Рабочая программа воспитателей подготовительной группы детей с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа воспитателей (далее Программа) построена с учетом общих закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с  6 до 7 лет и направлена  на обеспечение разностороннего развития   детей с ОВЗ (нарушениями слуха) на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ushakova_rabochaya_programma_vospitatelya_oo.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 465"

ПРИНЯТО                                                                                       УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет                                                                    Заведующий МБДОУ № 465  

Протокол №___ от " ___" августа  20__ г.                                    __________С.Н. Кузнецова

                                                                                                      Приказ №___от"___"_________20__г.

Рабочая программа воспитателей

группы "Звездочка" 5 год обучения

Мишиной Ирины Владимировны

Ушаковой Елены Владимировны

на 2016-2017 учебный год

Н.Новгород  2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел рабочей программы  ---------------------------------------------3

1.1. Пояснительная записка -----------------------------------------------------------3

1.2 Принципы и подходы к формированию программы--------------------4  

1.3. Особенности развития глухого ребенка дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. -----------------------------------------------------------6

1.4.  Краткая характеристика детей подготовительной  группы ---------11

1.5 Срок реализации рабочей программы  --------------------------------------12

1.6. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы--------------------------------------------------------12  

 2. Содержательный раздел рабочей программы-----------------------------------13

 2.1. Содержание образовательной работы с детьми ------------------------------13

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования -------------------------------------------------------------31

 2.3. Организация  и  формы  взаимодействия  с  родителями  (законными  представителями)  воспитанников ----------------------------------------------------32

3. Организационный раздел рабочей программы ----------------------------------32

3.1. Режим пребывания воспитанников в группе (круглосуточный) (осенне-зимний период,  плохая погода и др.) ------------------------------------------------32

 3.2. Структура реализации образовательной деятельности ---------------------34

3.3. Учебный план образовательной деятельности -------------------------------36

3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды

 группы--------------------------------------------------------------------------------------37

  3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности  ------------38                                        

 

1.Целевой раздел рабочей программы  

1.1. Пояснительная записка  

        Рабочая программа воспитателей (далее Программа) построена с учетом общих закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с  6 до 7 лет и направлена  на обеспечение разностороннего развития   детей с ОВЗ (нарушениями слуха) на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам.

        В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития   ребенка с ОВЗ (нарушением  слуха), структуры дефекта, индивидуальных особенностей, учтены основные виды детской деятельности.

        Цель: реализация содержания Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих) МБДОУ "Детский сад № 465" (далее АООП).

         Задачи:

 1.  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка, имеющего нарушения слуха, в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей развития;

2. обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования;

3. создания благоприятных условий развития детей с нарушением слуха в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

 5. формирования общей культуры личности детей с нарушением слуха, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

 6. психолого-педагогическое изучение ребенка с целью уточнения состояния слуха, речи и интеллекта;

7. обогащение общего и речевого развития, формирование устной речи и  развитие слухового восприятия;

 8. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,

 10. организация помощи родителям по воспитанию детей с нарушением слуха в семье.  

1.2 Принципы и подходы к формированию программы  

        В основу Программы положены следующие принципы:

- полноценного проживания ребёнком с нарушением слуха всех этапов (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей дошкольников с нарушением слуха;

- коррекционной направленности образовательного процесса;

- целостности содержания образования.  

- направленности на формирование деятельности, которая обеспечивает возможность овладения детьми с нарушением слуха всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

- содействия и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-сотрудничества с семьёй;

- приобщения детей с нарушением слуха к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с нарушением слуха в различных видах деятельности;

- возрастной адекватности образования дошкольников с нарушением слуха (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учёта этнокультурной ситуации развития детей с нарушением слуха.

         В основу разработки Программы заложены подходы:

 1) деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания детей, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в дошкольном образовании строится на признании того, что развитие личности слабослышащих, позднооглохших, глухих дошкольников определяется характером организации доступной им деятельности: предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия;

 2) концентрический подход в изложении содержания программного материала означает, что ознакомление детей с определенной областью действительности от года к году обучения усложняется, то есть содержание одной и той же темы раскрывается в следующей последовательности: предметная, функциональная и смысловая стороны, сфера отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла. Такой подход предусматривает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное представление детей об окружающем мире, возможность освоения информации через разные каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический;

 3) при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, при этом следует решать их, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического подхода с учетом интеграции направлений развития дает возможность достичь этой цели. В качестве «видов тем» могут выступать «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др. Построение воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей с нарушением слуха. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический подход построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Цикл тем может корректироваться в связи с событиями, значимыми для группы / детского сада / города; интересами детей и др. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями;

4) коммуникативный подход в программе раскрыт последовательностью формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использованием в обучении детей с нарушением слуха разных форм словесной речи (устная, письменная, при необходимости дактильная) в зависимости от этапа обучения. Словесная речь, формирующаяся как средство общения в ходе всего воспитательного процесса, является основой обучения, развития и воспитания дошкольников, способом присвоения социального опыта.  

1.3. Особенности развития глухого ребенка дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

        В целом развитие глухого ребенка дошкольного возраста после кохлеарной имплантации  сходно с развитием слабослышащих детей, эффективно использующих слуховой аппарат (СА). Но есть и существенные отличия, которые определяют особенности реабилитации детей, у которых кохлеарная имплантация.

        После включения и настройки процессора КИ пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и, значит, соответствуют 1 степени тугоухости. Практически это нормально развивающийся ребенок, если у него нет дополнительных психоневрологических и специфических речевых (дизартрия, моторная алалия) расстройств. Он хорошо понимает речь в различных ситуациях общения (с учетом возраста), у него развивается фразовая речь, хотя и с небольшой задержкой (также как с задержкой появляются первые слова). У него звонкий громкий голос, речь интонационно разнообразная. Нередко нарушение слуха у таких детей не выявляется или выявляется случайно. Большинство из них позднее попадает в логопедические детские сады в связи с нарушением произношения отдельных звуков речи и некоторой ее аграмматичностью, где логопеды даже не подозревают о наличии у ребенка нарушения слуха. Благодаря коррекционной логопедической работе речь у ребенка нормализуется, и он поступает учиться в общеобразовательную школу, которую благополучно заканчивает, испытывая, однако, трудности по русскому языку.

         И совсем не так выглядит глухой ребенок с КИ в первый месяц использования КИ, хотя у него такие же пороги слуха. По уровню развития понимания речи и собственной речи – он соответствует глухому ребенку. Большинство детей  младшего возраста, поступающие на имплантацию, не понимают обращенную речь, не говорят или говорят небольшое число слов с грубым искажением звукослоговой и интонационно-ритмической структуры, если их научили это делать до имплантации. У тех, кого научили немного говорить до имплантации нередко характерный для глухих голос с выраженным носовым оттенком, напряженная артикуляция. Некоторые дети подражают артикуляции взрослого, но это безмолвные артикуляции. Голос у них проявляется только, когда они кричат.

        После подключения и настройки процессора КИ на занятии дети обучаются выполнять условно-рефлекторную реакцию на тихие звуки (шепот, звуки /с/, /ш/, /ц/) с расстояния до 4-6 м, но при этом в обычной ситуации они могут не откликаться на свое имя, не реагируют на окружающие звуки. Через 1-4 месяца они начинают реагировать на все окружающие звуки, но при этом также не понимают речь, хотя многие из них могут повторить слово, услышав его. Это производит парадоксальное впечатление на специалистов и иногда вызывает у них недоумение: «Как же так, ребенок слышит или повторяет слова, произносимые шепотом на расстоянии 3 м, а мою громкую речь при этом не понимает?».

