Долгосрочный проект " Путешествие скрепки"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лезжова Ольга Владимировна

Долгосрочный познавательно-игровой проект  « Путешествие скрепки» в рамках , образовательного цикла « Пространственная геометрия для дошкольников»  включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога)).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект , практика47.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 «Школа с углубленным изучением английского языка № 1375»

ОГРН 1027739549507, ИНН 7725144330, КПП 772501001, 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24

тел./факс:8-499-618-98-80, 8-499-618-50-84 e-mail: 1375@edu.mos.ru; MikharevaNB@edu.mos.ru;

сайт : www.sch1375u.mskobr.ru

Долгосрочный познавательно-игровой проект

ТЕМА: « Путешествие скрепки»

(Образовательный цикл « Пространственная геометрия для дошкольников»  включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога)).

                                                                                             Автор  проекта:  

                                                                 Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Лезжова О.В.

                           

г. Москва

     2016-2017 г.

Долгосрочный познавательно-игровой проект

ТЕМА: « Путешествие скрепки»

(Образовательный цикл « Пространственная геометрия для дошкольников»  включен в направление « Развитие зрительного восприятия» коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога (тифлопедагога)   )

Участники проекта: 

В проекте задействованы: старшие дошкольники с ОВЗ СПДО 5 ; воспитатели групп; учитель-дефектолог (тифлопедагог);   по мере необходимости привлекаются : педагог-психолог и музыкальный руководитель.

Актуальность проекта: Открытие новых закономерностей и взаимосвязей в интересных опытах и наблюдениях, не противоречащих  материалам изучаемым по программе АООП ДО.

Девиз проекта: « В науку через сказку»

Цель проекта:

  1. Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.  

Задачи:

  1. Дать начальное представление о геометрии;
  2. Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.
  3. Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.
  4. Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии, способствовать формированию мотива к   школьному обучению.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь 2016 - апрель 2017 уч. год.

1 Этап. Организационный (сентябрь 2016 год)

Цель: Создание методических, организационных условий для реализации проекта.  

Задачи:

  • создать временный творческий коллектив из числа педагогов, работающих в комбинированных группах;
  • разработать план реализации проекта;
  1. Этап. Основной (октябрь  2016 год – апрель, 2017 год)

Цель:

  1. Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.
  2. Развитие регулирующей и контролирующей роли зрения.
  3.  Развитие ориентировочно-поисковой роли зрения.
  4. Развитие информационно-познавательной роли зрения.

Задачи:

1. Дать начальное представление о геометрии;

2. Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.

3. Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.

4. Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии,  способствовать формированию мотива к   школьному обучению.

 3 Этап. Заключительный (апрель - май 2017 год).

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

  • Проанализировать результаты реализации проекта;

Ожидаемые результаты:

  • У дошкольников сформирован целостный зрительный образ геометрических тел,  и закреплен на полисенсорной основе.
  •  Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций.
  •  Накопление и обогащение запаса зрительных представлений.

Способы оценки успешности проведенного проекта: диагностика и наблюдения за развитие зрительного восприятия формы в начале и конце реализации проекта.  Открытое занятие: « Страна пирамид».

План-проспект

Познавательно - игрового проекта

 « Путешествие скрепки»

Учитель-дефектолог(тифлопсихолог) Лезжова О.В.  

2016-17 уч.г.

Основные позиции сформулированы мною следующим образом:

Тема:  « Путешествие скрепки».

Актуальность:  Открытие новых закономерностей и взаимосвязей в интересных опытах и наблюдениях, не противоречащих материалам, изучаемым по программе АООП ДО.

Девиз проекта: « В науку через сказку»

Цель: Развитие зрительного восприятия, пространственного мышления и воображения дошкольника с нарушением зрения, для его способности видеть мир в целостных образах.  

Задачи:

1.Дать начальное представление о геометрии.

2.Дать представления об объемных геометрических телах, их частях.

3.Расширить понятийный аппарат, обогатив словарный запас.

4.Через сказочный сюжет повысить интерес дошкольников к математике и геометрии, способствовать формированию мотива к   школьному обучению.

