Главные вкладки

    Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
    опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме

    Игина Ольга Владимировна

     Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт актуален и перспективен, поскольку помогает ускорить процесс исправления дефектов речи, развивает фонематический слух, расширяет словарный запас,  формирует навыки чтения и грамотного письма, способствует активизации внимания, памяти, улучшает зрение и осанку. Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и развивает личность в целом, сохраняя при этом его здоровье, а значит использование ее в практике педагогов - дошкольников не только возможно, но и желательно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_na_gmn_-_kopiya.doc300.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1 «Малышок»

    комбинированного вида

    Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

                                                     

    Игина Ольга Владимировна

                                                             Учитель-логопед

    Камень-на-Оби

    2012г  

                                                       «Было бы чудесно, если бы всякое знание

                                                         входило в нас таким естественным путем,

                                                         не требующим больших усилий, чем те,

                                                         которые мы тратим, чтобы дышать и есть».

                                                                                                               М. Монтессори

          Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Особенно это важно сегодня, так как увеличение количества детей с отклонениями в развитии влечёт за собой проблему поиска новых перспективных форм оказания им помощи на основе принципов личностно - ориентированной педагогики.
       В связи с тем, что  наше дошкольное учреждение осуществляет работу по ранней диагностике, психолого-педагогической коррекции детей с ОВЗ          (диагнозы ЗПР, ОНР, СДВГ, РДА, нарушение слуха – дети пользуются кохлеарными имлантами и слуховыми аппаратами) и дальнейшей интеграции этих детей в среду сверстников, меня заинтересовала инновационная методика  обучения  Н.А. Зайцева. Методика прошла успешную апробацию на базе МБДОУ «Детский сад № 1 «Малышок» г. Камень–на–Оби в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

        Опыт актуален и перспективен, поскольку помогает ускорить процесс исправления дефектов речи, развивает фонематический слух, расширяет словарный запас,  формирует навыки чтения и грамотного письма, способствует активизации внимания, памяти, улучшает зрение и осанку.

        Практика показывает, что дети с ОВЗ настолько успешно обучаются речи, чтению и письму, что даже обгоняют сверстников. Дети испытывают радость познания, самоутверждения, получают положительный эмоциональный заряд.

        Методика Н.А Зайцева – это комплекс оригинальных методических приёмов, который базируется на работах классиков отечественной науки о человеке  – исследованиях И.М. Сеченова, И. П. Павлова, А.А. Ухтомского, В. М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Л. Н. Леонтьева. Приёмы работы проверены практикой, их использование позволяет  учитывать количество учащихся в группе, возраст, уровень развития, темперамент и даже настроение. Занятия проходят в высоком темпе, в движении. Дети имеют возможность свободно перемещаться, сидеть, лежать на полу, находясь в постоянной добровольной готовности вскочить и подбежать к полке, таблицам, кубикам. Дисциплина от этого не страдает, наоборот, дети меньше устают и дольше удерживают внимание на учебных задачах. Складовый принцип обучения проявляется в ритминизации деятельности. Ритмическое предъявление звуковых раздражителей со стороны обучающего, ритмические двигательные ответы детей, дозируемые по определённому правилу, моторно-эмоциональные акценты, ритмические движения кисти ребёнка (покачивания кубиков) для опознания. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы «раскачивают» мозг и способствуют своеобразному функциональному резонансу, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами развития. Поэтому методика очень эффективна при работе с детьми, имеющими ОВЗ.

    Механизмы внедрения данной методики в практику работы позволяют осуществить ряд задач

    1. Становление речи детей, развитие психических процессов и обучение чтению идут параллельно, помогая друг другу.

    2. Устраняются дефекты звукопроизношения, развивается фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, улучшается дикция.

    3. Используется складовой принцип обучения чтению.

    4. Обучение чтению соединено с пением, а это эффективный метод в познании родного языка детьми дошкольного возраста.

    5. Обучение чтению осуществляется через письмо.

    6. Используется наглядность, которая помогает детям прочно усваивать материал.

    7. Внедряются здоровьеукрепляющие и здоровьесберегающие технологии в работу с детьми.

    Основные принципы обучения:

    • Ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные повторения, складовые попевки, игры.
    • Весь материал предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т.е если это кубики – то сразу все, если таблицы – то тоже все целиком, а не по частям (в наборе она поделена  на части для удобства наклейки на стенку).
    • Методика игровая и долгого сидения не  предполагает.

    Дети, занимающиеся по данной методике, отличаются своей общительностью, легко вступают в диалог, проявляют познавательный интерес к интеллектуальной деятельности. Анализ положительных тенденций позволяет сделать вывод: авторская методика Н.А.Зайцева повышает профессиональное мастерство и инновационную культуру педагогов, приносит радость познания дошкольникам, удовлетворяет запросы родителей в развитии и обучении их детей. В настоящее время предъявляются достаточно высокие требования к образовательному уровню детей со стороны родителей. Все больше родителей изъявляют желание, чтобы их дети к моменту поступления в школу уже умели читать.                       Идея использования методики Н.А. Зайцева в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья возникла 2 года назад. Работа началась с создания условий для внедрения данной методики. Просмотрела авторские видеокурсы, изучила данную методику, подобрала и проработала статью журнала «Пралеска», приобрела таблицы, складовые карточки, кубики, разработала перспективный план занятий, подготовила дидактические игры, организовала рабочее пространство, провела ряд консультаций для воспитателей.   Во время инновационной деятельности в ДОУ сложилась определённая система работы с родителями воспитанников. На первом родительском собрании в сентябре  рекламировала методику Н.А. Зайцева, раскрыла её цели и задачи, основные принципы обучения,  играла с родителями в простейшие игры с кубиками Н.А.Зайцева, призывала родителей к сотрудничеству и в результате получила их согласие на использование методики Зайцева в работе с их детьми. Работу начала с детьми  с подгрупповых занятий. Их разделила на 2 подгруппы, в которые подобрала детей близких по уровню развития. Этот состав изменялся несколько раз, т.к. дети имеют очень сложные диагнозы. Занятия провожу три раза в неделю, но к таблице и кубикам возвращаюсь ежедневно. Следуя рекомендациям Зайцева, предъявляю детям кубики все сразу, с первых занятий складывали слова и прописывали их указкой по таблице. Они узнали, что кубики делятся на «железные», «деревянные», «золотые», увидели, что они бывают «маленькие» и «большие». Для быстрого распознавания и надёжного запоминания кубиков используются мнемонические приёмы: деление на группы по цвету, по объёмам, по звучанию и вибрации наполнителя, по весу.  Таким образом, незаметно, в игре, мы познакомились с классификацией звуков на «гласные» и «согласные», «звонкие» и «глухие», «твердые» и «мягкие» и закрепляем ее в дальнейшем  играх «Братишки и сестрички», «Поезд», «Классификация». Изъясняться по-научному ребятам очень понравилось, они легко перестроились на предложенную терминологию. Пишем любые слова по выбору детей. Неоднократно в течение дня пропеваем склады по таблице на мотив знакомых детских песен. Повышается активность детей, когда  использую игры «Чье имя?», «Магазин», «Какое слово я задумала?», «Капитан», «Смешные слова», «Волшебник», «Сардельки и сосиски», «Как тебя зовут», «В гости к Айболиту»  и др.

    Теперь скучные занятия по грамоте превратились в любимое для детей развлечение. Дети не осознают, что они занимаются, т.к. с ними играю.
    Большой популярностью у детей пользуется игра «Башня». Ребята делятся на команды. Предлагаю прочесть кубик. Из названных кубиков дети строят башни. Выигрывает та команда, чья башня  выше. С интересом дети строят «Поезд», сначала «вагончики» были кубики, затем уже слова. Они делят этот «Поезд» на «сардельки» и «сосиски» и «съедают» их, прочитав склады,   слова.