         Глухой малыш с КИ неожиданно и практически одномоментно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. Малыш достаточно быстро может научиться связывать звучание отдельных звуков и слов с предметами или действиями, но понять речь не может, потому что слишком мало в его памяти информации о значении слов, правилах их изменения и соединения в предложении.

         Характерным является и то, что нередко при отсутствии у ребенка реакции на звуки у него отмечается резкое увеличение голосовой активности. Это часто является надежным показателем того, что малыш начал слышать – он начинает слышать себя и играть со своим голосом, как нормально слышащий новорожденный.

        После включения процессора КИ требуется 2-3 мес. целенаправленной ежеминутной работы по привлечению внимания и вызывания интереса ребенка к окружающим звукам, чтобы такой ребенок начал спонтанно реагировать на разные звуки, узнавать некоторые из них.

        При соблюдении всех необходимых условий (постоянное ношение КИ, точные настройки процессора КИ, ежеминутные занятия родителей и окружающих взрослых с ребенком, специальные коррекционные занятия с сурдопедагогом и логопедом), при отсутствии дополнительных психоневрологических и специфических речевых (дизартрия, моторная алалия) расстройств,  у ребенка с КИ происходит быстрое спонтанное развитие слуховых навыков, а впоследствии понимания речи и собственной речи.

        При имплантации до 2-х лет не говорящий ребенок с КИ быстро проходит естественные этапы предречевого (лепет) и начального речевого (первые слова, первые двухсложные фразы) развития. Малыш, который до имплантации благодаря раннему слухопротезированию и правильной работе мамы и сурдопедагога научился пользоваться остаточным слухом, следить за артикуляцией говорящего человека, понимать на слухо-зрительной основе отдельные слова и фразы, а также произносить и использовать хотя бы несколько слов, после имплантации быстро догоняет в своем речевом развитии своих нормально слышащих сверстников.

        При имплантации ребенка после 2-х лет спонтанный процесс овладения пониманием речи и собственной речью начинается позднее — через 8-12 мес. Этот процесс идет также более медленно и зависит от того, насколько у ребенка был развит остаточный слух и произносительные навыки на момент имплантации, возраста имплантации, участия родителей в развитии ребенка, наличия у него сопутствующих нарушений и др. Если ребенок был слухопротезирован до 6-8 мес., у него развит остаточный слух, и он уже прошел стадии развития лепета, первых слов и простых фраз, то спонтанное развитие понимания речи и собственной речи начинается уже через 1-2 мес. после подключения процессора КИ.

        Очевидно, что ни одна категория детей с тугоухостью или глухотой с точки зрения непропорционального соотношения слуховой чувствительности (способности воспринимать тихие звуки) и понимания речи не похожа на маленьких детей с КИ на начальном этапе его использования. Именно поэтому сурдопедагогам так сложно сначала понять проблемы и особенности работы с детьми с КИ. По существу маленький ребенок с врожденной глухотой это идеальная модель ребенка с сенсорной алалией (а точнее, как правило, сенсомоторной). Ребенок на начальном этапе все слышит, но мало на что реагирует. Мы видим это потому, что ребенок на занятии легко выполняет наше любимое задание ( «послушай и положи шарик в коробочку, когда услышишь») на шепот на расстоянии 3-5 м. Потом он реагирует на все звуки, но не понимает, потом повторяет слово, но не узнает обозначаемый им предмет.

        Если имплантация проведена после 2-х лет, то после года использования КИ, одной из наиболее характерных особенностей восприятия речи у многих детей является плохая долговременная память. Ребенок быстро усваивает новое слово на занятии, но потом оказывается, что он может его повторить, однако показать соответствующую картинку или игрушку не может, не использует это слово в собственной речи. Это проявление непропорционально быстрого развития у детей с КИ слухового анализа звуков и речи, как звуковых сигналов, и более медленного формирования процессов анализа речи как лингвистических сигналов. В том числе, сюда относится и формирование связи между звуковым образом слова и его значением, что обусловлено нарушением развития слуховых центров мозга коры головного мозга, а также нарушением формирования связей этих центров с соответствующими зрительными и двигательными центрами. Это определяется тем, что ребенок не слышал первые 12-18 мес.

        Как показывают современные исследования, именно в этот период активно образуются функциональные связи между разными корковыми центрами (между центрами образуются также анатомические связи на нейрональном уровне). Образуются также связи и между зрительными и слуховыми образами. Это происходит благодаря одновременному поступлению в слуховые центры звуковых сигналов, а в зрительные центры – зрительных сигналов. Ребенок слышит погремушку и видит ее несколько раз одновременно, ему дают погремушку в ручки и вместе с ним трясут ее, вызывая звук (при этом он еще ощущает вибрацию). Ребенок начинает связывать ее звук с определенным зрительным образом, тактильными ощущениями. Поэтому позднее, услышав погремушку, не видя ее, он будет искать именно эту погремушку, а, увидев и получив ее в руки, – начинает трясти, вызывая знакомый звук. Таким образом, у него сформировался сложный полимодальный (слухо-зрительно-тактильный) образ предмета, который сохраняется в памяти на всю жизнь.

         То же самое со словом. Мама, давая ребенку поиграть игрушку-собачку, называет ее (ав-ав). И к зрительно-тактильному образу игрушки добавляется его символ – слово, которое ребенок запоминает сначала в слуховой форме, а затем, видя артикуляцию матери и подражая ей, произносит это слово. Сначала оно мало похоже на взрослое слово, но затем по мере многократных повторений происходит уточнение артикуляции, и оно все более соответствует тому, что ребенок слышит, т.е. нормативному произнесению. При этом у ребенка формируются связи между слухоречевыми и речедвигательными центрами мозга.

        При абилитации ребенка раннего возраста с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные СА. Однако есть ряд особенностей.

        В первый год  максимальное внимание уделяется развитию слухового восприятия, причем, прежде всего, используются для этого ежедневные обычные ситуации. Поэтому огромную роль в развитии слуха у детей с КИ играют родители, которые постоянно привлекают внимание и вызывают интерес ребенка к звукам, объясняют ему их значение. Задача специалистов — в короткий срок развить естественное слуховое восприятие с КИ у глухого ребенка до уровня, приближающегося к нормальному слуху, таким образом, чтобы слух начал работать на развитие понимания речи и собственной речи, как у нормальнослышащего ребенка, на это требуется от 6-ти до 12 мес. в зависимости от наличия у ребенка слухового опыта, сопутствующих нарушений внимания, подготовленности родителей к процессу абилитации и др. причин.

         Ребенок с КИ, имплантированный в младшем возрасте, не нуждается в использовании глобального чтения. Как известно, эта методика позволяет ребенку с большой потерей слуха накопить словарный запас. У ребенка с КИ овладение новыми словами происходит сначала на слухо-зрительной (если навык чтения с губ у него был уже частично сформирован), а затем, по мере развития слуха, преимущественно на слуховой основе. Однако, по нашему мнению, ребенок с КИ нуждается в раннем овладении навыком аналитического чтения. Побуквенно-послоговое чтение используется, с одной стороны, для развития произносительной стороны речи. С другой стороны, оно служит базой для формирования грамматической системы родного языка. Это связано, с тем, что, ребенок с КИ, как ребенок с 1-ой степенью тугоухости, не слышит в естественной речи наиболее тихие ее части – окончания, предлоги, приставки, которые в русском языке определяют ее грамматику. Кроме того, вследствие того, что до имплантации его слуховые возможности были очень ограничены, грамматические представления не формировались у него спонтанным образом, как у нормально слышащего ребенка.

