Семинар для педагогов ДОО "Конфликтные дети в группе детского сада"
презентация по коррекционной педагогике по теме

Мочалова Светлана Валериевна

В материале представлена презентация и план-конспект семинара для педагогов ДОО "Конфликтные дети в группе детского сада".  Предложенная информация поможет педагогам разобраться в понятии "конфликт", причине детской конфликтности,психологических типах и  особенностях конфликтных детей, а также  освоить методы коррекции данного поведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила и провела: педагог-психолог первой категории Мочалова Светлана Валериевна

Слайд 2

Трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. (Психологический словарь 1983 г.)

Слайд 3

Внешний конфликт ( ситуация) : спор из-за игрушек, исполнения роли в игре, в процессе практической деятельности и т.д. Трудности общения со сверстниками : несформированность навыков взаимодействия. Неудовлетворенные потребности : в соучастии в забавах, сотрудничестве, признании, взаимопонимании, сопереживании.

Слайд 4

1.Деструктивный 2.Конструктивный 3.Ситуативный 4.Внутриличностный

Слайд 5

Неудовлетворенность Неэффективное сотрудничество между конфликтующими сторонами Представление о другой стороне как о враге Ограничение и полное сворачивание взаимодействия Смещение акцентов с решения проблемы на борьбу и победу Возможность подготовки к новому витку конфликта

Слайд 6

Разрядка напряженности Коммуникативно-информационная и связующая функции, в ходе осуществления которых люди могут лучше узнать друг друга и сблизиться Движущая сила и стимулятор изменений Содействие формированию социального равновесия Вскрытие противоположных интересов и работа с ними Содействие в переоценке ценностей и норм Развитие эмпатии

Слайд 7

«Я всегда прав» «Я лучше других» «Я взрослый, главный» «Я за себя постою» «Я хороший» «Неконфликтные дети»

Слайд 8

1.Высокая коммуникативная активность. 2.Выраженная потребность в признании. 3. Завышают свои возможности. 4.Противоречия в процессе формирования образа «Я».

Слайд 9

1. Снятие противоречий в процессе восприятия себя у сверстников. 2.Коррекция представлений о своих возможностях. 3.Коррекция образа сверстника. 4.Отработка коммуникативных навыков. 5.Дифференцированный подход к детям в зависимости от степени выраженности конфликтности. 6.Изммения стиля общения с ребенком. 7.Использования социализирующих игр и игр на развитие эмпатии, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 10

1. «Дополни фразу» 2. «Сосед» 3. «Зеркало» 4. «Доброе животное» 5. Совместное рисование. 6. «Клеевой дождик» 7. Рисунки на спине.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 74

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Дата проведения: 12.12.16 г.

Составила и провела: педагог-психолог

первой категории

Мочалова Светлана Валериевна

КАЛИНИНГРАД 2016

  1. Вступительная часть.

Слайд 1.

Педагог-психолог: уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о детях в детском саду, которые создают конфликтные ситуации. С чем это связано, и каким образом корректировать поведение такой категории воспитанников.

Приведите пример, пожалуйста, из своей практики конфликтного поведения детей. (Педагоги приводят примеры.)

Как, по-вашему, можно охарактеризовать конфликт, что это? (Ответы педагогов).

  2.Основная часть.

Слайд 2.

Педагог-психолог: понятие «конфликт» имеет разные определения, как в социальной психологии, так и в социологии, педагогике. Одно из них вы видите на слайде. Основное в данном определении это слово «противоречие», т.е. столкновение потребностей конфликтующих сторон.

Слайд 3. Причинами конфликтной ситуации у дошкольников может быть  спор из-за игрушек, распределение роли в игре, в деятельности. Это ситуативный конфликт, который педагог или сами дети могут разрешить сиюминутно. Дети конфликтуют, особенно в раннем возрасте, потому что у них не сформированы коммуникативные навыки, т.е. навыки общения и взаимодействия со сверстниками. Особенно это проблематично у детей, с отсутствием речи, логопедическими проблемами. Третьей причиной конфликтов среди детей являются неудовлетворённые потребности конфликтующего ребенка. Например, если в семье конфликтующего ребенка не все ладно, родители часто ссорятся, то такой воспитанник может быть агрессивным по отношению  к сверстникам. Такое поведение помет быть эпизодичным и зависит от ситуации в семье.