Предметный раздел: Развитие зрительного восприятия.

Участники проекта: старшие дошкольники с ОВЗ СПДО 5; воспитатели групп; учитель-дефектолог (тифлопедагог);   по мере необходимости привлекаются: педагог-психолог и музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

• У дошкольников сформирован целостный зрительный образ геометрических тел,  и закреплен на полисенсорной основе.

• Развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств, зрительных функций.

• Накопление и обогащение запаса зрительных представлений.

Взаимодействие в рамках проекта с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом –психологом, музыкальным руководителем, родителями.


Содержание проекта:

Планирование мероприятий на 2016 – 2017 гг. по реализации проекта.

Этапы

Цель, задачи

Мероприятия

сроки

Ответственный

Организационный этап:

Вовлечение в реализацию проекта воспитателей и специалистов.

Разработка планов по реализации проекта, выявление точек соприкосновения педагогов.

 Проведение первичной диагностики дошкольников.

 Сентябрь

Лезжова О.В

Основной этап:

Решение основных поставленных целей и задач проекта.

Познавательно-игровые занятия:

  1. «Знакомство с героями сказочной истории и со словом « геометрия».
  2. «Ластик и скрепка на геометрической льдине».
  3. «Шар и круг. История мяча. Глобус».
  4. «Пингвиненок « Конусенок».
  5. «Пингвиненок « Цилендренок».
  6. Закрепление « Хитрые задачи».
  7. «Ластик и скрепка в городе Пирамид».
  8. «Пирамида как геометрическое тело».
  9. «Основание, грани, ребра».
  10.  «Многоугольники».
  11. « Крыса Биссектриса в гостях у Мудрой черепахи»
  12.  «Ластик и скрепка на Призмачном острове».
  13.  «Знакомство с призмой как геометрическим телом».
  14.  «Дворец короля Куба».
  15.  «Бал» ( закрепление).
  16.  «Геометрические формы и тела в природном мире. « Бабушка Мудрой черепахи».
  17.  «Прощание с героями сказочной истории».

Практико-ориентированные занятия (опыты):

1 Прыгающий цилиндр.

2. Свойства геометрических тел.

3. Развертка конуса и цилиндра.

4. Развертка шара (опыт с мячом).

5. « Дом для птицы Землемера».

6. Развертка – куб, кирпичик.

7. « Незнакомка - призма».  

Творческие занятия:

1. «Шар и батискаф».

2. « Город Пирамид».

3. « Ластик, скрепка и их друзья - как я их запомнил»

Октябрь-апрель, 2016-2017г.

Лезжова О.В.

 1 занятие в неделю- 34 в течении реализации проекта.

Заключительный этап:

Анализ результатов работы

Диагностика  развития зрительного восприятия форм у дошкольников участников проекта.

Открытый показ занятия . Тема: « Ластик и скрепка в стране Пирамид».

Презентация проекта.

Апрель-май , 2017г.

Лезжова О.В.

 


Литература:

  1. Аромшан М.С., Баранова О.В. Пространственная геометрия для малышей. Развивающие занятия. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Свечников А.А. Путешествие в историю математики.-М.: педагогика-Пресс, 1995.
  4. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. - М.: педагогика, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением английского языка №1375»

ОГРН 1027739549507, ИНН 7725144330, КПП 772501001, 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24

тел./факс:8-499-618-98-80, 8-499-618-50-84 e-mail: 1375@edu.mos.ru; MikharevaNB@edu.mos.ru;

сайт : www.sch1375u.mskobr.ru

      Бинарное занятие для детей старшего дошкольного возраста ОВЗ (5-6лет)

Тема: "Путешествие по стране Геометрии. Город Пирамид»"

 

Подготовлено и проведено:

Учитель - дефектолог Лезжова О.В.

г. Москва

2017г.

 Тема: "Путешествие по стране Геометрии. Город  ПИРАМИД"

Форма проведения: подгрупповая (6 человек)

Участники: дети  5-6 лет (дети ОВЗ - сенсорные нарушения);

Направление деятельности: Развитие зрительного восприятия.