        Ребенок с КИ не нуждается в использовании сопряженной речи для развития произносительных навыков. Более того, по нашим наблюдениям, если педагог использует ее при обучении ребенка после имплантации, то это тормозит естественное развитие понимания речи и использование собственной речи у ребенка. Необходимо сразу перейти на последовательно-диалоговую речь. Принцип обучения речи у ребенка с КИ такой же, как при обучении нормально слышащих детей. 

        О роли слухо-зрительного восприятия в развитии речи у детей с КИ. Мы должны помнить, что слухо-зрительное восприятие речи это естественный способ ее восприятия и для нормально слышащего человека. У ребенка со значительным нарушением слуха даже в СА восприятие речи в большей мере зрительно-слуховое, поскольку он слишком мало слышит. Обучение глухого ребенка раннего возраста восприятию речи и устной речи в значительной степени опирается на формирование у него зрительного внимания к лицу говорящего, подражание его артикуляторным движениям. Если эти навыки у малыша сформированы, то это очень благоприятный показатель развития у него речи после имплантации, потому что они свидетельствует об общей сформированности процессов внимания и подражательной активности, важных для обучения. Однако после подключения процессора КИ ситуация меняется. Ребенок привык ориентироваться на зрение, как на более надежный источник информации, а нам надо, чтобы он стал больше обращать внимание на слух. Но делать это надо постепенно, увеличивая долю слухового предъявления речи. Один из наиболее естественных способов – постепенно увеличивать общение с ребенком, сидя не напротив него, а рядом с ним, например, играя вместе, читая-рассматривая книжку. В этом случае он хорошо слышит речь, и при этом, не видя движений губ, внимательнее слушает.

        Целью развития слуха и речи у ребенка с КИ является подготовка его к обучению в  школе.

        По заключению ПМПК 1 ребёнок 6 лет получил в МБДОУ «Детский сад № 465»  (см. таблица 1)  

Таблица 1

п/ п

Ф.И. ребенка

Возраст

Заключение ПМПК

1

Яна Лебедева

6 лет 10 мес

Сенсоневральная глухота, ребёнок  после КИ (справа)

        Организованное диагностическое обследование показало, что дети имеют разный уровень сформированности речевого развития и слухового восприятия:

        

        - в самостоятельной речи отдельные слова,  на слух воспринимает словосочетания и фразы, состоящие из 2 слов, простые инструкции воспринимает не сразу, только после дву-, трехкратного повторения, внимание неустойчивое, быстро переключается на другой вид деятельности; запас общих представлений ниже возрастной нормы, требуется многократное повторение названия предмета; (данного уровня детей нет)

        – собственная речь представлена преимущественно звукоподражаниями, несоотнесенным лепетом; состояние импрессивной речи: уровень понимания - ситуативный, бытовой, понимание речи с выраженными затруднениями, требуются повторы инструкции, жестовое подкрепление, запас общих представлений ниже возрастной нормы; мотивация к речевому общению снижена; (данного уровня детей нет)

 Яна Л.-  самостоятельная речь отсутствует, есть отдельные вокализации; обращенную устную речь не понимает; подвижность артикуляционного аппарат недостаточная, низкая мотивация к речевому общению (до полного отсутствия).

          Коррекционная работа с имплантированными детьми строится с учетом  уровня слухоречевого развития, индивидуальных особенностей по индивидуальному плану.

1.4.  Краткая характеристика детей подготовительной  группы .

        При разработке программы учитывался контингент детей группы «Звездочка»

Общее количество детей в группе – 11 человек.

Все дети являются инвалидами детства по слуху.

Все дети приучены к ношению ИСА.

Слухопротезированы биноурально – 10 детей.

Кохлеарный имплант у 1 ребенка.

5 детей имеют двустороннюю сенсоневральную тугоухость IV степени.

3 ребенка имеют двустороннюю сенсоневральную тугоухость III степени.

2 ребенка имеют двустороннюю сенсоневральную глухоту.

1 ребенок – состояние после кохлеарной имплантации.

В группе 5 мальчиков и 6 девочек.

8 детей из семей с нарушением слуха.

У 5 детей есть сестры и братья.

 

1.5 Срок реализации рабочей программы  

2016-2017 учебный год (сентябрь 2016-май 2017)  

1.6. Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы:  

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании  и  др.;

-  способен  выбирать  себе  род занятий, участников по совместной деятельности;

 - ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных  играх.  Способен  договариваться,  учитывать интересы  и  чувства  других,  сопереживать  неудачам  и радоваться  успехам  других,  адекватно  проявляет  свои чувства,  в  том  числе  чувство  веры  в  себя,  старается разрешать конфликт;

  - ребёнок   обладает   развитым   воображением,   которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для   выражения   своих   мыслей,   чувств   и   желаний, построения  речевого  высказывания  в  ситуации  общения, может выделять звуки  в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 - у   ребёнка   развита   крупная   и   мелкая   моторика;   он подвижен,  вынослив,  владеет  основными  движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок  способен  к  волевым  усилиям,  может  следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,   во   взаимоотношениях   со   взрослыми    сверстниками,   может   соблюдать   правила   безопасного поведения и личной гигиены;

 - ребёнок   проявляет   любознательность,   задаёт   вопросы взрослым    и    сверстникам,    интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать  объяснения явлениям природы и  поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

2.Содержательный раздел рабочей программы

2.1 Содержание образовательной работы с детьми

 

Образовательная область: познавательное развитие.

 Ознакомление с окружающим миром

Месяц

Тема

Цели задачи

Формы работы

Материалы оборудование

Сентябрь

Мониторинг   Овощи и фрукты (классификация)

Продолжать учить детей узнавать и называть овощи  и фрукты (на ощупь, по запаху). Где растут, что можно готовить.

Рассматривание объектов. Использование форм в лепке, рисовании, аппликации. Составление блюд. Игры, чтение табличек, адаптированных книг, описание: названия цветов и форм.

Дид.и. «Разложи по корзинкам», «Назови по форме, цвету, величине». Развивающая игра «Собери картинку».  

 

ИКТ "Овощи-фрукты" Муляжи овощей и фруктов, иллюстрации, книги, настольно-печатные игры, таблички с названиями овощей и фруктов, цвета, форм.

Время года осень (признаки осени)

Продолжать обобщать ранее полученные наблюдения о смене времен года. Называть осенние месяцы. Знать, что осенью собирают урожай, собирают грибы. перелетные птицы. Дикие животные готовятся к зиме. Осенью часто идет дождь, солнце светит мало.

Экскурсия в лес, Рассматривание иллюстраций об осени; Наблюдение на прогулке. Дид. игра «Чудесный мешочек», «Что нам осень принесло». Развивающая игра «Раскрась правильно».  

Иллюстрации, символы, книги, таблички.

Октябрь

Овощи и фрукты (классификация)

Продолжать учить детей узнавать и называть овощи  и фрукты (на ощупь, по запаху). Где растут, что можно готовить.

