Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_s_ovz.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и составляет сущность обучения и воспитания малыша. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит с отставанием. Причем дети с замедленным умственным развитием физически тоже развиваются медленнее. Физические недостатки детей также затрудняют и замедляют развитие интеллекта. То есть физический недостаток может привести к умственному и наоборот, умственный – к физическому, если не принять специальные меры, чтобы помочь наиболее полному развитию ребенка как в физическом, так и в умственном отношении. Очень важно уделять в течение жизни ребенка с особыми потребностями не только лечению, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта).

Первые годы жизни малыша наиболее драгоценные для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том числе, являются любовь, пища, кров и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. Родители должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Детям, отстающим в развитии необходимо стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.

Области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и обучающих занятий:

1.движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и работать ,

2.пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками

3. органы чувств, особенно зрение, слух и осязание. Они помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него

4. общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения

5.общение с другими людьми: способность улыбаться, играть, вести себя должным образом и ладить с окружающими

6.основные повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание. Эти навыки помогут ребенку стать более независимым и самостоятельным.

Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями

1.Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может Ваш малыш в каждой области развития.

2.Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.

3.Решите, какому новому навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются. (пусть об этом будут знать се члены вашей семьи).

4.Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.

5.Не ожидайте слишком многого сразу.

 

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии

-Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.

-Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

-Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.

-Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.

-Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

-Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.

-Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.

-Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.

-Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.

Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с ОВЗ...

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации родителям воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как...

Статья «Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Статья посвящена проблеме обучения и воспитания ...