Слайд 4. Конфликты различаются по типу воздействия на личности конфликтующих сторон и на саму ситуацию. Слайд 5. Деструктивные конфликты носят разрушающий характер, не приводят к позитивным изменениям не в личности человека не в самой ситуации взаимодействия. Слайд 6. Конструктивные конфликты, это конфликты, которые успешно разрешаются, изменяют ситуацию взаимодействия в лучшую сторону, а также способствуют развитию коммуникативных компетенций конфликтующих сторон.

Ситуативные конфликты мы рассматривали выше, когда обсуждали причины конфликта. Основное, что здесь необходимо запомнить, что конфликт разворачивается здесь и сейчас и действовать необходимо по ситуации.

Один из самых сложных конфликтов, это внутриличностный. Данный тип требует более долгой коррекции и касается личности самого конфликтного ребенка. Это связано, как правило, с неудовлетворенными потребностями в признании со стороны взрослых, расхождением в восприятии личности ребенка, например, родителями и соответственно педагогами в детском саду, сверстниками в группе. Конфликтующий ребенок может требовать своим поведением понимания, сопереживания, быть участником какой-либо деятельности.

Слайд 7. Для того чтобы знать, каким образом корректировать поведение конфликтных детей, успешно это делать, необходимо знать психотипы конфликтных детей. Данные психотипы были выявлены и обозначены в процессе исследования в детских садах г. Москвы педагогами совместно с психологами Московского городского педагогического университета. В процессе характеристики психотипов прошу каждого осмыслить и проанализировать детей своей группы.

Первый психотип - «Я всегда прав». Такой воспитанник всегда доминирует в группе сверстников, инициатор игр, главенствует в деятельности, всегда в центре внимания. Такие дети чувствуют конкурентов и пресекают любые выпады других детей, считая себя всегда правыми и первыми.

Второй - «Я лучше других». Отличие от предыдущего психотипа – высокомерие к сверстникам, демонстрация своего превосходства («ты глупый, я лучше знаю»). Эти дети эмоционально активны. Партнер для него «зеркало»,  в котором он видит себя лучшим.

Психоотип - «Я взрослый, главный» реже вступает в конфликт, чем два первых. Такие дети управляют ситуацией дипломатично. Это лидеры, командиры. Если партнер отказывается от взаимодействия, то они мотивируют его  подобной фразой « ты много потеряешь», копируют модель поведения взрослого : шантажируют, убеждают, упрекают.

Дети с  психотипом - «Я за себя постою» также менее конфликтны. Эти дети чувствительны, прежде всего, к себе, боятся ущемления своих интересов, стремятся к равенству среди сверстников. Конфликтуют только тогда, когда их притесняют, обижают.

Тип - «Я хороший» наименее конфликтные дети. Сильно переживают, если к ним относятся недоброжелательно, опасаются отрицательных оценок, часто оправдываются. Контролируют выполнение норм и правил в группе, удивляются, когда другие их нарушают. Сильно переживают, когда на них обижаются.

Последний психотип - «Неконфликтные дети». Такой психотип встречается редко, т.к. у данных детей высоко развиты навыки и умения взаимодействия со сверстниками, что бывает очень редко в современных детских садах.

Эти дети конфликтуют редко, ведут семя по-деловому, предлагают варианты разрешения конфликта, выслушивают другую сторону. Если не удается разрешить конфликт, то переключаются на других сверстников и другую деятельность. Такие дети видят сверстника, у них развито чувство эмпатии, они всегда нацелены на получение положительного результата и стремятся к этому.

Особое внимание необходимо обратить на две первые группы. Это самые конфликтные дети. Слайд 8. На слайде вы видите психологические особенности таких детей. Прошу каждого из Вас по очереди выделить таких детей в Вашей группе. (Проходит обсуждение.)

Слайд 9.  Коррекция конфликтного поведения носит системный характер. Это коррекция развития личности ребенка: восприятия себя взрослыми, сверстниками. Необходим индивидуальный подход к такому ребенку в плане учета его  поведенческих особенностей и конфликтного психотипа, изменения стиля взаимодействия и общения. Отработка коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со сверстниками  проходит через социализирующие игры и игры на развитие эмпатии, волевой и эмоциональной сфер воспитанников.

