«Развитие моторики ребенка раннего возраста».
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Филичева Елена Николаевна

В статье представлен материал на развитие моторики детей раннего возрвста, агрументируется целесообразность развития мелкой моторики пальцев рук, представлен практический материал для проведения пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_rebenka_rannego_vozrasta.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Развитие моторики ребенка раннего возраста».

О необходимости развивать мелкую моторику сказано и написано немало. Еще восточные мудрецы во втором веке до нашей эры в Китае утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, поскольку на кистях рук  расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в  центральную нервную систему. И в нашей культуре есть народные игры  («Ладушки», «Сорока-ворона» и другие им подобные), которые оказывают   оздоравливающий и тонизирующий массаж ладошек малыша на базе акупунктуры. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, связанные  с этими точками, оказывая  иммуномодулирующий эффект, стимуляцию мыслительных функций и речи, вызывая положительные эмоции у ребенка. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев В.М., русский  невропатолог, психиатр, физиолог, психолог в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают  произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А советский  педагог-новатор, писатель Сухомлинский В.А. утверждал, что «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, идут  тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.                                      

В чем же причины задержки? Итак, уровень развития речи находится  в  прямой зависимости от степени сформированности тонких движений  пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук   является важным фактором речевого развития ребенка. Развивать моторику пальцев, а значит-улучшать работу  артикуляционного аппарата и развивать детскую речь и что немаловажно, повышает работоспособность коры  головного мозга.                                                                            

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:                                                                   - сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;                              

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики     регулярной, выделив для нее оптимальное время;                                                                                                    

 - подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;                                                   -  установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию  звукопроизношения у детей;                                                                                                                              

 -  повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в   занимательную игру.                                                                                                                                        

В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом    поэтического. Здесь движение конкретизирует образ, а  слово помогает более четко выполнять движения. Малышу интересно   раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их   снова слова и движения. Моя задача - поддерживать это стремление, организовывать общение  ребенка с  кем-либо в процессе игровой и предметной деятельности, обогащать словарный запас ребенка.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых    областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей   путем тренировки движений пальцев рук.                                                               Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7месяцев: сюда  входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3минут.                                                        

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные  задания:  застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.                                                                          Очень хорошую тренировку движений  для пальцев дают народные игры-потешки: «Сорока-белобока», «Этот пальчик – дедушка».                                                                                     Для тренировки пальцев могут быть использованы  упражнения и без  речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного  задания. Родители на себе все демонстрируют.                                                                                                                

«Пальчики здороваются» -  кончик большого пальца правой руки  поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и   мизинца.                                          

«Человечек» -  указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по  столу.                

«Слоненок»  -  средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный  и   безымянный   -  ноги. Слоненок «идет» по столу.                                                                                                    

«Корни деревьев» -  кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены  вниз.            

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок  достигает хорошего  развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное  влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,  исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит  приобретение навыков письма. Целесообразно использовать пальчиковую  гимнастику, читая при этом небольшое стихотворение:                                                                                                                                    

                     

Лодка.

                           Лодочка плывет по речке,

                           Оставляя на воде колечки.

                           

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как  ковшик).

Очки.

                          Бабушка очки  надела

                        И внучонка разглядела.

                         

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными   образуют колечко.  

Колечки поднести к  глазам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития мелкой моторики в развитии речи ребенка

Данный материал можно использовать в качестве консультации для родителей,воспитателей...

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.

Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка....

Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"

Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность:  сегод...

Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка

Памятка для воспитателей по организации работы с детьми с целью развития моторики ребенка...

Помогает ли развитие руки развитию речи ребенка? Маленький секрет развития мелкой моторики.

Действительно ли существует прямая зависимость развития речи и мышления от развития мелкой моторики? В статье представлены практические сведения о том, как проводить пальчиковые игры и ...

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша

Развитие моторики ребенка играет важную роль в развитии речевой функции малыша...