Статья «Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

 

Статья посвящена проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт внедрения в процесс сопровождения ребенка с ОВЗ системы нейропсихологической коррекции, как специфического вида коррекционной работы, направленной на повышение возможностей головного мозга в управлении поведением и познавательной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_priemy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 423 комбинированного вида «Золотой ключик»

СТАТЬЯ

«Использование приемов нейропсихологической коррекции в процессе обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог – психолог Данилина Анна Владимировна

Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт внедрения в процесс сопровождения ребенка с ОВЗ системы нейропсихологической коррекции, как специфического вида коррекционной работы, направленной на повышение возможностей головного мозга в управлении поведением и познавательной деятельностью.

Очень часто приходится видеть родителей, которые приводят на прием к специалисту дошкольника, записанного в ряд «трудных» или «необучаемых». И родители зачастую просто не знают, что же делать с таким ребенком и как ему помочь. Многие специалисты: логопеды, психологи, дефектологи просто отказываются от таких «особенных» детей в силу возраста, особенностей развития, патологии, наблюдаемой у ребенка, и находят еще тысячу причин, что бы не работать с ним.

При разговоре с родителями и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов.

Грубые нарушения неврологического статуса у детей встречаются не часто, к тому же такие новорожденные не остаются без внимания врачей. Гораздо чаще встречаются на первом году жизни незаметные для родителей, а иногда и специалистов, «легкие» поражения.

Самыми характерными признаками таких детей являются трудности в усвоении програмного материала, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций (страхи, тики, заикание и т.д.), эмоциональная неустойчивость, чрезмерная активность, проблемы с сосредоточением, вниманием. У значительного числа детей этой категории, выявляются нарушения функции речи, и задержка речевого развития.

У таких детей в медицинской карте могут появиться диагнозы: СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания), ММД (минимальная мозговая дисфункция), гипертензионный синдром (повышенное внутричерепное давление) и др.

И когда такой особенный ребенок приходит, например, в общеразвивающий детский сад, перед специалистами встает вопрос: Как его обучать? В свое время и перед автором встал вопрос: с чего же начать обучение трехлетнего не говорящего ребенка. Конечно, первым делом он был отправлен на обследование к врачам и психолого-медико-педагогическую комиссию, где ему был поставлен диагноз и даны рекомендации. Далее начался учебный процесс, и тут  на выручку специалисту пришла книга А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», где очень подробно и четко была прописана «методика замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.  В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития, запускает активизацию всех высших психических функций, их развитие и, следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного усвоения   ребенком учебным материалом.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

В ее работах даны подробные описания упражнений с последующим их усложнением. В каждом занятии берутся упражнения на дыхание, на развитие глазодвигательных функций, растяжки и специальные физические упражнения, влияющие на развитие определенных структур мозга.

После месяца занятий появились первые улучшения, ребенок стал сосредотачивать взгляд, подавать правильное речевое дыхание, стал более собранным, улучшилась координация движений. Параллельно с упражнениями по нейрокоррекции, были введены в занятия речевые упражнения, разработанные московским логопедом – практиком Новиковой-Иванцовой Тамарой Никифоровной. Основной содержание методики основано на онтогенетическом принципе развития речи и  формировании языковых кодов. При помощи упражнений этой методики, нам удалось сначала, получить у ребенка праобраз гуления (пропевание звука), далее преобразовать гуление в лепет (т.е. получить слог), на данный момент мы учимся переключаться с одного слога на другой (т.е. выходим на уровень слова).  В процессе работы изменилось поведение ребенка, от регидных манипуляций с предметами он перешел к простейшим формам игровых действий рядом с другими сверстниками, пытается что-то рассказывать (пусть по-своему), делится с мамой об увиденном, у него появились яркие проявления эмоций, он радуется своим успехам, пытается добиться одобрения, похвалы.

Таким образом, опыт использования приемов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших психических функций. Способствует формированию речевых функций, совершенствованию звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции. Происходит постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Является хорошей профилактикой нарушений письма и чтения. Использования приемов дает возможность родителям и специалистам правильно выстроить работу с ребенком и успешно справиться с имеющимися трудностями

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное пособие содержит методические рекомендации по  организации  интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья...

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессов и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....