Главные вкладки

    Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
    статья по теме

    Гришина Анжелика Владимировна

    Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема роста числа детей со стойкими нарушениями здоровья.

           По данным НИИ (научно-исследовательского института) гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Российской Академии медицинских наук) за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения”).

          Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

          На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. Поэтому с целью обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в нашем учреждении организован психолого-медико-педагогический консилиум.

         Создание консилиума позволяет решать следующие задачи:

    1. выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
    2. профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
    3. выявление резервных возможностей развития;
    4. определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи;
    5. проектирование оптимального образовательного маршрута сопровождения, который позволяет  скорректировать развитие ребёнка, либо наиболее полно развить его способности;
    6. отслеживание динамики в психофизическом развитии детей.

           Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Типовым положением дошкольного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности, Уставом учреждения, Договором между консилиумом (ПМПк) и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

         Председателем консилиума является старший воспитатель, который руководит коррекционно-педагогической работой коллектива, обеспечивает преемственность в работе всех специалистов ДОУ, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

         В состав консилиума входят: воспитатели ДОУ с большим опытом работы, педагог-психолог, уч.-логопед, уч.-дефектолог, тифлопедагог, врачи (педиатр, невропатолог,  психиатр), медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, представляющие воспитанника на ПМПк.  

          Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

          При обследовании ребёнка на консилиуме педагоги и медицинский персонал ДОУ предоставляют следующий пакет документов:

    1. выписку из истории развития;
    2. индивидуальную карту здоровья на детей, которую заполняет педагог по физической культуре;
    3. результаты обследования детей;
    4. психологическую, логопедическую, дефектологическую и педагогическую характеристики на ребенка;

    Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.

             По результатам обследований, на основании представлений специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума, в котором  указывается какие нарушения имеют место; и разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка, в котором каждый участник консилиума даёт рекомендации педагогам и родителям по коррекции и развитию ребёнка.

    Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка представляет собой комплекс мероприятий: логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития ребенка, психологическое сопровождение, оздоровительную и лечебно-профилактическую коррекционную работу, коррекцию физического развития, коррекционно -  развивающую работу воспитателей, музыкально - коррекционную работу, коррекционно-развивающую деятельность родителей.

                 Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

    Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

    По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

    Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

    Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...

    Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

    Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...