Рассматривание объектов. Игры, чтение табличек, адаптированных книг, описание: названия цветов и форм.

Дид.и. «Угадай на ощупь», «Что лишнее?».

   Муляжи овощей и фруктов, иллюстрации, книги, настольно-печатные игры

Животные (дикие домашние)

Закреплять знания детей о животных: названия, обобщающие понятия, где живет, что ест, детеныши, описание, отгадывание загадок

Макеты "Двор", "Лес", просмотр презентации "Дикие и домашние животные", картины, описание по схеме. Д/и "Чья мама?", "Кто где живет?" "Угадай кто?

Муляжи животных,

Таблички, книги, иллюстрации, настольно-печатные игры

Семья

Продолжать расширять знания детей о семье: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. брат. сын, дочка. Знать имена. Где работает. Учить отвечать на вопросы, рассказывать о событиях в выходные.

Рассматривание фотографий, картин, беседа с зарисовками, обыгрывание ситуаций.

Создание альбома "Моя семья"

Таблички, фото, картины, иллюстрации

Ноябрь

Одежда (обувь)

Продолжать учить детей узнавать и называть одежду, находить изображение, подкладывать таблички. Называть сезонную одежду, связывая с временем года, погодой, мальчиками и девочками.

Нахождение и называния одежды в окружающей обстановке. Подбор одежды для мальчиков и девочек, для куклы.

Д.и «Что для мальчика, что для девочки?», «Соберем куклу на прогулку». «Раз! Два! Три! Скорее покажи».  

Таблички с названиями одежды, картинки. Иллюстрации, книги, дидактическое панно и кукла.

Мебель

Продолжать учить детей узнавать и называть мебель, находить изображение, соотносить определенную мебель с помещением (спальня, раздевальня и т.д) подкладывать таблички. Познакомить из чего изготавливают., для чего нужна. Уход за мебелью

Нахождение и называния мебели в окружающей обстановке.

Просмотр презентации "Из чего делают мебель". Чтение адаптированных книг, подкладывание табличек, д/и "Лото - мебель".

Использование предметов в конструировании, рисовании.

Кукольная мебель, таблички, книги, иллюстрации, ИКТ презентация

Декабрь

Посуда

Продолжать учить детей узнавать и называть посуду, находить изображение, соотносить определенную посуду с назначением (кухонная, столовая, чайная) подкладывать таблички. Познакомить из чего изготавливают (стеклянная, для чего нужна. Уход за посудой

Нахождение и называния посуды в окружающей обстановке.

Рассматривание , Магазин "Посуда". Чтение адаптированных книг, подкладывание табличек, д/и "Стеклнный-деревянный-металлический".

Использование предметов в конструировании, рисовании.

Кукольная, настоящая посуда, таблички, книги, иллюстрации

Времена года "Зима"

Знакомить детей со сменой времен года, с признаками зимы, зимними месяцами, с зимним праздником Новый год

Экскурсия по территории д/сада,

Рассматривание картинок с Праздником, беседа о празднике Новый год

Иллюстрации, елка с игрушками, ширма.

Январь

Зимние забавы

Прогулки зимой

Формировать понятия: зимние забавы; выпал снег; холодно; лед. Формировать понятие весело. Занятия детей зимой: лепят снеговика, катаются на лыжах и на санках с горки.

Наблюдение за другими детьми, из личного опыта рассказы, рассматривание иллюстраций, книжек с забавами детей.  

Дид. Игра «Бывает – не бывает», «Что мы любим делать зимой».

Таблички, иллюстрации, книги.

Мебель

Закреплять знания  детей о мебели, подкладывать таблички. Расширять знания  из чего и где (Фабрика) изготавливают, где продают мебель. Уход за мебелью.

Нахождение и называния мебели в окружающей обстановке.

Просмотр презентации "Фабрика мебели". Чтение адаптированных книг, подкладывание табличек, с/р и "Магазин Мебель".

таблички, книги, иллюстрации, ИКТ презентация

Февраль

Посуда

Продолжать учить детей узнавать и называть посуду, находить изображение, соотносить определенную посуду с назначением (кухонная, столовая, чайная) подкладывать таблички. Познакомить из чего изготавливают (стеклянная, для чего нужна. Уход за посудой.

Нахождение и называния посуды в окружающей обстановке.

Рассматривание , Магазин "Посуда". Чтение адаптированных книг, подкладывание табличек, д/и "Стеклянный- деревянный- металлический".

Использование предметов в, рисовании, лепке.

Кукольная, настоящая посуда, таблички, книги, иллюстрации

Животные жарких стран

Познакомить детей с животными жарких стран, различать и называть их. Познакомить с понятием ЗООПАРК. Кто ухаживает за зверями .

Рассматривание макета "Африка", картин, просмотр презентации "Животные Африки", беседа о зоопарке.  

Таблички, муляжи,  макет, компьютерная презентация

Дикие и домашние животные

Закреплять знания детей о животных диких и домашних, их детенышей, польза домашних животных, уход за ними.

Рассматривание картины, д/и с макетами , и муляжами животных (Кто где живет, что ест?)

Просмотр видеороликов про животных

Беседа, вопросы по теме, макеты,

ИКТ (видеоролики)

Март

Одежда (обувь)

Продолжать учить детей узнавать и называть одежду, находить изображение, подкладывать таблички. Называть сезонную одежду, связывая с временем года, погодой, мальчиками и девочками.

Нахождение и называния одежды в окружающей обстановке.

Д.и «Когда наденем?», «Соберем куклу на прогулку». "Парные картинки"

Таблички с названиями одежды, картинки. Иллюстрации.

Школа

Формировать эмоционально- положительные отношения к поступлению в первый класс. Развивать познавательный интерес к школе; Информировать о нормах и правилах поведения в школе со взрослыми и сверстниками: учить поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, спросить разрешение, извиниться.

Рассказывание. Рассматривание иллюстраций, книг, просмотр видеофильмов. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Иллюстрации, картинки таблички.

Школьные принадлежности и их назначение.

Рассмотреть с детьми школьника (у него рюкзак, что там?).  Учить названия школьных принадлежностей: пенал, ручка, карандаши, пенал, пластилин, кисточки, учебники. Формировать понятие: «Для чего?», используя практическую деятельность.

Рассматривание книг, иллюстраций, кукол в школьной форме, школьных принадлежностей Д. и. "Собери портфель"

Иллюстрации, куклы, парта, таблички, школьные принадлежности.

Транспорт, ПДД

Продолжать учить детей называть различные виды транспорта. Узнавать транспорт, на котором они передвигаются по городу (на фото, картинках). Изображать виды транспорта в своих работах, передавая характерные признаки. Закреплять элементарные правила ДД

Рассматривание транспорта на картинках, в книгах. Беседы с детьми о том, на каком транспорте они едут в детский сад и домой. Экскурсии с родителями для рассматривания транспорта. Д.и «Красный, зеленый, желтый»  

Иллюстрации, макет, картинки, таблички, игрушки, атрибуты,

Знаки ДД,

Настольно-печатная игра

Апрель

Улица, город, мой адрес

Учить детей запоминать название нашего города; уточнять понятия улица составными частями (тротуар, дорога, дома, переход), закреплять названия транспорта, способ передвижения (летит, едет, плывет, идет), продолжать знакомить с правилами дорожного движения, поведением на улице и в транспорте.

Учить домашний адрес.

