желтого, зеленого, оранжевого. Это способствует не только лучшему восприятию учебного материала, но и создает у наших воспитанников радостное, веселое настроение, способствует повышению двигательной активности, вызывает  желание  детей заниматься физической культурой. И это немаловажно, так как наши дети  чаще подвержены стрессовым состояниям, чем их здоровые сверстники.

     

                                    Коррекционная работа

           Плохо тренированный вестибулярный аппарат тормозит развитие активных, свободных движений. Развитие вестибулярного аппарата одна из важнейших коррекционных задач в работе с детьми, имеющими нарушение зрения и другие особенности развития.

           Сохранение устойчивого положения тела достигается за счет сбалансированной деятельности многочисленных групп мышц, и правильной работы вестибулярного аппарата. Для тренировки вестибулярного аппарата на занятиях физической культурой применяются различные упражнения, движения с использованием специального инвентаря.

          Наши  дети очень любят ходить на «ходулях», передвигаться на «самоходных» черепашках, работать на балансирах. Так же в работе используются различные виды ходьбы (по ограниченной площади, по мягким поверхностям, по разновысотным поверхностям, перешагивание через рейки, мягкие модули, ходьба с мешочком на голове по гимнастическим скамейкам). Все эти виды движений способствует формированию у ребенка умения владеть телом и поддерживать нужную позу.

          При выполнении физических упражнений учитывается специфическая особенность развития памяти, волевых процессов детей  с нарушением зрения и другими особенностями развития. Для  запоминания точных и простых движений  детям  ОВЗ порой требуется,  многократное повторение упражнений, так-так они часто отвлекаются, быстро устают. На каждом занятии осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход с учетом этапа лечения зрения и диагноза детей.

       Зная особенности наших детей,  мы используем различные приемы активизации:  яркие, красочные пособия (помпоны, ленты, платочки, мягкие игрушки и другой инвентарь), карточки с изображением последовательности выполнения упражнений, карточки с изображением направления движения, которые помогают решать проблемы внимания и памяти,  являясь «подсказкой» для самоконтроля и дают возможность отдохнуть слуховому анализатору в процессе выполнения задания. Такие пособия вносят элемент разнообразия, новизны, что так же благотворно влияет на педагогический процесс.

        Для исчезновения навязчивых движений и появления ловкости у детей используются упражнения с завязанными глазами. Выполнение данного вида упражнений основывается на доверии  ребенка к взрослому. «Теряя» важнейший из анализаторов, ребенок вначале преодолевает появившуюся  неуверенность, тревожность. Преодолев  неуверенность у многих появляется интерес к этим упражнениям, которые способствуют сенсомоторному  развитию, развитию слухового восприятия, внимания, тактильной и двигательной памяти.

       С самого детства необходимо приучать детей с ОВЗ владеть своим телом, координировать движения, опираясь на мышечное чувство, так как в современных условиях жизни возникают ситуации, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания.

         Неудачи и трудности, с которыми сталкивается ребенок  с ОВЗ в обучении, в игре, в повседневной жизни, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Для коррекции психоэмоционального состояния наших воспитанников на занятиях, на досугах, на спортивных праздниках конструируются ситуации успеха, как коллективного, так  и личностного. Подобные ситуации помогают ребенку  стать «эмоционально стойким» и формируют у него уважительное отношение к переживаниям, чувствам других детей.

   Для коррекции эмоционального состояния  по рекомендации психолога подбираются  те задания, те эстафеты и подвижные игры которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка и доступны большей части детей.  Для детей, которые по каким либо причинам не могут или думают, что не могут справиться с поставленной задачей  подбираются индивидуальные задания, в которых они могут проявить себя, в которых они могут заявить о себе. Таким образом Дети с особенностями в развитии интегрируются  в коллектив

           Неудачи и трудности, с которыми сталкивается ребенок  с нарушением в развитии в обучении, в игре, в повседневной жизни, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Для коррекции психоэмоционального состояния наших воспитанников на занятиях, на досугах, на спортивных праздниках конструируются ситуации успеха, как коллективного, так  и личностного. Подобные ситуации помогают ребенку  стать «эмоционально стойким» и формируют у него уважительное отношение к переживаниям, чувствам других детей.

Для коррекции эмоционального состояния  по рекомендации психолога подбираются  те задания, те эстафеты и подвижные игры которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка и доступны большей части детей.  Для детей, которые по каким либо причинам не могут или думают, что не могут справиться с поставленной задачей  подбираются индивидуальные задания, в которых они могут проявить себя, в которых они могут заявить о себе. Таким образом Дети с особенностями в развитии интегрируются  в коллектив

         Работа по физическому воспитанию строится с учетом решение  всех коррекционно- развивающих задач осуществляемых совместно всеми участниками педагогического процесса.(воспитателями, дефектологом, психологом, логопедом,  музыкальным руководителем ,а также родителями).

           Только работая во взаимосвязи с педагогами и специалистами учреждения возможно создать необходимую предметно - развивающую среду на занятиях по физической культуре, позволяющую сохранить и по возможности развить здоровье детей с нарушением зрения и другими особенностями развития. 

ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ С РЕБЕНКОМ, ДОЛЖНО БЫТЬ НАПОЛНЕНО РАДОСТЬЮ И УЧИТЫВАТЬ ЕГО ПОТРЕБНОСТИ!

                                                           Из опыта работы инструктора по        физической культуре Фадеевой Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы

Создание предметно-развивающей среды с учетом современных требований. Обобщение опыта работы...

Буклет Создание предметно – развивающей среды с учетом ФГОС

Буклет подготовлен к семинару «Создание РППС с учетом ФГОС»...

Конспект сюжетно – игрового занятия по физической культуре для детей подготовительной группы с учетом гендерного подхода. «Мы туристы».

Конспект сюжетно - игрового занятия « Мы туристы» разработан для детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Для реализации индивидуально - дифференцированного подхода по половому...

Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"

Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...

консультация- презентация по теме: " Взаимосвязь воспитателя и логопеда для создания игровой развивающей среды с учетом ФГОС".

в данной консультации представлены организация развивающей среды  в ДОУ с учетом требований ФГОС...