Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
статья по коррекционной педагогике на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shabarshina_o._a._statya_integratsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися в специализированном доме ребёнка

О. А. Шабаршина, учитель-дефектолог

Филиал №5 государственного казённого учреждения здравоохранения Свердловской области  «Специализированный дом ребёнка»

Россия, г. Серов

Дети знакомятся с окружающим миром, воспринимают и изучают его с помощью органов чувств. Дети с нарушениями в развитии, в связи с сенсорными расстройствами, не могут сами получить весь полезный многообразный опыт так же, как здоровые дети.

В Российской Федерации, по неполным данным статистического учёта, ежегодно рождается более 100 тыс. детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных и двигательных систем. Значительная масса детей с ограниченными возможностями здоровья попадает в дома ребёнка. В данных учреждениях практически нет здоровых детей [3]. В настоящее время, в специализированном доме ребёнка города Серова, 95 % детей имеют неврологические патологии разной степени тяжести.  Из них 60% детей  имеют органическое поражение центральной нервной системы и пороки развития (микроцефалия, гидроцефалия, ДЦП, синдром Дауна, синдром Арнольда-Киари, синдром мозжечковой недостаточности, пороки сердца), у  троих детей наблюдаются расстройства аутистического спектра, у восьми человек – умственная отсталость. 90% детей родились недоношенными, причём с глубокой степенью недоношенности 17%. Дети с такого рода нарушениями обычно не воспринимают и не реагируют на окружающую среду, то есть не осваивают эту среду, не учатся. Ситуация усугубляется тем, что, в доме ребёнка  наблюдаются различные виды депривации, в том числе  сенсорная. Сенсорная депривация возникает по причине сенсорного голода и заключается в невозможности удовлетворить потребность в впечатлениях, которые связаны с ограничением зрительных, осязательных, слуховых, а так же других стимулов [2].

По мнению Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой,                           С. Ю. Мещеряковой, Л. М. Царегородцевой у детей в доме ребёнка наблюдается пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении предметными действиями, эмоциональная нечувствительность к отношению взрослого, отсутствие стремления к самостоятельности [4].

Практически у всех детей в доме ребёнка имеются нарушения восприятия или переработки сенсорной информации.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности нескольких сенсорных систем (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактильной, проприоцептивной,  вкусовой и обонятельной). Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно. Ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации  интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Ощущения – «пища» нервной системы. Каждое ощущение является видом информации. Нервная система использует информацию, генерирует определённые ответы и с их помощью управляет действиями субъекта. Таким образом, при условии нормального развития, дети способны видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Для нормального развития и работы мозг нуждается в постоянном поступлении информации.

У детей, проживающих в доме ребёнка многие проблемы обучения и поведения являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Многие дети не способны интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств и, как следствие, не получают точную картинку реального окружения. Например, ребёнку невозможно понять, что ему говорят, если в этот момент осуществляется тактильное воздействие на него. Или наоборот, ребёнок понимает, содержание обращённой речи, но не чувствует прикосновения. Создаётся впечатление, что у этих детей моторная и сенсорная сферы разобщены, то есть речь идёт о дисфункции сенсорной интеграции – нарушении процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

По мнению Л. А. Хоекман, дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами: ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен; ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает её жаждать. Итак, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: при гиперфункции - в виде сенсорных защит, при гипофункции – в виде сенсорной аутостимуляции, что в свою очередь приводит к проблемам в поведении, обучении, развитии речи, общения, координации.