Экскурсии на прилегающую к д/с улицу, с родителями по городу. Рассматривание иллюстраций и фото с изображением города, улицы. называние транспорта. Изготовление альбома по теме.  ПДД, объяснение некоторых знаков , д/и "Собери знак", "Можно- нельзя", "Красный, желтый, зеленый"

Таблички, открытки, фотографии., знаки, настольные игры, макет дороги.

Профессии

Расширять представления детей о профессиях взрослых (врач, строитель, шофер, повар, парикмахер, артист), их действиях, атрибутах. по возможности рассказывать о профессиях родителей,

Рассматривание иллюстраций, атрибутов к профессиям, беседа о работе родителей,  д/и "Кому нужно?", с/р игра "Семья", "Поликлиника",  "Театр", чтение предложений, обыгрывание

Картинки, атрибуты,

Книги о профессиях,

таблички

Праздники (12 апреля; 1 мая)

Продолжать знакомить детей с праздниками . Дать новые понятия - космос, планеты; нарядные улицы.

Рассматривание иллюстраций, картин, презентации "Космос"

Беседа, таблички, презентация, картины

Май

Время года ВЕСНА

Закреплять знания детей о поздней весне, ее приметах. Учить детей называть времена года, месяцев и их последовательность. Составлять рассказы, используя символы и иллюстрации о весне. Находить изменения в природе. Понимать вопрос «Почему?» и отвечать на него «Потому что».

Наблюдение в природе. Рассматривание книг, иллюстраций. Д. и «Летом – осенью – зимой – весной»  

Иллюстрации, символы, таблички.

Птицы.

Закреплять знания детей о птицах, названия, чем питаются и где живут, строение.

Рассматривание иллюстраций и фотографий птиц, Наблюдение на участке во время прогулки за птицами. Наблюдение в природе. Рассматривание книг, иллюстраций. Д.и «Кто улетел?» «Кто лишний?»

Иллюстрации, таблички.

Растения.

Расширять представления детей о растительном мире (деревья, цветы, кусты), их строении (ствол, кора, корень, стебель, ветки, листья, цветы) воспитывать бережное отношение к природе и её объектам, воспитывать желание ухаживать за растениями, Воспитывать                дружеские взаимоотношения    между детьми; привычку сообща трудиться.

Экскурсия в лес. рассматривание и сравнение дерева и куста, дерева и цветка. Составление схемы строения растения (зарисовка), д/и "С какой ветки детки?", отображение в рисунках, аппликации, труд в природе: посадка цветов на клумбе, полив.

Картинки, таблички,

Семена разных растений.

Настольно-печатная игра

Насекомые

Учить детей называть знакомых насекомых, находить изображение, подкладывать таблички и без опоры на таблички. Передавать в своих работах характерные признаки насекомых.

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе. Д. и «Чудесный мешочек» Домино «зоологическое лото».

Иллюстрации, картинки, таблички

Поисково-исследовательская  деятельность

Месяц.

Тема.

Основные задачи

Сентябрь.

«Очищение воды »

Выявить вещества, которые растворимы в воде. Познакомить со способами очистки воды.

Октябрь.

«Волшебные стеклышки»

«Почему предметы движутся»

Познакомить детей с приборами для наблюдения микромира – лупой, микроскопом.

Познакомить с понятием сила, трение. Показать их прямое значение. Развивать логическое мышление.

Ноябрь.

«Волшебница вода»

«Воздух»

Закрепить и обобщить представления о свойствах воды, её агрегатных состояниях. Вещества растворимые и не растворимые в воде.

Декабрь.

«Испытание магнита»

«Что мы знаем о снеге»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностям.

Закрепить представления о снеге, его свойствах.

Январь.

«Как очистить воду»

Предложить детям самостоятельно выбрать способ очистки воды.

Февраль.

«Определение прозрачности льда и снега»

«Посадка луковиц, с последующим наблюдением роста»

Закрепить представления детей  о льде и снеге. Делать выводы. Развивать логическое мышление.

Уточнить представления детей о том, что из луковиц можно выращивать зимой лук при создании благоприятных условий.

Март.

«Свойства соленой воды»

«Тонет – не тонет»

Познакомить со свойствами соленой воды. Формировать умение решать познавательные задачи, делать выводы.

На основании опытов, выяснить какие предметы тонут, какие нет. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.

Апрель.

«Прозрачность бумаги»

«Какая лужа высохнет быстрее»

Предложить детям опытным путем установить свойства бумаги.

 На основе наблюдений, установить в какой луже (большой или маленькой)воды высохнет быстрее, какие природные  факторы способствуют быстрейшему высыханию, а какие наоборот мешают.

Май.

«Где влажные салфетки высохнут быстрее»

«Мой веселый звонкий мяч»

«Разноцветные растения»

Формировать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Установить, почему мяч может прыгать высоко.

Формировать познавательный интерес. Показать сокодвижение в стебле растения. Окрашенная вода влияет на цвет растений.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Игровая деятельность

Месяц

Тема

Основные задачи

Формы работы

Речевой материал

Сентябрь

     

Октябрь

     

Ноябрь

   

Декабрь

     

Январь

     

Февраль

Март

«Магазин»   (фрукты, овощи"

"Семья"

"Столовая"

"Летчики"

"Семья"

"Магазин"

"Магазин ОДЕЖДА"

"Мама и дочка"

"Семья" (день рождение)

 "Магазин посуды"

«Семья»  

Драматизация "Теремок"

"Продуктовый магазин"

"Магазин МЕБЕЛИ"

"Гости"

"Парикмахерская"

"Зоопарк"

"Кафе"

"Магазин ПОСУДА"

«Поликлиника»    

«Школа»    

«Автобус»  

Игра – драматизация «Кот, петух и лиса».  

"Магазин (по выбору детей)"

Вызвать интерес детей к игрушкам и действиям с ними. Учить брать на себя роль в игре, вести ее до конца. Обратить внимание детей на необходимость правильного и точного использования игрушек и атрибутов в игре, учить бережному отношению к игрушкам, называть игрушки и действия с ними используя звукоподражания. Использовать в игре предметы-заместители. Учить опираясь на таблички самостоятельно выстраивать игровые действия.  

Продолжать учить детей производить разнообразные целевые действия, отображать в игре реальные события из жизни. Учить последовательно соединять разные игровые действия в сюжет, отображающий реальный, близкий ребенку бытовой уклад. Закреплять знания детей в игре. Стимулировать интерес к игровым действиям путем личного показа и участия в играх детей.

Продолжать учить детей отображать в играх разнообразные стороны действительности (труд взрослых, их взаимоотношения).

Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра    

Наблюдение За манипуляциям взрослого с атрибутами игр

    Будем играть в игру… Придумай Измени Кто будет ….. Магазин Я продавец. Я покупатель. Сколько стоит?  Овощи, фрукты Транспорт.  

  Как называется наш город? Назови свой адрес.

Наблюдение за действиями взрослого, внесение атрибутов,

Использование диалогового плаката с табличками

      Я, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.    

Учитель, воспитатель, повар, продавец, строитель. Это снежки, это санки, это лыжи. Животные  Наблюдать Кормить, корм. Названия посуды, продуктов питания,  

животных и их детенышей

Апрель  

   

Май      

"На улице"

"Автобус"

"На почте"

     

  «Кафе»    

"Поликлиника"

Игра – драматизация «Красная шапочка»    

Поощрять партнерства, учить распределять между собой роли, договариваться между собой. Развивать у детей игровое воображение. Учить понимать ролевые действия, выполнять сознательно в соответствии с изображенным персонажем.

Обыгрывание Показ  , создание игровых ситуаций, создание проблемных ситуаций

    Стол, стул, шкаф, диван, кресло. Мышка, зайка, лиса, волк, медведь. Поликлиника, я врач, бинт, вата, таблетки, градусник, пипетка, капли.

Образовательная область "Художественно – эстетическое  развитие"

Лепка

Месяц

Тема

Основные задачи

Формы работы

Сентябрь

     

Октябрь

   

Ноябрь

«Выросли грибы» «Петух» «Овощи для куклы»

«Грибное лукошко»

 «Еж и гриб»  

 «Кто в лесу живет?»

 «Белка и гриб»

"Утка"

"Шапка для Вовы" (барельеф)

По сказке "Теремок"

"Девочка стоит"

"Девочка идет"

Вызвать интерес к пластическому материалу, продолжать знакомить со свойствами пластилина.

Продолжать учить детей лепить по образцу, с натуры.

По представление по замыслу, создавая предметные и сюжетные изображения.  

Учить изображать с помощью пластилина фрукты, овощи, предметы быта и т.д..

Закреплять знания полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Развивать чувства пропорции.

Развивать творчество и воображение.

Учить лепить предметы, состоящие из 2 – 3 частей одинаковой или разной формы, соединять детали путем примазывания.  

Рассматривание

Обследование

Наблюдение Сравнивание готовых работ

Декабрь    

Январь  

   

Февраль

Март  

   

Апрель

 

Май

"Посуда для куклы"

 «Снеговик» «Елочные игрушки» «Новогодняя елочка»  

«Птичка», «Дед Мороз и Снегурочка».  

"Чашка с блюдцем"

«Животные на лесной полянке»,

"Волк и заяц"

"Чайник"

По индивид натуре

По инд. тексту

«Птичка клюет»  

 «Самолет»

По инд. тексту

По индивид натуре

«Космос»

«Зоопарк»   (коллективная)

По индивид натуре

По инд. тексту

По сказке "Красная шапочка"

«Птицы»

Учить приему сплющивания, видоизменять шаровидную форму.  Развивать мелкую моторику, усидчивость. Учить лепить человека в одежде, в движении. Умение делать устойчивые поделки. Развивать творческое воображение. Учить оттягивать пальцами отдельные детали. Учить изображать фигурки животных . Обыгрывать поделки.

 Упражнять в знакомых приемах лепки: раскатывании, скатывании, сплющивании, оттягивании, сдавливании (отрабатывать силу нажима), прищипывании, защипывании, соединении. Развивать чувство формы, пропорции и композиции.

     Развивать творческие способности.  

Учить более обобщенно и в то же время расчлененно воспринимать и изображать предметы: выделять в предмете существенные черты, объединяющие его со всеми предметами данной группы ( у птиц – голова, туловище, крылья, две лапы, клюв, глаза.), и характерные для данного конкретного предмета признаки, отличающих его от других представителей группы (у каждой птицы своя величина, окраска, форма клюва, пропорции тела).  

Лепка с натуры, По образцу,  по показу Обыгрывание

Рассматривание Наблюдение Лепка по образцу.    

Наблюдение

По образцу в свободной деятельности    

Наблюдение Рассматривание

Аппликация

Сентябрь    

Октябрь

   

Ноябрь

Декабрь

     

Январь  

   

Февраль

 

Март  

Апрель  

 

Май    

«Грибы в лесу»  

«Овощи в корзине».  

"Осенний лес"

«Лиса в норе под елкой  

«Кукла в юбке, кофте и туфлях» «Пожарная машина»  

«Чашка с блюдцем»

«Новогодняя елка».  

 «Зима».  

 «Собака в конуре»  

 «Посуда для 3-х медведей»  

«Весна»

«Скорая помощь»

«Плывет пароход»  

 «Тарелка»

(декоративная)  

«Весна» «Аквариум с рыбками»    

Продолжать знакомить  с геометрическими фигурами и способами получения из них других форм.

Формировать композиционные умения. Знакомить с техникой отрывной аппликации.

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из отдельных работ.

  Продолжать формировать навыки работы с клеем-карандашом.

 Учить составлять узор в  круге из геометрических фигур, чередуя их по цвету, форме. Закреплять умения детей выкладывать из готовых форм изображения, затем аккуратно, поочередно наклеивать детали. Закреплять умение держать правильно ножницы.  Создавать условия для развития у детей интереса к творческой деятельности. Учить создавать

сюжеты по собственному замыслу , по тексту. Умение ориентироваться на листе бумаги, выделять передний и задний планы. Продолжать знакомить с различными техниками аппликации. Продолжать развивать творческое воображение. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности. Прививать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.  

Рассматривание

Обследование

 Показ

Работа по тексту

Работа по замыслу

Обыгрывание

Д/игра «Чудесный мешочек»    

Коллективная работа

Коллективная композиция из отдельных работ

     

Рисование

Сентябрь

     

Октябрь

     

 

Ноябрь

Декабрь

     

 

 Январь  

 

   

 

 Февраль

   

Март    

 

Апрель  

     

Май      

  "Букет цветов" «Овощи в машине» «Фрукты в вазе» (натюрморт )

 «Осень» «Дерево осенью»

"Букет осенних листьев"  

«Деревья смотрят в озеро»

"Заяц сидит"

По индив.тексту

 (Мальчик, кукла сидит, стоит)   «Зонтики»  

"Моя семья"

"Ветка рябины" «Девочка идет»

"Кукла в платье"

По индив.тексту

 «Мальчик гуляет»

"Скорая помощь"

«Чашка с блюдцем»

"Ветка елки"

Декоративное рисование

«Елочка в снегу»

"Как весело было на празднике"

"Пасмурный  зимний день" Солнечный зимний день"

"Мальчик катается на лыжах"

"Мяч за кубиком"

 «Комната куклы»  "Чайная посуда"

«Животные жарких стран»    

"Красивая кастрюля"

  «Чайник на круглом столе»  «Мишка веселый , грустный»   

       

"Портрет мамы"

«Букет цветов»  «Часы» «Чайник для куклы»  «Девочка стоит»      

 «Машина едет по мосту»  «Пожарная машина»

 

«Машина за домом"

"Ракета"

 «Улица»

«Наш город»

"Весна пришла!"

По замыслу

По инд.тексту

"Весенние цветы"

"Салфетка для куклы"

"Цветущая весна"

По сказке "Красная шапочка"

Вызывать интерес к рисованию карандашами, красками. Продолжать учить правильно держать карандаш, кисточку. Сидеть прямо, рисовать ведущей рукой, другой рукой придерживать лист.

Учить рисовать раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры.  

Учить полностью закрашивать лист, делать фон для рисунка. Учить использовать различные материалы в одном рисунке (краски, мелки, карандаши). Умение передавать в рисунке цветом признаки времен года. Формировать умение соблюдать пропорции при изображении животных, людей.

 Познакомить с передним и задним планом   (дальше-ближе)

 Продолжать развивать детское творчество.

 Упражнять в разных приемах рисования.

 Развивать умения работать в группах.      

Учить создавать сюжеты по собственному замыслу.

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, изображать частично закрытые  предметы.  