Предварительная работа: Цикл занятий в рамках проектной деятельности

 «Геометрия для малышей»

Цели:

- Повышение познавательной активности;  

- Развитие зрительного восприятия формы предметов;

- Развитие тактильно-кинестетического  восприятия формы предметов;

- Расширение представлений о форме предметов реального мира.

 

Задачи:

Коррекционные:

- Совершенствовать умения  пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов;

- Развивать восприятия глубины и объемности пространства в ходе целенаправленной практической деятельности;

- Формировать умение использовать  формы в практической деятельности, как эталон для анализа формы реальных предметов;

- Совершенствовать умение обобщать по характерным сенсорным признакам;

- Продолжать формировать умение различать плоскостные геометрические фигуры и объемные тела;

- Развивать пространственную ориентировку, пространственный анализ и синтез;

 - Развивать произвольное внимание, зрительную и тактильную память;

- Формировать навыки самоконтроля;

- Развивать сенсомоторную координацию; 

- Развивать мелкую моторику.

Общеобразовательные:

-  Формировать представления о пирамиде как объемном геометрическом теле;

- Развивать воображение;

- Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитательные:

- Развивать групповую сплоченность, повышать самооценку;

- Воспитывать усидчивость, умение действовать по инструкции, умение планировать   действий  последовательность при выполнении заданий.

Содержание коррекционной работы:

Средства коррекции: Очки, окклюзии, профилактика зрительного утомления путем смены статических поз и зрительных горизонтов, соответствующий подбор методик и нагрузок.

Оборудование:  герои игрушки-Скрепка, Карандаш, Ластик; набор пирамидок, ширма театральная, макет - заготовка города Пирамид, палочки для конструирования; Пирамида кольцевая, тоннель для лазания, мешочки, маркеры.

Словарная работа: пирамида,  вершина, ребро основание, поверхность, 

Руководство учебно-познавательной деятельностью:

Формирование сенсорного опыта:

- Задается игровая ситуация для пополнения зрительно-тактильного  опыта и мотивации действий при конструирование.

Формирование  приемов и способов  умственной деятельности:

Формирование ориентировочно-обследовательских, познавательных действий, чувственного восприятия объекта на уровне  образного мышления.  Управление системой перцептивных действий. Формирование умения мысленно планировать ход и предвидеть результаты работы, конструктивные  и продуктивные способы работы; формирование навыков пространственной ориентировки, пространственного  синтеза и анализа.

Коррекционная направленность методов обучения и воспитания:

Поэтапное изложение материала;  постоянное проговаривание, сочетание зрительного и тактильно – двигательного восприятия;  прорабатывание на практике полученного теоретического материала;  дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, обеспечение оптимальных условий при выполнении заданий (дозированная зрительная нагрузка, хорошая освещенность рабочего места, размещение пособий, отсутствие постоянного зрительного контроля и т.д.).

Ожидаемый результат занятия:

Получение элементарных представлений о  пирамиде, как объемном геометрическом   теле; уточнение представлений о форме предметов реального мира; повышение познавательного интереса у дошкольников.

Ход занятия

1.Организационный момент. Дети рассаживаются, приветствуют гостей.

2. Обобщение пройденного материала:

Посмотрите на карту. Здесь  можно увидеть в каких городах страны Геометрия мы побывали с нашими друзьями госпожой Скрепкой, сэром Карандашом и мистером Ластиком - город шаров и сфер, кубов, дошли до ледяного  города пингвинят - конусят и цилиндрят. А теперь нам предстоит попасть в самый загадочный город этой страны. Что бы туда попасть необходимо, быть дружными, ласковыми  и иметь хорошее настроение…

3. Игра - «ПИРАМИДКАЛАСКОВЫХ ИМЕН».  Давайте поиграем в такую игру. У меня есть пирамидка, я дам вам по 1 части. И вы, надевая ее на стержень  будете называть себя ласково. Вот такая пирамидка у нас получилась.

 

Посмотрите ка вот наши старые знакомые, что это у них происходит..