Слайд 10. Примеры игр вы видите на слайдах. Сейчас я предлагаю сыграть в игру «Рисунки на спине».

Педагог-психолог объясняет правила. Игра проводится 2 раза.

Сейчас игра «Совместные рисунки». Предлагаю сесть парами и нарисовать один рисунок на двоих, молча, не договариваясь о сюжете.

Заключительная часть.

Уважаемые коллеги, прошу Вас, поделится своими впечатлениями от семинара и в одной фразе выразить то, чему вы научились или узнали в процессе нашей встречи. (Проходит рефлексия по кругу).

Предлагаю Вам памятки, в которых Вы найдете характеристики конфликтных детей и игры по коррекции конфликтного поведения у детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ДЕТЕЙ

  • «Я всегда прав»
  • «Я лучше других»
  • «Я взрослый, главный»
  • «Я за себя постою»
  • «Я хороший»
  • «Неконфликтные дети»

Психологические особенности конфликтных детей

  • 1.Высокая коммуникативная активность.
  • 2.Выраженная потребность в признании.
  • 3. Завышают свои возможности.
  • 4.Противоречия в процессе формирования образа «Я».

Первый психотип - «Я всегда прав». Такой воспитанник всегда доминирует в группе сверстников, инициатор игр, главенствует в деятельности, всегда в центре внимания. Такие дети чувствуют конкурентов и пресекают любые выпады других детей, считая себя всегда правыми и первыми.

Второй - «Я лучше других». Отличие от предыдущего психотипа – высокомерие к сверстникам, демонстрация своего превосходства («ты глупый, я лучше знаю»). Эти дети эмоционально активны. Партнер для него «зеркало»,  в котором он видит себя лучшим.

Психоотип - «Я взрослый, главный» реже вступает в конфликт, чем два первых. Такие дети управляют ситуацией дипломатично. Это лидеры, командиры. Если партнер отказывается от взаимодействия, то они мотивируют его  подобной фразой « ты много потеряешь», копируют модель поведения взрослого: шантажируют, убеждают, упрекают.

Дети с  психотипом - «Я за себя постою» также менее конфликтны. Эти дети чувствительны, прежде всего, к себе, боятся ущемления своих интересов, стремятся к равенству среди сверстников. Конфликтуют только тогда, когда их притесняют, обижают.

Тип - «Я хороший» наименее конфликтные дети. Сильно переживают, если к ним относятся недоброжелательно, опасаются отрицательных оценок, часто оправдываются. Контролируют выполнение норм и правил в группе, удивляются, когда другие их нарушают. Сильно переживают, когда на них обижаются.

Последний психотип - «Неконфликтные дети». Такой психотип встречается редко, т.к. у данных детей высоко развиты навыки и умения взаимодействия со сверстниками, что бывает очень редко в современных детских садах.

Эти дети конфликтуют редко, ведут семя по-деловому, предлагают варианты разрешения конфликта, выслушивают другую сторону. Если не удается разрешить конфликт, то переключаются на других сверстников и другую деятельность. Такие дети видят сверстника, у них развито чувство эмпатии, они всегда нацелены на получение положительного результата и стремятся к этому.

Игры на развитие коммуникативных способностей

  • 1. «Дополни фразу»
  • 2. «Сосед»
  • 3. «Зеркало»
  • 4. «Доброе животное»
  • 5. Совместное рисование.
  • 6. «Клеевой дождик»
  • 7. Рисунки на спине.

Педагог-психолог высшей категории Мочалова С.В.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

«КОНФЛИКТНЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Для того чтобы знать, каким образом корректировать поведение конфликтных детей, успешно это делать, необходимо знать психотипы конфликтных детей. Данные психотипы были выявлены и обозначены в процессе исследования в детских садах г. Москвы педагогами совместно с психологами Московского городского педагогического университета. В процессе характеристики психотипов прошу каждого осмыслить и проанализировать детей своей группы.

Первый психотип - «Я всегда прав». Такой воспитанник всегда доминирует в группе сверстников, инициатор игр, главенствует в деятельности, всегда в центре внимания. Такие дети чувствуют конкурентов и пресекают любые выпады других детей, считая себя всегда правыми и первыми.

Второй - «Я лучше других». Отличие от предыдущего психотипа – высокомерие к сверстникам, демонстрация своего превосходства («ты глупый, я лучше знаю»). Эти дети эмоционально активны. Партнер для него «зеркало»,  в котором он видит себя лучшим.

Психоотип - «Я взрослый, главный» реже вступает в конфликт, чем два первых. Такие дети управляют ситуацией дипломатично. Это лидеры, командиры. Если партнер отказывается от взаимодействия, то они мотивируют его  подобной фразой « ты много потеряешь», копируют модель поведения взрослого : шантажируют, убеждают, упрекают.

Дети с  психотипом - «Я за себя постою» также менее конфликтны. Эти дети чувствительны, прежде всего, к себе, боятся ущемления своих интересов, стремятся к равенству среди сверстников. Конфликтуют только тогда, когда их притесняют, обижают.

Тип - «Я хороший» наименее конфликтные дети. Сильно переживают, если к ним относятся недоброжелательно, опасаются отрицательных оценок, часто оправдываются. Контролируют выполнение норм и правил в группе, удивляются, когда другие их нарушают. Сильно переживают, когда на них обижаются.

Последний психотип - «Неконфликтные дети». Такой психотип встречается редко, т.к. у данных детей высоко развиты навыки и умения взаимодействия со сверстниками, что бывает очень редко в современных детских садах. Эти дети конфликтуют редко, ведут семя по-деловому, предлагают варианты разрешения конфликта, выслушивают другую сторону. Если не удается разрешить конфликт, то переключаются на других сверстников и другую деятельность. Такие дети видят сверстника, у них развито чувство эмпатии, они всегда нацелены на получение положительного результата и стремятся к этому.

Особое внимание необходимо обратить на две первые группы. Это самые конфликтные дети. 

 Коррекция конфликтного поведения носит системный характер. Это коррекция развития личности ребенка: восприятия себя взрослыми, сверстниками. Необходим индивидуальный подход к такому ребенку в плане учета его  поведенческих особенностей и конфликтного психотипа, изменения стиля взаимодействия и общения. Отработка коммуникативных навыков и навыков взаимодействия со сверстниками  проходит через социализирующие игры и игры на развитие эмпатии, волевой и эмоциональной сфер воспитанников.

В СВОЕЙ РАБОТЕ ВЫ МОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общий круг

Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (единственным верным решением здесь является круг). Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед» (взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой, когда он поздоровался со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).

Переходы

Дети сидят в кругу. Воспитатель просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых до самых черных.

108

Зеркало

Взрослый, собрав детей вокруг себя, говорит: «Наверное, у каждого из вас дома есть зеркало. А иначе как же вы можете узнать, как вы сегодня выглядите, идет ли вам новый костюм или платье? А что же делать, если зеркала под рукой не найдется?» Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

Когда все зеркала будут работать нормально, воспитатель предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. «Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем». Воспитатель встает в пару с кем-нибудь из детей и копирует все его движения, показывая остальным пример. Затем предлагает детям играть самостоятельно. При этом он следит за ходом игры и подходит к парам, у которых что-то не получается.

Испорченный телефон

Игра для пяти-шести человек. Дети садятся в одну линию. Ведущий шепотом спрашивает первого ребенка, как он провел выходные дни, а после этого громко говорит всем детям: «Как интересно рассказал мне Саша про свои выходные дни! Хотите узнать, что он делал и что он мне рассказал? Тогда Саша шепотом, на ушко расскажет об этом своему соседу, а сосед тоже шепотом, чтобы никто другой не услышал, расскажет то же самое своему соседу. И так по цепочке мы все узнаем о том, что делал Саша». Взрослый советует детям, как лучше понять и передать, что говорит сверстник: нужно сесть поближе смотреть ему в глаза и не отвлекаться на посторонние звуки (можно даже зажать другое ухо рукой). Когда все дети передадут свои сообщения соседям, последний громко объявляет, что ему сказали и как он понял, что Саша делал в выходные. Все дети сравнивают, насколько изменился смысл передаваемой информации.