Продолжать создавать условия для развития и закрепления у детей интереса к процессу рисования в группе.  

Учить использовать разнообразные цвета, создавать новые (смешивание красок).    

 

Закреплять полученные навыки в свободной деятельности. Учить располагать симметрично композицию на листе.

 Правильно сочетать различные цвета, для точной передачи предмета.

Закреплять названия различных цветов и оттенков.

Познакомить с различными техниками рисования (монотипия).

Формировать эстетический вкус.

Умение передавать в рисунке сюжет; строить композицию.

Поощрять развитие сюжетного замысла, учить доводить его до конца, учить выражать замысел в 2–3 фразах.

Продолжать учить детей рисовать по образцу, с натуры, по представлению, по замыслу, создавая предметные и сюжетные изображения.

В декоративном рисовании использовать все знакомые детям элементы народной росписи.

Наблюдение Рассматривание    

Нетрадиционные методы рисования (монотипия)    

Рисование по образцу

По замыслу

По индив. тексту      

Коллективная работа.      

Обследование натуры

Рисование по образцу      

Рассматривание Показ  

Наблюдение Рисование по образцу          

Рисование по выбору детей.

Физическое развитие

Содержание

Построения и перестроения.

Закрепление навыков детей самостоятельно и по инструкции воспитателя осуществлять построения и перестроения: в шеренгу с равнением, в колонну по одному с равнением, в колонну по два, по три, в круг большой и маленький.

Ходьба.

Совершенствование навыков ходьбы самостоятельно по инструкции и за воспитателем: друг за другом, парами, с предметами в руках (палки, флажки); с изменением положения рук (с предметами и без них); на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; в приседе и в полуприседе (спина прямая); с изменением направления – змейкой, по диагонали.

Бег.

Совершенствование навыков бега самостоятельно по звуковому сигналу и словесной инструкции: друг за другом, по двое, по трое, с огибанием предметов, змейкой, группой вдоль зала, за мячом, за обручем, со сменой темпа, чередование бега с ходьбой по звуковому, зрительному и словесному сигналам, с остановками по сигналу.

        Примерный перечень игр и игровых упражнений

 «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка».

Прыжки.

Совершенствование навыков выполнения прыжков (самостоятельно по словесной инструкции и по подражанию действиям воспитателя, со страховкой воспитателем); подпрыгивание на месте с поворотами, с продвижением вперед друг за другом и вовнутрь круга, на одной ноге на месте и с продвижением вперед, с подбиванием рукой подвешенного в сетке мяча в ходьбе и беге; спрыгивание с наклонной доски, со скамейки (высота 25–35 см); прыжки в длину с разбега (60–90 см), прыжки через короткую скакалку.

        Примерный перечень игр и игровых упражнений 

 «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву». С метанием и ловлей: «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».

Ползание, лазанье, перелезание.

Выполняются самостоятельно со страховкой воспитателем: ползание с подползанием под веревку (высота 25–30 см), с пролезанием между рейками вышки и лестничной пирамиды, на четвереньках по скамейке, лазанье по гимнастической лестнице, по наклонной лестнице, перелезание через бревно, гимнастические скамейки, лестничную пирамиду, залезание на «вышку».

Примерный перечень игр и игровых упражнений

 «Перелет птиц», «Ловля обезьян».

Общеразвивающие упражнения

выполняются детьми самостоятельно и по подражанию действиям воспитателя. Упражнения для формирования правильной осанки выполняются детьми самостоятельно и по подражанию действиям воспитателя, а также по словесной инструкции.  

Упражнения на развитие равновесия

выполняются детьми самостоятельно, по подражанию действиям воспитателя и словесной инструкции, со страховкой: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому или зрительному сигналу, остановки в беге с приседанием; изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами; на носках, руки в стороны; встречная ходьба по гимнастической скамейке (ширина 25 см) с переходом на другую половину, держась за руки; удержание равновесия на одной ноге.

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования  

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с нарушениями слуха

Объект

Формы и методы

Периодичность

Длительность

Сроки

Индивидуальные     достижения детей в контексте   образовательных   областей:

 "Социально-      коммуникативное  развитие", "Познавательное        развитие",  

  "Речевое     развитие",     "Художественно-     эстетическое     развитие",     "Физическое     развитие".

Наблюдение

-Анализ продуктов детской  деятельности  

 - Диагностика

- Беседа      

2 раза в год

1-2 недели

Сентябрь

Май

3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

План работы с родителями  (см Приложение.....)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня на холодный период

Режимные моменты

Время  

Подъем

7.00

Утренняя гимнастика, утренний туалет, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа

7.00-7.50

Совместная организованная деятельность взрослых и детей, самостоятельная деятельность детей

7.50-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-9.00

Организованная образовательная деятельность

9.00-9.30

9.40-10.10

10.20-10.50

Подготовка к прогулке, прогулка, индивидуальная работа

10.50-12.35

Возвращение с прогулки

12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15-15.00

Подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15-25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Самостоятельная деятельность детей, игры

15.40-16.00

Организованная образовательная деятельность , совместная организованная деятельность взрослых и детей

16.00-16.30

16.40-17.10

Подготовка к прогулке, прогулка

17.10-18.25

Возвращение с прогулки

18.30-18.45

Подготовка к ужину, ужин

18.45-19.05

Самостоятельная деятельность детей, игры, индивидуальная работа

19.05-19.45

Подготовка, 2-й ужин

19.45-19.50

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры

19.50-20.00

Укладывание, ночной сон

20.00-7.00

Режим дня на тёплый период

 

Режимные моменты

Время проведения

Постепенный подъем (для ночующих детей)  Прием детей из дома, осмотр детей, беседы с родителями

7.00 – 7.30

Гигиенические и закаливающие процедуры, игровая деятельность детей, свободная деятельность детей

7.30 - 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 - 8.10

Индивидуальная работа с детьми, воспитание культурно – гигиенических навыков, подготовка к завтраку

8.10 –8.30

Завтрак

8.30 - 8.50

Подготовка к прогулке

8.50 - 9.10

Прогулка, свободная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми с учителем – дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем, динамические паузы

9.10 – 10.15

Второй завтрак

10.15 - 10.25

Прогулка, свободная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми с учителем – дефектологом, воспитателем, музыкальным руководителем/инструктор по физической культуре, динамические паузы

10.25 – 12.25

Возвращение с прогулки, водные процедуры

12.25 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40 – 13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10 – 15.00

Подъём, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность детей

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.45

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная деятельность воспитателя с детьми, Индивидуальная образовательная деятельность с воспитателем,  игровая деятельность, досуги . Уход домой, беседы с родителями (для не ночующих детей)

15.45 – 18.25

Возвращение с прогулки, воспитание культурно – гигиенических навыков, игровая деятельность детей, свободная деятельность детей, индивидуальная работа.

18.25 - 18.40

Ужин, воспитание навыков самообслуживания и культурно – гигиенических навыков

18.40  - 19.00

Спокойные игры детей, индивидуальная работа,  воспитание культурно – гигиенических навыков.

19.00 - 20.10

Подготовка ко сну

20.10 - 20.30

Ночной сон

20.30 - 7.30

3.2. Структура реализации образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная  деятельность детей

Виды деятельности, технологии  

Индивидуальный маршрут развития ребенка

Во время ООД и образовательная деятельность во время режимных моментов. ООД, занятия коррекционно-развивающей направленности и др. Образовательные проекты.