4. Разыгрывается Мини сценка-

Идут мистер Ластик и госпожа Скрепка  через поле, через лес, переправились через речку и оказались в пустынном месте. Куда не посмотришь всюду песок. Это была Великая пустыня страны Геометрия. Вот вдалеке показались башни города. Но они хотели пить и очень устали, что совсем не могли идти дальше. Что делать? Смотрят, идет по пустыне верблюжонок, будто корабль по песку плывет.

- Куда вы идете? спросил Верблюжонок.

- Мы держим путь в город Пирамид,  ответили Скрепка и Ластик.

- Вы почти у цели, садитесь, я вас довезу. Я как раз везу туда новые домики. Наши друзья обрадовались неожиданной помощи…

Как называется город, в который держат путь Ластик и Скрепка?... Да правильно! Хотите и мы отравимся в город пирамид.

Пока наши друзья продолжают свой путь, давайте побольше, узнаем о пирамидах!

5. Рассказ  педагога.

- Вы слышали раньше слово «пирамида»?

- Слово пирамида давным-давно придумали древние греки. Так они называли гробницы фараонов-правителей Египта.

Посмотрите, у меня в руках, а у вас на столе, есть  предметы, которые называют пирамидами. Это объемные геометрические фигуры - их называют телами, так же как кубы конусы и шары. У пирамиды -  сверху есть вершина, как у конуса (трогаем),  основание как у куба, цилиндра, или конуса (трогаем). Какая фигура стала основанием для конуса, куба цилиндра? А пирамиды? … Называем форму оснований. У пирамиды есть вершины и у основания, так как  это многоугольники. Пирамиды  получают названия по основаниям, например: если в основании треугольник то пирамида – треугольная, если квадрат- то… если пятиугольник-то….

Посмотрите на пирамиду и конус. Чем они отличаются….

У пирамиды есть – Ребра. Вот они (находим-трогаем). Сколько ребер у треугольной пирамиды…

 Посмотрите на доску – на ней я изобразила пирамиды, конус и куб на плоскости, как на листе бумаги.

Практические задания. Давайте отметим на  рисунке одному ребра, основание, вершину.

6. Д/и « Чудесный мешочек», у вас в руках мешочки, в которых спрятаны несколько фигур. Ваша задача на ощупь определить, где пирамида.

Молодцы!

А теперь пришло время отправиться в город Пирамид.

7. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ С ПРЕВРАЩЕНИЕМ. Закрой глаза, вокруг себя повернись, по тоннелю переместись, в городе Пирамид очутись. Скрепка и Ластик приветствуют детей в городе пирамид. На макете город пирамид. Но не все домики достроены… Архитектор Сэр Карандаш, просит помочь ему достроить домики….

8. Практическое задание – конструирование пирамид.  Детям выдаются комплекты палочек разного цвета и размера, так же их разное количество.

 Предлагается подумать – домик, с каким  многоугольником в основание  им необходимо  найти,  так что бы  количество палочек совпало с количеством углов.… Когда дети нашли правильные основания, предлагается взять палочки и воткнуть их по углам основания. Затем соединить их в одну вершину, закрепить пластилином. Домики готовы..

Как бы вы назвали улицы вашего города. Например: эта может называться высокая…(на ней все пирамиды высокие), эта улица красных пирамид….

9. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Путешествие копейки"

Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованиями что-то купить, дать денег и т.п. Родители возмущаются необоснованными, на их взгляд, требованиями своих чад, а те, в свою очере...

Долгосрочный проект "Путешествие капельки Капы"

Долгосрочный проект на тему "Путешествие капельки Капы" (о воде и музыке) охватывающий все времена года....

Экологический долгосрочный проект "Путешествие в мир природы"

Долгосрочный проект (1 уч.год)  является самостоятельной разработкой воспитателя и выстроен с учётом дат Международного экологического календаря.  Нацелен на совместную работу воспитателей, ...

Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник  каждый день недели! ...

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоциональн...

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Проект "Малые зимние Олимпийские игры"призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально...