Главные вкладки

    Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
    материал по коррекционной педагогике на тему

    Поплавская Алла Александровна

    Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osobennosti_psihologicheskoy_raboty.docx18.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности психологической работы

    с детьми, имеющими ограниченные

    возможности здоровья, в условиях Лекотеки

            Обычно родители ребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и в информационной поддержке. Многие мамы, приводящие ребёнка на диагностику, искренне удивляются тому, что с ним можно играть, что ребенок в разных ситуациях может вести себя по другому. Особенностями работы педагога- психолога в Лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психогенных нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми.

    В ходе работы педагог- психолог выполняет следующие задачи:

    • совместно с другими специалистами определяет уровень актуального развития ребёнка;

    • разрабатывает индивидуальные программы развития (маршрут) для каждого ребёнка с учётом его особенностей и характера патологии;

    • создаёт благоприятные условия для формирования личности ребёнка;

    • обучает родителей методам игрового взаимодействия с ребёнком.

    Основными направлениями в нашей работе психолога в Лекотеке являются:

    • развитие коммуникативных навыков (становлении вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации) у ребёнка, включённого в процесс сопровождения;

    • личностно-социальное развитие (формирование самосознания, навыков самообслуживания, социального взаимодействия) ребёнка;

    • развитие эмоционально-волевой сферы (формирование понимания и осознания собственных эмоций и чувств ребёнка, развитие навыков саморегуляции,  коррекция аффективных нарушений).

    Особенности психологической работы с детьми в условиях Лекотеки 

    Кроме того, психолог совместно с другими специалистами работает над развитием двигательной и познавательной сферы.

    Направленность и приоритетность той или иной задачи определяется коллегиально и отражается в индивидуальном маршруте ребёнка.

    Особенности индивидуальных занятий психолога.

    Педагог-психолог в Лекотеке проводит индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности.

             Важной особенностью индивидуального занятия психолога является поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Часто для родителей осознание особенностей их детей даётся с трудом. Кто-то уверен в ошибке специалистов, кто-то ждёт чуда, убеждённый, что через год ребёнок полностью восстановится, кто-то опускает руки и «несёт свой крест». Отсутствие специальных знаний, концентрация внимания на поиске радикального изменения ситуации, внутрисемейные проблемы часто мешают родителям настроиться на позитивный лад. Невнимание, раздражительность,  чрезмерный контроль, гипертрофированное аффективное вовлечение и гиперопека — вот нередкие спутники воспитания детей с нарушениями в развитии. Задача педагога-психолога заключается в том, чтобы найти «сильные стороны» ребёнка, показать, чем он хорош, в чём успешен.

    Но для гармоничного взаимодействия мало создать положительный образ ребёнка и показать, как можно его развивать, нужно, чтобы родитель сам получал удовольствие от игры с ребёнком, чувствовал себя успешным. Так например, можно попросить маму показать, что любит её ребёнок, как они с ним играют, предложить включиться в игру, но не в качестве контролёра, а в качестве участника.

    В работе с детьми мы используем игровой комплект «Пертра». Данное пособие предназначено для развития и коррекции детей дошкольного возраста. Комплекс «Пертра» представляет собой комод, состоящий из 7 наборов игровых средств и доски-основы — деревянного игрового поля с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять их или создавать их зеркальное изображение. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии.

    Пертра. Чемодан 1 «Пространство на плоскости».

    Цель:

    -формировать представления детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий.

    Примеры игр: « Выкладывание букв», «Балансир», «Запомни и нарисуй».

    Пертра. Чемодан  2. «Упорядочение элементов».

    Цели:

    • формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии;

    • формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;

    • развитие способности к классификации; • развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.

    Примеры игр

    «Цепочка»; «Угадайка»; «Классификация», «Четвёртый лишний»,«Узор».

    Пертра. Чемодан 3. Diskrimination «Одинаковое и разное.

    Цели:

    • формирование представлений о форме, цвете, размере;

    • развитие умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий;

    • развитие способности к классификации;

    • развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.

    Примеры игр

    «Построй пирамиду»; «Построй две пирамиды»; «Собери бусы». «Продолжи бусы».

    Пертра. Чемодан 4 Relation «Пространство и преобразования».

    Цели:

    • формирование представлений о геометрических формах;

    • формирование умения различать геометрические формы по цвету и размеру;

    • развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений;

    • формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;

    • развитие навыка скоординированных движений пальцев.

    Примеры игр

    «Лабиринт»; «Построй узор»; «Столик»; «Воротца».

    Пертра. Чемодан 5. Grafomotorik «От каракуль к каллиграфии».

    Цели:

    • развитие содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук, силы и координации движений пальцев;

    • формирования навыка владения карандашом, навыка письма;

    • развитие пространственной ориентации.

    Примеры игр

    «Построй дорогу», «Дорожки», «Пространственные узоры».

    Пертра. Чемодан 6.Handgeschicklichkeit «От хватания к схватыванию».

    Цели:

    • развитие дифференцированных хватательных движений;

    • формирование навыка дозирования усилия и модуляции

    движений, необходимых для овладения письмом;

    • развитие навыка счёта и классификации.

    Игры: «Построй фигуру», «Повтори узор», «Графический диктант».

    Пертра. Чемодан 7. «Начальные математические знания».

    Цель:

    -развивать навыки сравнения, классификации.

    - формирование понятия числа, множества, состав числа.

    -способствует формированию элементарных математических представлений.

    Примеры игр: «Состав числа», «Кубики с цифрами», «Лесенка».

    Набор психолога Пертра многофункционален, позволяет организовать как традиционные развивающие занятия, так и коррекционные занятия с детьми, имеющие различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи, а так же обеспечить социальную адаптацию и реабилитацию детей с проблемами в развитии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....

    Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

    Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

    Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

    Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

    Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...

    Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих поте...