СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья по коррекционной педагогике

Скобликова Альфия Айбековна

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их процесс социализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnaya_obrazovatelnaya_sreda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их процесс социализации.

Ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей является предметом острой общественной тревоги. И данная проблема является актуальной как для государства, так и для общества и отдельного человека. Поэтому возникает необходимость преодоления тревожной тенденции с целью обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Сегодня  большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, отнесены к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Они нуждаются в специальном образовании, которое отвечает  их особым образовательным потребностям [1].

Дошкольный возраст является периодом вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольного образования, где  необходимо создать комфортную образовательную среду, которая обеспечивает адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования [1].

Проанализировав сложившуюся ситуацию и опыт практической работы, мы выявили ряд противоречий между:

- системной сущностью образования и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и несистемным характером организации активной образовательной среды;

- потребностью в построении перспективно-оптимальных моделей образовательных структур, которые направлены на процесс социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способных к динамичному реагированию на изменения внешней образовательно среды, отвечающей требованиям к качеству образовательных услуг, и отсутствием унифицированных технологий их проектирования.

Из вышесказанного делаем вывод о том, что современная дошкольной образовательная организация нуждается в организации активной образовательной среды для детей с ОВЗ.

По мнению Е.Ю. Малеванова, активная образовательная среда  является воздействующей на сферу разума и чувств многоаспектной образовательно-обучающей системой внешних и внутренних влияний и условиями социализации личности, аккумулирующей в себе особенности протекания процесса становления личности с заданными характеристиками [4].

Многими авторами (Л.С. Выготский [2], А.Н. Леонтьев [3],                    В.И. Слободчиков [5] и др.) отмечается тот факт, что лишь  специально организованная образовательная среда, различные виды деятельности, которые организованы  с участием здоровых сверстников,  через усвоение готовых форм и способов социальной жизни может способствовать становлению личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выработать его собственные жизненные ориентации.

Мы предлагаем модель активной образовательной среды для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации, которая включает следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.

В целевом компоненте отражаются внешние факторы, влияющие на социальный заказ в системе образования и воспитания детей с ОВЗ, целевые установки образования и воспитания детей с ОВЗ. Внешние факторы выражаются социально-демографическими,  технологическими, социально-экономическими и культурологическими. Социальный заказ в системе образования и воспитания детей с ОВЗ представлен требованиями к дошкольному образовательному учреждению, потребностями социума,  потребностями личности, потребностями государства, требованиями к качествам личности выпускников.  Целевые установки: компенсировать нарушенные функции; включить детей с ОВЗ в продуктивную полноценную социальную жизнь; способствовать самореализации личности.

Содержательный компонент формируется на основе психофизических особенностей детей с ОВЗ. Исходя из установок, которые заданы образовательной политикой государства, при определении содержательного компонента дидактической системы активной образовательной среды для детей с ОВЗ, ключевым становится: формирование учебных целей, ориентируясь на достижение результатов; разработка  образовательной программы с учетом особенностей  психофизического развития детей; организация образовательного процесса в соответствии с определенными целями; оценка текущих результатов; коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Процессуальный компонент подразумевает  организацию системы социально-педагогической помощи и социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного процесса;  разработку индивидуальных маршрутов в соответствии с психофизическим состоянием детей; организацию дифференцированного обучения;  создание информационно-методического центра, обеспечивающего необходимым объемом информации об опыте работы с данной категорией детей, о педагогических инновациях, новых педагогических технологиях, научных разработках, раскрывающих основные направления работы  с детьми с ОВЗ в условиях дошкольной организации.

Основой оценочно-результативного компонента является разработка критериев оценки социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются две группы критериев успешности социализации детей: личностно-значимые изменения выражены уровнем  общей культуры; компенсацией нарушенных функций; расширением  духовных, нравственных, образовательных потребностей; психологической реабилитацией и др.; социально-значимые изменения представлены процессом социализации ребенка с ОВЗ; становлением рефлексивной образовательной среды и выходом на новый уровень обучения; переходом от субъект-объектных отношений  в образовательном процессе, которые лишают детей статуса активного участника,  к субъект-субъектным и пр.

Таким образом, в представленной модели активной образовательной среды для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сменяются приоритеты с дидактических на психологические. Создание активной образовательной среды для детей с ОВЗ является длительным и  сложным процессом, требующим методически грамотного подхода к решению поставленной задачи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисова, А.Н. Создание образовательной среды способствующей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации / А.Н. Борисова// Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 2. – С.95-99.
  2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
  3. Леонтьев, А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. –  М.: Книга по Требованию, 2012. – 130 с.
  4. Малеванов, Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Малеванов. – Тамбов, 2007. – 199 с.
  5. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М., 2000. – 230 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Cегодня  ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой...

«Нейропсихологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации»

Выступление в рамках стажировочной площадки курсов повышения квалификации по программе «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в условиях ФГОС начального и осн...

ГАРДЕНОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (статья)

Статья. Гарденотерапия как одна из инновационных форм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организацииАвтор: Радионова Людмила ВладимировнаОрган...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

Комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации

В структуре нашей дошкольной организации – МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» – 8 групп компенсирующкей направленности для детей с различной зрительной патологией, обеспе...