Семинар для педагогов "Активные методы обучения и их классификация"
учебно-методический материал

Морозова Анастасия Сергеевна

 

Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы.

 Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.

 Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.

И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_amo.docx545 КБ
Файл seminar_amo.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»

«Активные методы обучения и их классификация»

Семинар для педагогов.

Подготовил: Морозова А.С.

https://ud.kmvcity.ru/files/5/6/h/S00156h139687693789603571.jpg

                                          Излучинск,2019

СЛАЙД №2

Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы.

 Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность.

 Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

СЛАЙД№3

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.

И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам. Что же такое активный метод обучения?

СЛАЙД№4

Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний.

СЛАЙД№5

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и самообразования личности ребенка на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

СЛАЙД№6

Таким образом, активные методы обучения (АМО)- методы, стимулирующие познавательную деятельность ребенка. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности детей.

 СЛАЙД№7

К активным методам обучения относятся:

  • Проблемные ситуации
  • Обучение через деятельность
  • Групповая и парная работа
  • Деловые игры
  • Театрализация и драматизация
  • «Мозговой штурм»
  • Метод проектов
  • Методы удивления, любования, уверенности, успеха
  • Метод эвристических вопросов
  • Игровое проектирование
  • Моделирование
  • Исследовательский метод и другие

Рассмотрим на примере некоторые из них.

СЛАЙД №8

Метод проектов –это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях.

Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

СЛАЙД№9

Релаксация- цель данного метода-повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия.  

Как правило, это может быть физкультминутка или подвижная игра.

СЛАЙД№10

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации.

Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи.

Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

СЛАЙД№11

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.

СЛАЙД№12

Моделирование- Наглядно-практический метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а так же абстрактного мышления. В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (глобус, аквариум, геометрические фигуры, полоски и т.д.)

СЛАЙД№13

Метод любования- это эмоциональная форма усвоения нового.

Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.

СЛАЙД№14

Исследовательский метод- Метод обучения, направленный на освоение обучающимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей.

Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

СЛАЙД№15

У активных методов обучения есть свои отличительные особенности:

-групповая форма организации работы участников образовательного процесса

-использование деятельностного подхода к обучению

-практическая направленность деятельности участников образовательного процесса

-игровой и творческий характер обучения

-использование знаний и опыта детей

-активизация в процессе обучения всех органов чувств

-рефлексия процесса обучения его участниками.

-включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога.

СЛАЙД№16

АМО-отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса:

-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.

СЛАЙД№17

-активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.

СЛАЙД№18

С помощью АМО можно развивать способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

СЛАЙД№19

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

СЛАЙД №20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Излучинский ДСКВ «Сказка» «Активные методы обучения в детском саду, их классификация» Семинар для педагогов. Подготовил: воспитатель Морозова А.С.

Слайд 2

Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Слайд 3

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует появлению у них самостоятельности, «подталкивает» к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.

Слайд 4

Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе освоения знаний.

Слайд 5

Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и самообразования личности ребенка на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей.

Слайд 6

Таким образом, активные методы обучения (АМО )- методы, стимулирующие познавательную деятельность ребенка. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о . характеризуются высоким уровнем активности детей. Л.С.Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.

Слайд 7

К активным методам обучения относятся: Проблемные ситуации Обучение через деятельность Групповая и парная работа Деловые игры Театрализация и драматизация «Мозговой штурм» Метод проектов Методы удивления, любования, уверенности, успеха Метод эвристических вопросов Игровое проектирование Моделирование Исследовательский метод и другие

Слайд 8

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность.

Слайд 9

Релаксация - цель данного метода-повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка или подвижная игра.

Слайд 10

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.

Слайд 11

Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель- организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Слайд 12

Моделирование- Наглядно-практический метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а так же абстрактного мышления . В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. (глобус, аквариум, геометрические фигуры, полоски и т.д.)

Слайд 13

Метод любования- это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П.И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, затем любоваться с детьми зимними пейзажами, восхищаться красотой русской природы.

Слайд 14

Исследовательский метод- Метод обучения, направленный на освоение обучающимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Слайд 15

У активных методов обучения есть свои отличительные особенности: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса -использование деятельностного подхода к обучению -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса -игровой и творческий характер обучения -использование знаний и опыта детей -активизация в процессе обучения всех органов чувств -рефлексия процесса обучения его участниками. -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога.

Слайд 16

АМО- отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения.

Слайд 17

Развивают партнерские отношения Повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки Обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях ребенка.

Слайд 18

С помощью АМО можно развивать способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Слайд 19

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с детьми благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности, накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Классификация методов Обучения"

Классификация методов обучения в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Активные методы обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС ДО. Понятие, классификация

У большинства дошкольников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэто...

Буклет «Классификация методов обучения»

материал для воспитателей...

Классификация методов обучения

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнен...

Классификация методов обучения

Консультация для педагогов...