Работа с детьми средней и тяжелой степени умственной отсталости
консультация по коррекционной педагогике на тему

Зудилина Евгения Олеговна

К сожалению, довольно редко можно встретить практический материал для работы с действительно "тяжелыми" детьми. Приходится идти практически в темноте, разыскивая и подбирая материалы для каждого ребенка практически индивидуально. 

 

Кто же они, дети с тяжелой умственной осталостью? Что важно в работе с ними?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennnaya_otstalost.pptx808.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с детьми средней и тяжелой степени умственной отсталости Холодняк Евгения Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ д /с № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2017 год

Слайд 2

Умственная отсталость ( малоу́мие , олигофрени́я ; др.-греч. ὀλίγος — малый + φρήν — ум; англ. mental retardation ) – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации; стойкое , необратимое нарушение психического развития.

Слайд 4

Наследственные факторы 70-90% Врожденные вредности Приобретенные воздействия С достоверностью этиология (причины) УО установлены только у 35% людей Причины умственной отсталости

Слайд 5

Эндогенные Мутации Эндокринные заболевания и метаболические дефекты Перезревание половых клеток Возраст родителей Врожденные Хронические заболевания матери, приводящие к гипоксии плода (СС-недостаточность, болезни печени, почек, диабет, болезни щитовидки) Несовместимость по Rh -фактору и факторам AB 0 Внутриутробные инфекции Вирусные заболевания Химические вредности Физические факторы Механическое воздействие Острые или хронические эмоциональные стрессы Недоношенность или переношенность Приобретенные Перинатальные вредности (гипоксия плода) Энцефалит Тяжелая интоксикация ЧМТ Состояние клинической смерти Социальные и культурные факторы Депривация

Слайд 6

МКБ-10 IQ Отечественная классификация Социальная характеристика Класс Степень УО F70 Легкая УО 50-69 Дебильность Воспитуемы, обучаемы, трудоспособны F71 Умеренная УО 35-49 Имбецильность Воспитуемы, необучаемы, нетрудоспособны F72 Тяжелая УО 20-34 -//- -//- F73 Глубокая УО Ниже 20 Идиотия Необучаемы, необучаемы Классификация УО

Слайд 7

Особенности развития детей с тяжелой УО

Слайд 8

Двигательная сфера Грубое недоразвитие. Нарушение и слабость статических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Движения замедленны, неуклюжи, дети не умеют прыгать и бегать Заданную позу сохраняют в течение 1-2 секунд. Координация движений очень плохая. Преобладает замедленность, отсутствие движений, их однообразие, неловкость или повышенная подвижность, действия нецеленаправленны, беспорядочны, активность определяется предметами, попадающими в поле зрения. Дети не могут себя обслужить. Дифференцированные движения рук и пальцев практически не отмечаются.

Слайд 9

Внимание Восприятие Внимание всегда серьезно нарушено: иногда оно не привлекается, а если это удается сделать, то оно малоустойчиво. Активное внимание может отсутствовать. Часто внимание детей можно привлечь яркими или звучащими предметами, но на очень короткий срок. Часто встречаются аномалии развития органов чувств . У подавляющего большинства имеются функциональные расстройства анализаторов. Дети в большинстве своем не умеют перерабатывать поступающую информацию. Восприятие отличается глобальностью и поверхностностью. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения, применения действий для улучшения восприятия. Деятельность становится беспорядочной и неосмысленной.

Слайд 10

Мышление / Речь / Память / Личность Мышление : бессистемно и хаотично. Отсутствие смысловых связей. Неумение оперировать отвлеченными понятиями, не выявляют связи между действиями. Речь глубоко недоразвита, ее появление запаздывает. Степень недоразвития соответствует тяжести психических нарушений. >1 /4 детей - речь не формируется. Понимание обращенной речи: примитивно, приблизительно; иногда - улавливание мимики, интонации, отдельных слов. Память: очень малый объем, постоянные искажения при воспроизведении. Слабо развита механическая память. Типичные черты личности – отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Инертность и тугоподвижность психики, дети с трудом переключаются на что-то новое, повторяют старые заученные штампы. Эмоциональные реакции отличаются однообразием и недифференцированностью.

Слайд 11

Диагностические методики Матрешки; Стаканчики; Кубики; Разрезные картинки; Кубики Косса ; Кому что нужно?; Кто что любит?; Что не нарисовано?; Парные картинки; Нарисуй так же; Цветные коврики; Что ты помнишь? Покажи цвета; Схематические фигуры; Карта наблюдения за проявлениями эмоционального состояния детей НАБЛЮДЕНИЕ

Слайд 12

Основная цель Дети: Социализация! Освоение норм общения и взаимодействия друг с другом/со взрослыми. Помощь в освоении КГН. Помощь в освоении новых способов общения (невербальных). Обогащение сенсорного опыта детей. Взрослые: Психологическая поддержка. Оказание фактической помощи («недостающие руки»).

Слайд 13

Дидактические игрушки

Слайд 23

Понимание глубины дефекта (отсутствие завышенных требований) Терпение Терпимость/Принятие Требовательность Доброта Психическая устойчивость Организованность Ответственность Тепло Любовь Коммуникабельность Внимательность Отзывчивость Педагогический такт Педагог в группе для детей с УО тяжелой степени: какими качествами он должен обладать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»

Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка време...

Консультация для родителей на тему: «Использование карточек ПЕКС (PECS) в работе с детьми с ОВЗ (дети с умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна, тяжелыми нарушениями речи (ТНР))».

- Что такое ПЕКС (PECS).- Этапы работы с карточками ПЕКС (PEKS);- Трудности, с которыми можно столкнуться при обучении с помощью карточек ПЕКС(PEKS).- Основные преимущества использования карточек...

Приемы и методы работы с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой УО характеризуются интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в умеренной, тяжелой или глубокой степени...