Приведём примеры проявлений нарушений сенсорной интеграции у детей в доме ребёнка.  Проявления тактильной дисфункции: эмоциональное или негативное реагирование даже на лёгкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребёнку болезненным, неприятным;  часто наблюдаются слабые реакции на боль, реже сверхреакции; избегание игр, в которых можно испачкаться и наоборот, дети не обращают внимания на грязь на теле; непереносимость одежды (стремление раздеться). Проявления вестибулярной дисфункции:  дети малоподвижны, осторожны или, наоборот, в постоянном движении; испытывают дискомфорт при езде в машине (кричат, беспокойны, проявления страха); испытывают страх при положении вниз головой. Проприорецептивная дисфункция проявляется наиболее часто. Дети склонны разрушать поделки и то, что их окружает;  стучат игрушкой или другими предметами  о пол, стену; многие сосут пальцы; так же жуют или облизывают несъедобные предметы (игрушки, воротники рубашек, завязки ползунков); дети часто падают, затрудняются поддержать баланс, стоя на одной ноге. В целом нарушения сенсорной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимися в доме ребёнка вызывают снижение самооценки, фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей, чувство физической и психологической небезопасности, трудности в обучении.

Дети, воспитывающиеся в условиях дома ребёнка не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Необходимо проводить специальные коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами, то есть обеспечить детям возможность получать ощущения различных модальностей. Одним из видов помощи являются занятия, основанные на идее сенсорной интеграции. Этот метод был разработан Анной Жан-Айрес, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод реализуется в двух направлениях: создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними; совершенствование отдельных перцептивных умений и обучение комплексному использованию этих умений [1].

Все дети разные, поэтому последовательность и виды деятельности которыми специалисты будут заниматься с ребёнком, строго индивидуальны. Для более успешной работы необходима чёткая программа, основанная на определённой деятельности, необходимой ребёнку, а так же грамотно  организованное пространство.

Метод сенсорной интеграции в доме ребёнка реализуется в сенсорной комнате. Сенсорная комната позволяет использовать широкий набор современного высокотехнологичного специализированного оборудования, в условиях которого становится возможным быстрое установление контакта с ребёнком, стимулируется становление мотивации, что в значительной степени повышает эффективность любых коррекционных мероприятий и сокращает срок достижения положительного эффекта. В процессе работы с ребёнком его мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов. В условиях сенсорной комнаты возможно воздействие на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит к повышению активности восприятия и к сенсорной интеграции.

Одним из самых увлекательных элементов сенсорной комнаты в доме ребёнка являются фибероптические волокна. Особую заинтересованность к этим волокнам проявляют дети с синдромом Дауна и дети с расстройствами поведения. Дети перебирают волокна, наблюдают за изменением цвета, внимательно рассматривают «ниточки», при этом проявляя положительные эмоции. Так же в целях зрительной стимуляции используем в работе  зеркальный шар и  проектор направленного света, пузырьковую колонну, подвески «спиральки». В работе с детьми, особенно с детьми, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата, регулярно используем пуфик-кресло с гранулами, сухой бассейн, мячи. В сенсорной комнате имеется музыкальный центр с набором CD дисков с различной музыкой (музыка леса, моря, сада и т. д.), используется банк слуховых ощущений, что активизирует слуховое восприятие. Совместно с коллегами был изготовлен сухой душ из лент,  набор шариков с различными поверхностями, ароманабор. Для увеличения эффективности сенсорной комнаты применяем в работе различные дополнительные материалы (банки: зрительных ощущений, тактильных, двигательных и обонятельных ощущений; мешочки с разными наполнителями, например с фасолью). Так как упражнения с песком и с водой оказывают благоприятное воздействие на чувствительность детей, в комнате был создан центр: «Вода-песок», и оформлена коллекция игрушек по лексическим темам.

Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке, а тем более дети, воспитывающиеся в условиях депривации. Чтобы каждый ребёнок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребёнку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним всё хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным.

Таким образом, учитывая особенности жизни воспитания детей в специализированном доме ребёнка, заболевания и специфику раннего возраста, при рациональном использовании  метода сенсорной интеграции можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном и речевом развитии детей, а это способствует более успешной социализации в будущем.

Литература

1. Айрес Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2004.    253 с.

3. Реабилитация детей в домах ребёнка / под редакцией В. А. Доскина,  З. С. Макаровой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 335 с.

4. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка /                    И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. –  М., 2004. – 319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....