Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».
методическая разработка по теме

Волощук Эвелина Эрнестовна

 

План:

1.Введение в проблему

2.Функции исследовательской деятельности детей.

3.Этапы поисково-исследовательской деятельности

4.Эвристическая беседа

5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотекой проблемных ситуаций)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_poiskovye_metody_obuch.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы детский сад № 1359

119270 г.Москва, ул.№-я Фрунзенская, д.3                                                                                                              Тел./факс: (499) 242-42-90

119146 г. Москва, ул.3-я Фрунзенская, д.10                                                                                                        Тел./факс: (499) 242-01-89

Конспект

семинара - практикума для воспитателей

по теме:

«Поисковые методы обучения в детском саду».

Подготовила и провела:

воспитатель Каширская О.В.

Москва

2012


План:

1.Введение в проблему

2.Функции исследовательской деятельности детей.

3.Этапы поисково-исследовательской деятельности

4.Эвристическая беседа

5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотекой проблемных ситуаций)

1. Методы обучения играют огромную роль не только в вооружении детей полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.

Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов - усвоению знаний. Вторая же их функция - развитие познавательных способностей - оставалась в тени. В результате сложился определенный тип воспитательно -образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога  преподнести все знания в готовом виде.

Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные  их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующее воспроизведение.

Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский.

2.Исследовательская деятельность детей на современном этапе развития образования должна занимать одно из ведущих мест в учебном процессе и являться составной частью образовательного процесса. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

– развитие творческих способностей детей и выработка у них исследовательских навыков;

– формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;

– выявление одарённых детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;

– воспитание целеустремлённости и системности в познавательной деятельности;

– самоутверждение благодаря достижению поставленной цели;

– расширение  социальных контактов.

В целом, исследовательская деятельность  - это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

2.Поисково-исследовательская деятельность предполагает ряд последовательных этапов. Условно можно выделить три основных этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный, - каждый из которых имеет свое содержание и набор действий.

Исследовательская работа начинается с определения проблемной области, обоснования проблемы и актуализации проблемной ситуации, которая аналитически осмысливается. Обсуждение проблемной области - это совместная работа, обмен мнениями, согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения возникающих спорных вопросов.

В организации исследовательского этапа педагог ставит четкие цели, помогает актуализировать имеющиеся знания по исследуемой проблематике, определяет содержание и объем необходимой для исследования информации, помогает определить порядок предпочтительности идей, использует психолого-педагогические приемы мотивирования детей и стимулирования их исследовательской инициативности.

Другие этапы поисково-исследовательской  деятельности также создают условия для актуализации и развертывания исследовательских умений, проявляющиеся в отборе и осуществлении конкретных операций и личных возможностей её решения.

Педагог в данном случае должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности детей по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

3. Эвристическая беседа.

Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.

Сущность эвристической беседы состоит в том, что педагог путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом педагог побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания,  опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть  определенный багаж знаний и опыта.

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.

Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом.

Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, <что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство>.

Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки педагога: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов учащихся и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный мастером перед учащимися, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании учащихся, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.

Приведем пример:

 Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:

 Витя. Здесь одуванчики на открытом месте, а там — под деревьями, в тени.

 Воспитатель. Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой — еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.)

 Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.

 Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.

 Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.

 Витя. А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.

 Костя. А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света — они цветут!

 Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

В процессе эвристической беседы необходимо придерживаться следующих методических правил руководства ею:

  1. не предлагать несколько вопросов сразу - это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;
  2. поощрять вопросы учащихся друг к другу и к педагогу;
  3. предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение и т. п.;
  4. обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого;
  5. добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством учащихся;
  6. не ограничиваться работой только с активными учащимися, вовлекать в беседу молчаливых. Выяснять, почему они молчат, - не знают, не слушают ответы товарищей, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение? Добиваться, чтобы активными в беседе были все учащиеся группы;
  7. не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов;
  8.  ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
  9. задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли учащихся думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
  10. обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.

До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал педагог, а учащиеся, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и учащиеся как педагогу, так и товарищам по группе.

Ценность такого методического приема обусловлена тем, что по характеру таких вопросов педагог может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов, т. е. вопросы учащихся является своеобразным средством «обратной связи». Кроме того, зачастую вопрос учащегося включает в цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом учащиеся вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса учащихся, но и средством, поддерживающим этот интерес.

Задание воспитателям (по подгруппам или самостоятельно):

- Составьте план- конспект эвристической беседы.

 Для этого вам необходимо:

  1. Определить тему беседы.
  2. Разработать программное содержание беседы.
  3. Определить методику и содержание предварительной работы к беседе.
  4. Продумать организацию беседы (вопросы, задаваемые детям).

4.Проблемные ситуации в обучении

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребенок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для самого ребенка. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом детей.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

 Проблемная  ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные   представления   детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Тема: « Грибы»                                                                                                    Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: « Погодные условия»                                                                                                        

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать? 

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».Т.А. Беклемышеваучитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразов...

презентация на тему" Активные методы обучения в детском саду"

Предназначена для воспитателей детских садов. Здесь представлены активные методы обучения согласно ФГСО....

Презентация АМО " Активные методы обучения в детском саду"

Данная презентация поможет педагогам познакомится с методами активного обучения  дошкольников....

презентация по теме: "поисково - познавательная деятельность" в детском саду в младшей группе.

особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представления о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении  играет поисково - позновательная деятельн...

Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с др...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Семинар для педагогов «Активные методы обучения в детском саду»

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но ...