          С помощью кубиков  организовала игру «Мамины помощники». Дети «пекут торты», «варят суп», «ходят в магазин за продуктами», складывая из кубиков необходимые слова. Очень нравятся ребятам игры-путешествия «В лесу на полянке», «Во саду ли, в огороде», «Поход в зоопарк»: так растет наша копилка слов, составленных из кубиков на разную тематику.
    Одновременно с кубиками дети знакомятся с таблицей. Каждое занятие начинается с мини-концерта. Ребята поют по таблице «складушки» на мотив знакомых любимых, детских песен: «Улыбка», «В лесу родилась елочка», «В траве сидел кузнечик», при этом хлопая в ладоши, прыгая, приседая, и кружась. Больше всего детям нравится быть «солистами» и «дирижёрами».                                                                                                            
    Таблица помогает нам и в чтении слов. Указкой дети прописывают слова на заданную тему. Очень любят ребята играть в «цепочку слов». Нужно придумать и прописать по таблице слово на заданный склад, дальше придумываются слова на последний склад слов. С использованием складовых картинок организовываю игры «Что это?», «Угадай-ка», «Прочитай и напечатай», «Прочитай и сложи». Дети настолько увлекаются играми с карточками, что продолжают играть с ними после занятий самостоятельно. Складовые картинки помогают  в такой форме работы, как печатание. Первоначально печатаем слова, затем предложения. Читаем их вслух. Этот прием в работе убеждает детей в том, что они умеют читать. Ребята становятся уверенными в себе, стремятся прочесть более сложные слова.
         Во время составления слов и предложений из кубиков, прописывания их по таблице и печатания в тетрадях, дети познакомились с правилами написания предложений. Узнали, что предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.  Белый кубик помогает ребятам обозначить заглавную букву, ставить ударения в словах. Дети узнали, что с заглавной буквы так же пишутся имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.д.
    В течение всего времени занятия проходят на высоком эмоциональном уровне. Дети ведут себя раскрепощенно, сами придумывают игры.

          Ежедневно делаем разминку для язычка,  пропеваем склады по таблице. Она занимает немного времени, но очень многое дает детям. При пропевании выявляются, а затем исправляются речевые недостатки, которые часто ускользают от фиксации в потоке речи. Важно, что пропеваются все склады в соотношении по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Дети стали правильно произносить звуки при таком пропевании. Пропевая склады по таблице, обращаю внимание на артикуляцию, силу голоса, темп.
    Читая художественные произведения, учимся писать кубиками имена героев произведений, названия сказок, стихов. Дети «играют» с любимыми героями: для петушка шагаем по таблице, для зайчика отгадываем, какой кубик прозвучал, катаем их на поезде из кубиков, читаем складовые карточки.
    Стремлюсь не только научить детей читать, но и развить их речевые, интеллектуальные и коммуникативные способности, поэтому, используя яркие красочные игрушки, стараюсь заинтересовать детей, привлечь их к кубикам. Внося мягкую игрушку, прошу детей показать ей кубики, рассказать, как можно с ними играть. Вместе с игрушкой выясняем, какой кубик прозвучал, какого кубика не стало, играем в игру «Компьютер». Все дети научились писать имя по таблице и кубикам, названия предметов, пропевать склады, находить нужные кубики, читать складовые карточки. Чаще на занятиях стали использовать загадки,  скороговорки и чистоговорки. Использую эхо-чтение, это очень хороший способ для нерешительных и  стеснительных детей. Любимым занятием детей стало разгадывание кроссвордов и ребусов. Красочно оформленный, умело поднесенный кроссворд вызывает интерес. Каждый ребенок становится как бы первооткрывателем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять. На индивидуальных занятиях кубики помогают автоматизировать поставленные звуки.  Кроме того, у детей расширяется кругозор, активизируется словарный запас, формируется связная речь и грамматический строй речи,  развивается память, внимание, воображение. В результате проделанной работы из 9 детей группы 5 детей свободно читают  простые слова, написанные крупным шрифтом или кубиками. Значительно улучшились произносительные возможности  у детей, которые пользуются кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами. У всех наблюдается положительная динамика речевых способностей. Результаты не у всех  одинаковые, поэтому готовясь к продолжению работы, прежде всего, анализирую успехи каждого ребенка, определяю цели и задачи на каждый период коррекционно-развивающей работы.

