Главные вкладки

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    методическая разработка на тему

    Савенкова Людмила Викторовна

    Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ns.docx21.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    © 2016

    Савенкова Л.В. - инструктор по физической культуре СП ГБОУ СОШ Детский сад «Светлячок» с. Алексеевка

    Аннотация: В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Статистические данные показывают, что наиболее распространенной проблемой у дошкольников является недоразвитие речи.

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мимических функций, в особенности вербальной памяти [3,с.27;6,с54; 7,с.8].

    Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно - временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

    Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; общее недоразвитие речи.

    Основная коррекционно-развивающая и оздоровительная работа педагогов нашего учреждения с детьми с ОВЗ, решается в комплексе и направлена на социальную адаптацию, всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Для оказания медико - психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ мы составляем индивидуальную программу развития ребенка, которая основывается на полученных результатах диагностики и системном подходе в коррекционной работе.

    Каждый педагог в непрерывной непосредственно образовательной и свободной деятельности учитывает особенности нарушения и решает коррекционно - развивающие задачи. У детей с общим недоразвитием речи изменен мышечный тонус, поэтому я, как инструктор по физической культуре особое внимание уделяю упражнениям на осанку и активное расслабление, и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребенком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно легких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания: короткий вдох длительный выдох. Слабое развитие мелкой моторики, пространственно - временной ориентировки и зрительно - моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта [2,с.34]. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно - коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, логоритмику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления).

    Я использую следующие коррекционно - развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии:

    Виды

    Время в режиме дня

    Значимость проведения

    1

    2

    3

    Технологии сохранения и стимулирования здоровья

    Ритмопластика

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой

    Пальчиковая гимнастика

    С младшего дошкольного возраста

    Игры -  являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение:

    - пальчиковые игры с мелкими предметами;

    - пальчиковые игры со стихами, потешками, скороговорками

    Дыхательная гимнастика

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет

    Корригирующая гимнастика

    В различных формах физкультурно - оздоровительной работы

    Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка

    Релаксация

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

    Технологии обучения здоровому образу жизни

    Непосредственно - образовательная деятельность

    2- раза в неделю в музыкально спортивном зале, 1 - раз в неделю на спортивной площадке

    Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогощения

    Оздоровительные праздники и развлечения совместно с родителями

    1 раз в квартал

    Поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду

    Проектная деятельность

    По мере планирования

    Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка

    Коррекционные технологии

    Кинезиологи-ческая гимнастика

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Активизирует межполушарное взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

    Психогимнастика

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Мимика тесно связаня с артикуляцией. Стимулируя изображать на лице ребенка различные эмоции, способствует у него развитию не только мимической, но и артикуляционной  моторики.

    Мнемотехника

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Мнемотехника обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

    Фонетическая ритмика

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов. Формирование естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной. Развитие слухового восприятия и использование его в ходе формирования и коррекции  произносительных навыков

    Элементы логоритмики

    В процессе непосредственно - образовательной деятельности

    Элементы логоритмики, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

    Для реализации коррекционно - развиающих и здоровьесберегающих технологий используемых мною в работе наш музыкально - спортивный зал оснащен всем необходимым оборудованием в соответствии с ФГОС ДО. Вместе с родителями и детьми мы изготовили много интересного нестандартного оборудования, такое оборудование вносит в каждое занятие элемент новизны.  Работе с родителями детей с ОВЗ уделяю достаточно большое внимание. Разработала систему мероприятий, к которым относятся: физкультурные досуги, праздники, беседы, а так же открытые просмотры, консультативные встречи, интерактивное общение на форуме, проектная деятельность, совместные мастер-классы. Такие формы работы позволяют детям с особыми возможностями здоровья  и их родителям полноценно адаптироваться в обществе.

     Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, непосредственно образовательная деятельность  по физическому воспитанию планируется с учетом физических индивидуальных особенностей детей, а так же при тесном контакте медецинской сестры и логопеда. Одним из звеньев неразрывной цепи коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре, которое определяет следующие формы работы:

    - перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта;

    - адаптирование логопедом речевого материала для спортивных праздников, вечеров развлечений, досугов  в зависимости от этапа коррекционной работы;

    - разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику речевых нарушений. 

    Применение в моей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.

    2. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.

    3.Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.

    4. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006. 120с.

    5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.

    6. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.

    7. Теория и организация адаптивной физической культуры. Учеб. В 2 т./Под ред. С.П.Евсеева. М., 2002.296с.

    8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

    Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

    Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

    "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

    «Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

    Создание условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, как подготовка к школе

            У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата есть ограничения в двигательной сфере, а также наблюдается отставание в развитии двигательной сферы, замедленность...

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...