Праздники, развлечения. Экскурсии. Тематические беседы. Организация различных видов деятельности (игровой, исследовательской и пр. деятельности.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в режимных моментах, на прогулке.

 Оказание недирективной помощи воспитанникам  

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;  

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).  

Виды деятельности:

- игровая(включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)

 -коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

 -познавательно-исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

 -восприятие художественной литературы и фольклора

 - Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

 - Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

 -Изобразительная  

(рисование, лепка, аппликация)

 - Музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

 - Двигательная (овладение основными движениями)

Формы организации :

1. Игры, спортивные досуги, ООД

2.Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

 3. Гимнастика, массаж, образно-ролевые игры,  

 

 Технологии:  

-Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

-Личностно-ориентированная технология

 - Игровая технология.

- Здоровьесберегающие  технологии

 -Технология развивающего обучения

 - Метод проектов

 (исследовательская деятельность детей)

Указать, как и в какой форме осуществляется личностно-ориентированный подход к развитию воспитанников) Задачи 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы (занятия) (в соответствии с требованиями СанПиН, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)  

 

Максимально допустимый объем  образовательной нагрузки в день

Продолжительность одного занятия  

Количество образовательных занятий в день

Количество образовательных занятий в неделю

Перерывы между занятиями

2 ч

30 минут

3-4 занятия

18

не менее 10 минут  

Примечание: В середине занятий статического характера проводится физкультминутка.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

гр. "ЗВЁЗДОЧКА" на 2016-2017 учебный год (5 год обучения)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00-9.30

Р.речи

9.00-9.30

Р. речи

9.00-9.30

ФЭМП

9.00-9.30

Р. Речи

9.00-9.30

МУЗО

9.40-10.10

РСВ

9.40-10.10

Обучение чтению

9.40-10.10

МУЗО.

9.40-10.10

РСВ

9.40-10.10

Р. Речи

10.20-10.50

ФИЗО

10.20-10.50

10.20-10.50

Р. Речи

10.20-10.50

ФИЗО (прогулка)

10.20-10.50

ФЭМП

С 11.00 – 12.45  индивидуальные занятия с детьми по графику по 10-15 мин.

16.00-16.30

Рисование

16.00-16.30

16.00-16.30

16.00-16.30

Аппл./ констр.

16.00-16.30

16.40-17.10

16.40-17.10

Лепка

16.40-17.10

ФИЗО

16.40-17.10

16.40-17.10

Длительность занятия не более 30 минут

3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды группы

Паспорт группы "Звездочка" (см. Приложение)

Обновление развивающей предметно – пространственной среды

 в подготовительной группе "Звездочка"

на 2016-2017 уч.год

Образовательная область  

Содержание

Месяц

Социально – коммуникативное развитие

Пополнить уголок сюжетно-ролевых игр: «Дочки - матери» (стул для кормления, дидактическая кукла с одеждой - с привлечением родителей).

Изготовить совместно с детьми макет "Мост" для обыгрывания ситуаций по ПДД, дорожных знаков.

   

Октябрь      

   

Январь  

 

   

Физическое развитие

Пополнить инвентарь: мяч большой -1,  мяч малый - 4 шт.

Приобрести массажный резиновый коврик из 3-х частей.

Пр

иобрести корзины для метания 2 шт.  

Ноябрь  

Март

Художественно – эстетическое развитие              

 

Изготовить с помощью родителей подиум для театрализованной деятельности.

Дополнить театр би-ба-бо персонажами.

Приобрести белые перчатки для д/игры "Зайцы".

Привлечь родителей к изготовлению ширмы для театрализованной деятельности.

Приобрести настольный театр "Маша и медведь"

Сентябрь

Октябрь    

март    

Познавательное развитие

 

Приобрести пособие "Времена года"

Изготовить макет "Животные жарких стран".

Обновить д/и "Мы играем в магазин"

Пополнение уголка "Моя страна" (карта России, альбом "Москва - столица России", альбом или открытки Н.Новгород),

Изготовить д/и "Счет в пределах 10"

Пополнить оборудование в уголке поисково-исследовательской деятельности: схемы (алгоритмы) опытов и экспериментов, песочные часы.      

Приобрести конструктор деревянный "Дом".

Сентябрь    

 Январь

Октябрь

В теч. года

Ноябрь

Апрель

Февраль

Прогулка

Обновить таблички соответственно возрасту, погодным изменениям и временам года. Приобрести новый выносной материал.

В течение года

В течение учебного года постоянно обновлять и дополнять речевой материал табличками, используемыми  во всех образовательных областях.

3.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Образовательная область

Список литературы

Социально – коммуникативное развитие

1."Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста" и "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" под ред. Л.П. Носковой М. - 1991 г.

2. Г.Л. Выгодская «Обучение глухих дошкольников сюжетно – ролевой игре». М., Просвещение, 1975

3. Л.А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха». М., ООО УМНЦ «Граф Пресс», 2003

4.  С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду" М. - 2002 

5.  Е.Н. Балышева Ребенок плохо слышит. Развивающие занятия для детей с проблемами слуха. Санкт – Петербург, 2005

6. Первая книга. Учим с малышом первые слова. М., 2012  

7. Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика" М. – 2000г.

Художественно – эстетическое развитие

1. "Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста" и "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" под ред. Л.П. Носковой М. - 1991 г.

2.И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная  группа». М., Карапуз - дидактика ТЦ Сфера, 2007

3.Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика" М. - 2000

4. Ю.А. Майорова "Простые уроки рисования" Н.Новгород - 2012

5. Т.Г. Козакова "Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности" М. - 1996

6.Т.Г. Козакова "Рисование с детьми дошкольного возраста" М. - 2004

7.А.В. Козлина "Уроки ручного труда" М. - 2005

8.М. Черныш "Поделки из природного материала" М.- 1999

9.В.В. Выгонов "Изделия из бумаги" М. - 2001

10.К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин "Увлекательное рисование методом тычка с детьми" М. - 2013

Познавательное развитие

1. "Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста" и "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" под ред. Л.П. Носковой М. - 1991 г.

2. Л.А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха». М., ООО УМНЦ «Граф Пресс», 2003 

3.Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика" М. – 2000

4. О.ВДыбина «Неизведанное рядом» М-2001

5. «Занимательные опыты » Н.Н - 2015

Физическое  развитие

1.  "Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста" и "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" под ред. Л.П. Носковой М. - 1991 г.

2. Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет)». М., Мозаика -Синтез, 2016

 3.Л.И. Пензулаева "Физкультура в детском саду. Подготовительная к школе группа" М. - 2016

 4 Т.И. Осокина Е.А. Тимофеева "Гимнастика в детском саду" М.- 1969

5.Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика" М. - 2000

Речевое развитие

1. "Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста" и "Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста" под ред. Л.П. Носковой М. - 1991 г.

2. Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика" М. - 2000

3. Л.А. Головчиц «Дидактические игры для дошкольников с нарушением слуха». М., ООО УМНЦ «Граф Пресс», 2003

4.Б.Д. Корсунская «Методика обучения глухих дошкольников речи». М., «Просвещение», 1969г.

5.Э.И.Леонгард «Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников», М., «Просвещение», 1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"

Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"

Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (от 6 до 7 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа (далее -  Программа) воспитателя подготовительной группы (от 6 до 7 лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями реч...