Если первому ребенку трудно сформулировать четкое сообщение, запустить цепочку может взрослый. Начинать игру можно с любой фразы, лучше, если она будет необычная и смешная. Например: «У собаки длинный нос, а у кошки длинный хвост» или «Когда птички зевают, они рот не открывают».

Иногда дети специально, ради шутки, искажают содержание полученной информации, и тогда можно констатировать, что телефон совершенно испорченный и нуждается в починке. Нужно выбрать мастера, который найдет поломку и сможет ее устранить. Мастер понарошку чинит телефон, и после следующего круга все оценивают, стал ли телефон работать лучше.

110

Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где они находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Воспитатель выбирает одного ребенка и спрашивает: «Где ты побывал, что ты повидал?» Ребенок должен отвечать: «Где я был, я не скажу, а что делал — покажу». Затем он пытается изобразить, что он делал. Остальные ребята должны угадать, что он изображает. Если ребенок не может придумать, что показать, взрослый предлагает ему какой-нибудь сюжет (поход в зоопарк, занятие танцами, катание на коньках и пр.). Когда все желающие показали то, что они делали, можно передавать свои действия по цепочке. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик и пр.) Потом этот ребенок показывает то же действие третьему, сидящему в ряду, третий четвертому и т. д. Так по очереди дети открывают глаза и передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

Передай движение

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так — по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

Передай настроение

Правила игры те же, что и в предыдущей, только ведущий должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим

112

становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Радио

Дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки,

114

какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Слепой и поводырь

Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает в случаях, если возникают затруднения.

118

На тропинке

На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Воспитатель обращает внимание детей на полоску: «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на противоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Переговариваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары и наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара. Успешное выполнение этого задания возможно только в том случае, если один из партнеров уступит дорогу своему товарищу.

Путанка

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети

119

закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

Продолжи движение

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из них быть ведущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое-нибудь движение. По моему хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так — по кругу». Взрослый предлагает ведущему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т. д.). После хлопка ведущий должен замереть, а его сосед продолжить это движение. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывали все желающие.

Змейка

Дети стоят друг за другом. Воспитатель предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы — туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет

121

так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так — до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

День помощника

Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспитатель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему.

Как мы уже подчеркивали, кроме игр, во время 5-го этапа необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Попросите их помочь воспитателю младшей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Когда вы увидите, как хорошо дети справляются с

133

этим заданием, попросите их заменить воспитательницу младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.

Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него, порождают чувство причастности к другому и способствуют развитию сопереживания и сорадования.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР

Как мы подчеркивали в самом начале, дошкольники действуют не в соответствии с нормами и представлениями, а на основе собственных чувственных впечатлений и непосредственного опыта. Именно поэтому наша программа основана не на объяснениях, не на поощрениях или порицаниях, а на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности

141

и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность — вот главные средства в работе с маленькими детьми.

Очень важный момент — выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у воспитателя. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим возможностям и интересам ваших детей.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Вы можете вносить в данные игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения занятия совпадает с днем рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить занятие этому ребенку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним и получая от этого удовольствие).

Все это потребует определенной гибкости и тонкости, умения не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.

Источник: Е.О. Смирнова В.М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М: ВЛАДОС-2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личн...

Семинар для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в детском саду"

В документе дана теоретическая часть метода проектов. Рассматривается история возникновения метода проектов, использование проектной технологии в практике ДОУ; дана классификация проектов, этапы работ...

Презентация "Семинар для педагогов на тему экспериментирования в детском саду"

Данная презентация поможет педагогам дошкольного образования осуществлять экспериментальную деятельность с детьми....

Семинар для педагогов «Активные методы обучения в детском саду»

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но ...

Семинар – тренинг (практикум) для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...

Консультация для педагогов "Отверженные дети в группе детского сада как социально-педагогическая проблема"

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить к...

Отчёт о проведенном семинаре-практикуме для педагогов «Агрессивный ребёнок в группе детского сада».

Отчёт о проведенном семинаре-практикуме для педагогов «Агрессивный ребёнок в группе детского сада»....