Семинар для педагогов «Активные методы обучения в детском саду»
материал на тему

Босикова  Юлия Сергеевна

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №7»

Семинар для педагогов

«Активные методы обучения в детском саду»


Подготовил:   воспитатель                                                                                    Шенцева Ю.С

г. Калач, 2018 г.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. и федеральные государственные образовательные стандарты, внесли существенные  коррективы в работу дошкольных учреждений.

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. По нашему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. 


Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова.


К активным методам обучения относятся:

- проблемные ситуации,

Перед детьми ставиться проблема для мотивации поиска решений.

-обучение через деятельность,

Весь образовательный процесс проходит через деятельность.

 -групповая и парная работа,

Позволяет оценить работу друг друга.

-деловые игры,

Дети решают проблему в соответствии выбранным ролям.

 -драматизация, театрализация,

Практическая деятельность  проживание героев.

-творческая игра «Диалог»,

Один спрашивает, другой отвечает.

-«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия,

Высказывание своего мнения и коллективный отбор целесообразных решений. Все дети находятся в равных условиях, все высказывают свое мнение.

-метод проектов,

Система обучения, при которой дети приобретают знания. Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Проект по патриотическому воспитанию во второй младшей группе № 2«Защитники Отечества»  в проекте использовались художественное творчество, Чтение художественной литературы; Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, выставка военной техники,

 -методы удивления, уверенности, успеха,

Воспитатель стремиться создать ситуацию успеха.

-метод эвристических вопросов,

Воспитатель, помогает ребенку при помощи наводящих вопросов.  


 
Релаксация – цель сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра. 


Моделирование – метод обучения при помощи предметов – заместителей.

Дети строят маршрут сегодняшнего выхода из детского сада.


Метод любования - это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение Зимняя дорога А.С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы. 


Исследовательский метод – экспериментирование, с помощью практических действий, дети получают практические знания. У нас работает образовательный центр «Любознайка».

Остановимся на некоторых методах подробнее. 

Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования информационно-коммуникативных технологий.  Один из методов «Применение компьютерной техники»  позволяет сделать образовательную деятельность  в ДОУ  более привлекательной, интересной и  современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа,  у ребенка одновременно задействованы и визуальное, и звуковое восприятие.

Педагоги  нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. В нашем саду функционирует образовательный центр «Планшетик». Таким образом,  в ДОУ используются в работе с детьми  специальные игровые задания,  мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу,  многофункциональные тренажеры.

 Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение  и занимательная  информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде.

В своей работе мы применяем очень интересные методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется нами в  ООД по ознакомлению с художественной литературой  и  в ООД по экологии. Дома дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, подбирают пословицы, в свободное время изготавливают книжки-малышки, макеты. Группу делим на подгруппы и каждая выполняет своё задание. В ходе практической деятельности детей, группа превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце занятия появляются замечательные творения. Дети учатся дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель этого занятия.

Принципы и признаки использования АМО

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. (создаются индивидуальные условия  для раскрытия каждого ребенка)

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.  (воспитатель подстраивается под интересы воспитаника).

Принцип контекстности – содержание обучения должно соответствовать организации деятельности детей.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности воспитанников, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

И так АМО строятся на практической направленности, игровом действии, творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.  (ребенок действует сам)

Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки дошкольников.

 Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ способствуют успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС практика показывает, что  активные методы обучения поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление,  повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания. 

И все мы должны помнить, что только деятельность приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.


Не сдерживайте инициативы детей.
Подходите к проведению работы творчески.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активные методы обучения в детском саду Подготовил: воспитатель Шенцева Ю.С. Семинар для педагогов

Слайд 2

«Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры» ( стандарт)

Слайд 3

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Слайд 4

К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, уверенности, успеха, метод эвристических вопросов; Рефлексия; Моделирование; Метод любования; Исследовательский метод; «Применение компьютерной техники» «Творческая мастерская»

Слайд 5

Групповая и парная работа

Слайд 6

Драматизация , театрализация

Слайд 7

Мозговой штурм

Слайд 8

Метод проектов

Слайд 9

Релаксация

Слайд 10

Моделирование

Слайд 11

Метод любования

Слайд 12

Исследовательский метод

Слайд 13

«Применение компьютерной техники»

Слайд 14

«Творческая мастерская»

Слайд 15

Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов: Принцип контекстности Принцип сотрудничества Принцип индивидуализации Принцип гибкости

Слайд 16

АМО строятся на практической направленности игровом действ и е творческом характере обучения интерактивности разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге использовании знаний и опыта обучающихся групповой форме организации их работы вовлечении в процесс всех органов чувств деятельностном подходе к обучению движении и рефлексия

Слайд 17

Не сдерживайте инициативы детей. Подходите к проведению работы творчески. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций. Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Только деятельность , приносящая успех и высокое удовлетворение , становится для личности фактором развития .

Слайд 18

Список используемых источников и литературы «Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению» Учебно-методическое пособие Е. В. Зарукина , Н. А. Логинова, М. М. Новик « Копилочка активных методов обучения» http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет http :// cito - web . yspu . org / link 1/ metod / met 110/ node 4. html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

презентация на тему" Активные методы обучения в детском саду"

Предназначена для воспитателей детских садов. Здесь представлены активные методы обучения согласно ФГСО....

Презентация АМО " Активные методы обучения в детском саду"

Данная презентация поможет педагогам познакомится с методами активного обучения  дошкольников....

Семинар для педагогов: «Активные методы обучения дошкольников»

                 Семинар для педагогов:«Активные методы обучения дошкольников»...

Виды интерактивных и активных методов обучения в детском саду.

Для проявления коммуникационных умений и навыков у детей с успехом применяются активные методы обучения....

Семинар для педагогов "Активные методы обучения и их классификация"

Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессион...

Семинар для педагогов "Активные методы обучения"

Семинар для педагогов "Активные методы обучения"...