Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья (старшая группа)

Гончарова Марина Васильевна

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goncharova_m.v._statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения находится на стадии становления и требует пристального внимания со стороны педагогического сообщества.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что  обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –  есть физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

Также в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 79  указывается следующее:

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

2. Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [2].

В содержательном разделе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается, что содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития [1].

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации [1].

Одним из направлений в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья является организация взаимодействия между детьми с нормальным онтогенезом  развития и нарушенным развитием.

Проблеме взаимодействия дошкольников со сверстниками посвящены многие психологические и педагогические исследования (Т.В. Антонова, Г.М. Андреева, Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.В. Менджерицкая, Р.Г. Надежина, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Л.В. Пименова,                   Т.А. Репина, А.П. Усова, Г.П. Щедровицкий, С.Г. Якобсон).

Совместная игра создает условия для возникновения «детского общества» и развития качеств личности, позволяющих детям взаимодействовать друг с другом, определены способы и уровни игрового взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевых играх              (Р.А. Иванкова, С.Н. Карпова, В.Ф. Кушина, Л.Г. Лысюк, Н.Я. Михайленко, Н.С. Пантина,              А.П. Усова, Е.И. Щербакова).

Под коммуникативно-деятельностным взаимодействием Т.Ю. Щербакова  понимает целостную систему, складывающуюся вследствие предметно-практического сотрудничества и возникающую на основе диалога [3].

Уровень коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОВЗ повысится при реализации следующих педагогических условиях:

- разработана определенная система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в аспекте развития коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОВЗ в игре, имеющая следующие направления:  формирование социальных представлений; формирование навыков взаимодействия со сверстниками (кооперативных умений и коммуникативных навыков, навыков игрового партнерства);  формирование у детей коммуникативных и коммуникативно-речевых навыков;

- разработан план взаимодействия воспитателей с родителями (законными представителями) воспитанников, с целью развития коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников.

Формирование представлений о себе (образа Я) проходило в соответствии со схемой: «я – ребенок», «я – в семье», «я – в детском саду», «я – среди друзей»; «что я умею», «чему хочу научиться», «что я должен», «что мне нравится (не нравится)». Оно осуществлялось:

-        в повседневной жизни и в ходе различного рода занятий путем привлечения внимания ребенка к своим успехам, достижениям, что обеспечивает выделение ребенком себя как субъекта деятельности;

-        в процессе специальных игр и упражнений, с использованием зеркала, фотографий, картинок, отражающих участие ребенка в разных режимных моментах, совместной со сверстниками деятельности, ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Игры проводились как самостоятельные занятия, а также в структуре других занятий (как фрагмент) в соответствии с их замыслом;

-        в процессе обучения принятию роли, отождествлению с персонажем, идентификации себя с ним, благодаря чему происходит осознание себя, своего места в системе социальных отношений.

Обучение дошкольников с ОВЗ кооперативным действиям осуществлялось:

-        в специальных играх, упражнениях на развитие чувствительности к действиям и речи сверстника, обучающих выполнению согласованных с ним одновременных, чередующихся действий. Они включались в занятия по физическому воспитанию и музыкальные, прогулки, а также в качестве динамических пауз во все занятия, предусмотренные программой;

-        на специальных занятиях по обучению совместному выполнению построек, созданию рисунков, составлению рассказов и пр., то есть таких видов работ, которые позволяют овладеть согласованием на всех его уровнях (действенном уровне, уровне смысловых программ, замыслов);

-        в процессе сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих освоение различных типов взаимодействия.

Работу по формированию у детей коммуникативных и коммуникативно-речевых навыков проводили в следующих формах:

-        на занятиях по речевому развитию, предполагающих моделирование коммуникативных ситуаций;

-        в процессе игровых упражнений на активизацию речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний и невербальных способов взаимодействия. Они объединялись в занятие или включались в структуру занятия как его отдельный этап;

-        в процессе сюжетно-ролевых игр;

-        на всех занятиях (рисовании, лепки, конструировании и т. д.) путем развития регулирующей функции речи (словесного отчета о выполненном действии, речевого сопровождения своих действий, пошагового планирования выполняемых действий, актуализации представлений по слову).

Нами разработан план взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников, с целью развития коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников. План взаимодействия включает сроки, тему, цель и форму проведения запланированного мероприятия с родителями.

 Для старшей группы предлагались следующие мероприятия: консультация «Особенности взаимодействия старших дошкольников в игре», круглый стол «Возможности игры для развития коммуникативного-деятельностного взаимодействия детей», аукцион секретов воспитания «Аукцион способов организации игры», мастер-класс «Вместе весело играть», папка-передвижка «Играем дома».

В подготовительной к школе группе был реализован ряд следующих мероприятий: консультация «Организация игр дома», родительская гостиная «Как научить ребенка взаимодействовать с другими детьми», интеллектуальный ринг для детей и родителей «Мы вместе», мастер-класс «Во что поиграем?», театрализованная деятельность совместно с детьми –  сказка на новый лад «Емеля».

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что сегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2014. 144 c.
  3. Щербакова Т.Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре: дисc. ... канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2006. – 182 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Консультация для родителей: "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада».

Консультация для родителей:        "Организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада»....

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок»

laquo;Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья согласно ФГОС ДО в филиале детский сад «Сказочный городок»...