Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Тур Лилия Владимировна

В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Тур. Л.В. педагог – психолог

МБДОУ – д/с № 9 ст. Старовеличковской

Калининского района

Краснодарского края.

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.                                                                                                                     Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.                                                                                                            Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!

Н. А.  Калиман  

- педагог образовательного центра «Прикосновение» г. Оренбург

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше. Несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации, обучения и воспитания, став взрослыми, подростки порой оказываются неподготовленными к взрослой, самостоятельной жизни. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.  

Новые требования к качеству развивающей работы с детьми, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

В соответствии с образовательным стандартом деятельность ДОУ направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

Дошкольники, постигая свою уникальность, легче воспринимают отличия других, они более открыты к многообразию в отношениях с другими, более свободны от стереотипов старших, соответственно адаптация и социализация детей с ОВЗ происходит в дошкольных образовательных учреждениях значительно легче, чем в школе.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации.  Одной из таких технологий, несомненно, является сказкотерапия.

Метод Комплексной Сказкотерапии, разработанный доктором психологии руководителем Международного Института Комплексной Сказкотерапии Т. Д Зинкевич-Евстегнеевой  предусматривает комплексное использование различных психологических техник, в том числе,  и в работе с детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья. Работа проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Сказкотерапия - метод, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром маленького человека, мощный инструмент развития.

Сквозь призму метафоры педагог воспитывает ребёнка, лечит его душу, даёт знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Через сказки ребенок учится преодолевать преграды, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказка развивает эмоциональный мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей облачено в сказочные одежды и у ребенка не возникает ощущения давления.

Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторских сказок: дидактических, психотерапевтических, психокоррекционных, медитативных.

Перечисленные варианты сказок моделируются педагогом с учетом актуальной ситуации и подаются в разной интерпретации:  рассказывание и анализ сказок комбинируются с процессом создания кукол и постановкой спектаклей, сочинение собственных историй – с рисованием или  разыгрыванием сказки в песочнице и т.д..

Сказкотерапевтическое занятие имеет свою четкую структуру.

Работа с детьми начинается с эмоционального введения детей в мир сказки («ритуал входа в сказку»). Попав в сказочную страну, детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если те чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием изображают этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

“Проживая сказку”, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Проведение сказкотерапевтической работы в формате игры -  путешествия, позволяет детям, ограниченным в возможности свободного передвижения, получить эту возможность в сказочной стране. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Неотъемлемой частью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является песочная терапия.

Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в коррекционной и развивающей работе. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для дошкольника форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.  Занятия в песочнице очень полезны для детей с ОВЗ. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат перенесению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие виды деятельности. Нельзя недооценивать роль песочной терапии в работе по оптимизации детско – родительских отношений.

 Значительный интерес представляет куклотерапия с применением кукол - марионеток, которые «оживают» в руках ребенка. Кукла изготавливается старшим дошкольником с помощью родителя. В процессе изготовления куклы очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, даже что-то пришил сам. Для того чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вращать кистями и пальцами. Все это непросто для детей с ОВЗ, ибо их мелкая моторика недостаточно развита. Однако взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка «работать» руками. Ведь от него зависит «новая жизнь». Последнее чрезвычайно важно для развития личности «особого» ребенка. В большинстве случаев он находится в положении «опекаемого», взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь. Куклы помогают ребятам разыгрывать различные ситуации из своей жизни и сказочные сюжеты. Для многих ребят марионетки являются настоящими помощниками: помогают снимать напряжение, «советуют» что-то важное. Индивидуальные развивающие занятия с ребенком проходят более продуктивно, если  они проводятся от имени его куклы.

Работа с марионеткой позволяет не только совершенствовать моторные навыки, но и развивает эмоционально-волевую сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  «Проигрывая» различные эмоциональные состояния с помощью куклы - марионетки, ребенок через куклу моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Авторское пособие «Волшебный цветок», введенное в контекст сказкотерапевтической работы, знакомит детей с альтернативными моделями поведения в трудной жизненной ситуации.

Сплочению детского коллектива способствует проведение сказкотерапевтического занятия «Зажги звезду». Детям очень хочется подражать сказочным персонажам. И вот уже они, подобно маленькой звездочке Люське  - героине сказки Н.Н. Амбросьевой «Звездная страна», ищут что-то хорошее в своём товарище. И неважно, что тот невнятно разговаривает или плохо ходит, главное, что он добрый, не дерется и может поделиться игрушкой.  И вот уже зажглась на небосклоне группы новая звезда по имени «Миша» или «Катя» согретая теплыми словами друзей.

Снятию психоэмоционального напряжения, гармонизации внутреннего состояния детей способствует арт-терапевтическая техника «Волшебные краски».  В процессе создания «волшебных красок» расширяется сенсорный опыт каждого ребенка, дети глубже познают внутренний мир друг друга, учатся прислушиваться к ближнему, активно взаимодействовать, доброжелательно общаться.

Таким образом, сказкотерапия помогает нам решить задачи взаимопонимания детей и детей с ОВЗ, развивать навыки общения, коррегируя типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы и детьми с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии.

В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...