Главные вкладки

    Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
    статья на тему

    Гаврилова Наталья Николаевна

    Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности воспитанников.

    Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

    Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

    Одной из основ практического применения компьютерных средств обучения в системе специального (коррекционного) образования является разработка и внедрение специализированных компьютерных технологий обучения детей с ОВЗ.

    Среди основных преимуществ данных технологий, позволяющих практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках единого образовательного пространства, можно выделить ассоциативно-рефлекторный способ усвоения учебной информации, возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества.

    Преимущества использования современных информационных технологий в обучении детей с ОВЗ связаны с появлением возможности качественной оптимизации и индивидуализации процесса на основе реализации личносто-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению.

    Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:

    1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

    Основой реализации принципа является применение инновационных методов обучения. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким.

    Внедрение современных информационных технологий в образование лиц с ОВЗ связано с решением задач материально-технического плана, основной целью которых является обеспечение максимального доступа ребенка с ОВЗ к учебной информации.

    В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер (компьютерная система), комплектация которого осуществляется с учетом индивидуальных возможностей (двигательных, сенсорных, перцептивных) и образовательных потребностей пользователя.

    2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием современных информационных технологий.

    Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

    3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

    Организация обучения лиц с ОВЗ на основе современных информационных технологий основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

    Важным условием информатизации системы образования является разработка различных моделей обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационной компьютерной образовательной среды. Их реализация позволит создать условия обеспечения доступа к информации различным категориям учащихся с ОВЗ, качественного управления процессом обучения, включая образование и самообразование, а также контроля знаний обучающихся.

    Рассмотрение различных аспектов информатизации системы специального (коррекционного) образования свидетельствует об актуальности данного вопроса в плане реализации условий повышения эффективности образования различных категорий учащихся, их интеграции в единое образовательное и социокультурное пространство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

    В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....

    Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

    Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

    Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

    Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

    Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...

    Использование дидактического пособия «Волшебный фетр» в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

    Дидактическое пособие «Волшебный фетр», в которое входят игрушки, развивающие книжки, разрезные картинки, дидактические игры, цифры, пальчиковый театр, выполнено  из мягко...