       Так как имеются хорошие результаты по использованию методики Зайцева в работе с детьми, имеющими ОВЗ, решила обобщить опыт работы.
    Используя данную методику в своей практике,  убедилась, что в ней как нельзя лучше отражены все аспекты личностно-ориентированной модели обучения, воспитания и развития ребенка. Развивающий смысл данной методики состоит в том, что она выстраивает весь учебный процесс на принципах «природосообразного развития ребенка, через отношения и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга». Абстрактно-логическая неразвитость детского мозга компенсируется мощными импульсами, которые идут от наших органов чувств. Чем больше их задействовано в процессе восприятия учебного материала, тем быстрее ребенок развивается. К тому же вся система приемов и методов методики Н.А. Зайцева помогает ребенку усвоить материал быстро и легко. Знания даются ребенку в готовом виде, одновременно с названиями, а потом идет переход от знакомства к более глубокому познанию. Обучение к чтению идет по складам, а это значительно легче, чем по буквам и слогам. Здесь нет так называемого «слияния». Слоги даются в определенной последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения.
    Одновременно эта методика является здоровьесберегающей. В процессе занятий усвоение материала происходит непроизвольно, в результате полного раскрепощения позы и поведения. Дети постоянно находятся в движении: бегают, прыгают, хлопают в ладоши, поют и т.д., меняется игровая ситуация, вводятся элементы соревнования, что еще больше стимулирует познавательную активность детей. Занятия проходят на высоком эмоциональном подъеме, дети испытывают радость от явных и быстрых достижений. Стойкие положительные эмоции - прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка.

        Таким образом, методика обучения  Н.А.Зайцева отвечает жизненно важным интересам организма ребенка, его потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости. Она способствует устранению речевых недостатков, помогает обучаться чтению быстро, легко, весело и интересно.  
        Учитывая практические результаты работы, а также данные промежуточной диагностики, пришла к выводу, что данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и развивает личность в целом, сохраняя при этом его здоровье, а значит использование ее в практике педагогов - дошкольников не только возможно, но и желательно. К тому же, среди всех современных технологий и методик, рекомендуемых для ДОУ, именно методику Н.А. Зайцева можно с уверенностью назвать здоровьесберегающей.  Эта методика строится на основе природосообразных законов развития ребёнка – познание мира в игре, в движении. Ребёнок – активный деятель, которому нужно обследовать, потрогать, увидеть, услышать и т.п. И всё это при полном раскрепощении позы, поведения, столь необходимых маленькому человеку. Обучение «по Зайцеву» - интересная, подвижная, разнообразная игра, в которой энергия ребёнка неиссякаема. Именно при соблюдении этих условий у него возникают стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма.

    Традиционная форма проведения занятия, вербально- фонемный принцип овладения чтением как технология, закрепощающая ребёнка, негативно сказываются на его психомоторном развитии и здоровье. Большей частью занятия проходят за столом, что приводит к нарушению осанки, гиподинамии, быстрому утомлению детей, рассеиванию внимания.
    Использование методики Н.А. Зайцева по обучению детей чтению позволяет реализовать следующие возможности:

    • отказ от фронтальных занятий и проведение их в игровой форме, в движении раскрепощает детей, позволяет им работать без напряжения и усталости;
    • размещение таблиц выше головы взрослого позволяет сохранить осанку и зрение детей;
    • постоянное нацеливание на успех способствует сохранению психофизического здоровья ребёнка;
    • активная двигательная деятельность детей позволяет удовлетворять их биологические потребности.

    «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли и счастье в том, чтобы отдавать, делать добро».

    Дейл Карнеги


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....

    Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

    Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

    Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

    Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

    Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...

    Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...