«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».
статья по логопедии по теме

 

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».

Т.А. Беклемышева

учитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Карагайский район Пермский край

 

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

В включая в работу действенные методы коррекционно- развивающего процесса, создаю психо-физиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. В своей работе использую арома, музыка, игротерапия, су – джок, компьютерные технологии. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

При использовании на занятиях эфирных масел (лимона, шалфея, лаванды, чайного дерева) у детей улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Запахи управляют настроением и работоспособностью, они не только могут влиять на самочувствие ребенка в целом, но и руководят   поведением.

Музыкотерапия

Музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Музыку использую на групповых занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Во время  дыхательной гимнастики музыкальный  ритм использую как в ускоряющем,  так и замедляющем темпе.

Су – джок терапия

При использовании су – Джок терапии нормализуется мышечный тонус.  Морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Игротерапия

     Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей  логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Используя мяч в играх с детьми – логопатами,  я убедилась, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

     Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь,  ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

     Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  6. Регулируют силу и точность движения.
  7. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  8. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
  11. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
  12. Развивают внимание, память и восприятие.

Компьютерные технологии

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютерные логопедические технологии делают образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.

Таким образом, ароматерапия,  музыка, су-джок, игротерапия, компьютерные технологии являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  2.  Антошин М.К. «Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» – СПб.: Дельта,2001.
  4. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
  5. Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
  6. Пак Чжэ Ву «Паальцетерапия» Издательство: Су Джок Академия Год: 2001

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОНННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА».

Т.А. Беклемышева

учитель-логопед МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Карагайский район Пермский край

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

В включая в работу действенные методы коррекционно- развивающего процесса, создаю психо-физиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. В своей работе использую арома, музыка, игротерапия, су – джок, компьютерные технологии. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

При использовании на занятиях эфирных масел (лимона, шалфея, лаванды, чайного дерева) у детей улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Запахи управляют настроением и работоспособностью, они не только могут влиять на самочувствие ребенка в целом, но и руководят   поведением.

Музыкотерапия

Музыка вызывает приятные эмоции, повышает тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей, тонкой и артикуляционной моторики. Музыку использую на групповых занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Во время  дыхательной гимнастики музыкальный  ритм использую как в ускоряющем,  так и замедляющем темпе.

Су – джок терапия

При использовании су – Джок терапии нормализуется мышечный тонус.  Морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Игротерапия

     Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей  логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Используя мяч в играх с детьми – логопатами,  я убедилась, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

     Уникальное сочетание физических упражнений, «пропевание» звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь,  ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

     Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  6. Регулируют силу и точность движения.
  7. Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  8. Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
  11. Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
  12. Развивают внимание, память и восприятие.

Компьютерные технологии

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютерные логопедические технологии делают образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах работы.

Таким образом, ароматерапия,  музыка, су-джок, игротерапия, компьютерные технологии являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  2.  Антошин М.К. «Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Мяч и речь» – СПб.: Дельта,2001.
  4. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
  5. Кривич Е.Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006
  6. Пак Чжэ Ву «Паальцетерапия» Издательство: Су Джок Академия Год: 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

презентация на тему" Активные методы обучения в детском саду"

Предназначена для воспитателей детских садов. Здесь представлены активные методы обучения согласно ФГСО....

Презентация АМО " Активные методы обучения в детском саду"

Данная презентация поможет педагогам познакомится с методами активного обучения  дошкольников....

Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается  в том, что он  дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с др...

Семинар для педагогов «Активные методы обучения в детском саду»

Главная задача каждого педагога – не только дать детям определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к знаниям. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но ...

Игровые тематические комплексы как эффективное средство оптимизации коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...

Системно-векторный подход как средство оптимизации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Представлена презентация по системно-векторному подходу к мониторингу, который поможет найти приемы и методы в работе с детьми с ОВЗ....