Семинар для педагогов: «Активные методы обучения дошкольников»
консультация на тему

Дзугаева Альбина Дзамбулатовна

                   Семинар для педагогов:

«Активные методы обучения дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

                   Семинар для педагогов:

«Активные методы обучения дошкольников»

 
                                  Подготовила: Дзугаева А.Дз.

Цель: Создание в непосредственно образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т. д.

-Постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать детей;

-Накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег;

-Наблюдение выраженной обратной связи в виде неподдельного интереса детей к познанию окружающего мира.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.

Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.

И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком

А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов.

Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности.

Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий.

От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному«ДИД - думай и делай!»

К активным методам обучения относятся:

-проблемные ситуации,

-обучение через деятельность,

-групповая и парная работа,

-деловые игры,

-драматизация, театрализация,

-творческая игра «Диалог»,

-«Мозговой штурм»«Круглый стол», дискуссия,

-метод проектов,

-методы удивления, любования, уверенности, успеха,

-метод эвристических вопросов,

-игровое проектирование и другие.

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность

Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия.

Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления;

предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях;

построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем.

Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.

Метод любования - это эмоциональная форма усвоения нового.

Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение “Зимняя дорога”

А. С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.

Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это:

-групповая форма организации работы участников образовательного процесса;

-использование деятельностного  подхода к обучению;

-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;

-игровой и творческий характер обучения;

-интерактивность образовательного процесса;

-включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога

-использование знаний и опыта обучающихся;

-активизация в процессе обучения всех органов чувств;

-рефлексия процесса обучения его участниками.

АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;

-развивают партнерские отношения;

- повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки;

- обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся

Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе.

С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС ДО,

созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег,

систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Активные методы обучения в детском саду»

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но ...

Мастер-класс для педагогов «Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»

Мастер-класс для педагогов«Активное применение методов ТРИЗ в повседневной деятельности педагогов детского сада»Цель:   Познакомить педагогов с методами ТРИЗ и вариантами их прим...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

Деятельностный подход - это:Субъектно ориентированная организация и управление педагогом         деятельностью ребенка при решении им специально организованных ...

Семинар - практикум «Технология деятельностного метода обучения как инструмент реализации целей современного образования»

золотые правила деятельностного подхода:Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;Будь не «НАД», а «РЯДО...

Семинар для педагогов "Активные методы обучения и их классификация"

Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессион...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...

Семинар для педагогов "Активные методы обучения"

Семинар для педагогов "Активные методы обучения"...