Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
статья
Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих потенциальных возможностей; позитивное отношение к себе и миру; умение посмотреть по проблему со стороны; чувство юмора, решительность, настойчивость, уверенность в себе; способность фантазировать и др..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_ovz.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих потенциальных возможностей; позитивное отношение к себе и миру; умение посмотреть по проблему со стороны; чувство юмора, решительность, настойчивость, уверенность в себе; способность фантазировать и др.
При разработке занятия были поставлены следующие задачи:
1) Помочь каждому ребенку в осознании своего творческого потенциала, развитии креативности;
2) Изменить мнение ребенка о собственной значимости, ценности своего Я;
3) Повысить уверенность в себе и самооценку, так как без должной уверенности в себе невозможно творить, выражать чувства полно и конструктивно;
4) Сформировать мотивацию саморазвития.
Данное развивающее занятие направлено на проявление отдельных сторон креативности: гибкости, оригинальности, беглости мышления, воображения и др., а также упражнения, направленные на развитие самосознания, получение участниками более полного представления о своей уникальности, о своих сильных и слабых сторонах, принятия их в себе, развитие адекватной самооценки и уверенности в себе. Значительную часть занятия составляют разминки, так как в силу своего здоровья дети не способны долгое время концентрироваться. Использование таких эмоциональных разрядок приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей с ОВЗ, повышению работоспособности. Двигательные переменки также помогают сплотить группу участников.
Назначение таких упражнений (разминок): развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других, умение понимать друг друга без слов, с помощью движений (невербальное общение, умение общаться, сопереживать и помогать друг другу.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья вместе со здоровыми детьми.
Количество участников: 8-10 человек.
Требования к помещению: для занятия предполагается наличие сидячих мест для участников, пространства, достаточного для подвижных игр и обсуждения в круге участников, доски для представления наглядного материала. Содержание занятия может меняться в зависимости от состава группы, потребности ее участников.
Работа в группе руководствуется определенными правилами, вырабатываемыми каждой группой отдельно.
Правила поведения во время занятия:
1) Единая форма обращения друг к другу (по имени).
2) Общение по принципу “здесь и теперь”.
3) Говорим только от своего имени и только лично кому-то.
4) Уважение к говорящему.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Начальный этап занятия.
Приветствие:
1) Чем мы с вами сегодня будем заниматься? Играми и упражнениями. Всякая я игра имеет «двойное дно» – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться.
2) Какую пользу это нам принесет?
Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания. Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать. Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!
Упражнение-разминка «Карандаши»:
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников.
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 50–60 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.
Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между детьми 30–40 см, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1) Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2) Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3) Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
4) Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5) Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед – поднять руки); использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы; держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью; выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый ребёнок будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений других участников.
Основной этап занятия.
Упражнение-разминка «Имя-движение»:
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того, как задание выполнили все дети, процедура повторяется, но имена и соответствующие им движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.
Упражнение-разминка «Скала»:
Один участник - альпинист, остальные дети выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник.
Упражнение-разминка «Слепой и поводырь»:
Упражнение в парах. Дети договариваются, кто какую играет роль. "Слепому" завязывает глаза платком. Поводырь знакомит своего подопечного с окружающим миром, передавая свое ощущение и отношение к находящемуся вокруг. Через 5-7 минут дети меняются ролями. В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее. Какие мысли и чувства возникали во время игры.
Завершающий этап занятия.
Упражнение-разминка «Аплодисменты по кругу»:
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Воспитатель начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из детей. Затем этот ребёнок выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Подведение итогов.
1) Что нового я узнал на занятии…
2) Какие эмоции я испытывал во время занятия…
3) Мне понравилось во время занятия…
4) Мне не понравилось на занятии…
5) Неожиданным для меня на занятии было…
Занятие завершено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.
Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...
«Особенности работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья»
Цель: повышение эффективности в работе воспитателя по формированию речевых навыков и умений детей с общим недоразвитием речи.Задачи воспитателя :- закрепление у детей речевых навыков на индивиду...