Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:            

  • познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными приемами и методами  работы;
  • способствовать развитию активной познавательной деятельности;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

\

        

Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:         

  • познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными приемами и методами  работы;
  • способствовать развитию активной познавательной деятельности;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Оборудование:

  • акриловые краски;
  • молоко;
  • кисти;
  • вилки;
  • зубочистки;
  • акварельная бумага;
  • одноразовые тарелки;
  • лед;
  • контейнер;
  • мелкие игрушки;
  • салфетки сухие и влажные;
  • контейнер с тепловой водой.

Перед нами, педагогами, стоит задача всестороннего развития детей.

Однако в дошкольных учреждениях стремительно растет  количество детей с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Отдельную категорию детей составляют дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Одна из приоритетных задач системы образования, которая закреплена во многих нормативных документах – это создание комфортных условий для пребывания ребенка в дошкольном учреждении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Исполнение этой задачи – одно из главных направлений моей коррекционно-развивающей работы.

Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям  является наиболее актуальной проблемой.

Сегодня я хочу вас познакомить с практикой использования методов и форм  работы, направленных на коррекцию и развитие детей с ОВЗ, имеющими

  • задержку психического развития (ЗПР);
  • речевые дисфункции (разные степени);
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере;

В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От педагога зависит,  будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

К таким формам и методам относятся: аква-терапия, криотерапия, кинезиология и арт-терапия.

Акватерапия – это один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой.

Данный метод я применяю в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения.

Игры с водой способствуют снятию  психоэмоционального и физического напряжения. Использование акватерапии  является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей.

В работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, я использую криотерапию. Это одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики.

Методика заключается  в использовании игр со льдом.  Минимальное влияние холода (5-8 сек) на нервные окончания обладают целительными свойствами. За счет холода идет сокращение мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Улучшается процесс овладения графическими навыками, а также и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи.

Этот метод позволяет мне как психологу проводить ряд коррекционно-развивающих занятий, не используя никакого особого оборудования, что является немаловажным в условиях дошкольного учреждения.

При использовании криотерапии необходимо также помнить и об ограничения к ее использованию.

Она  противопоказана детям с наличием эпилептического синдрома, миопатией, непереносимостью холода. Данную методику нужно с осторожностью использовать с часто болеющими детьми и детьми с тяжелым синдромом гиперактивности.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики я провожу  беседу  с родителями ребенка, рассказываю им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Предлагаю Вам познакомиться с методикой  на практике. Криотерапия проводится в три этапа.

1 этап. Криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. 

У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст. Например«Льдинку сильно я сжимаю, затем ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап. Растяжка. После трехразового криоконтраста  проводятся растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно  

растирание ладоней

Каждый пальчик покручу

захватывают каждый пальчик у основания

Поздороваюсь с ним сильно   

выкручивающими движениями доходят до ногтевой фаланги

И вытягивать начну                                   

Затем руки я помою              

Выполняют движения в соответствии с текстом

Пальчик в пальчик я вложу           

пальцы сложить в «замок

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,                  

расцепить пальцы и перебирать ими

Пусть бегут, как зайчики

3 этап.  Развитие тактильной чувствительности  массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур.

(Участникам раздаются шишки)

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд.

Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лёд высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течение 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки.  Криоконтраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету», «Разложи по образцу»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.

Игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Для детей с ЗПР характерны такие черты, как неусидчивость, негативизм, невнимательность, частая смена настроения, упрямство, агрессивность. Для того чтобы помочь детям справиться с нестабильным эмоциональным состоянием и трудностями в обучении я применяю кинезиологические упражнения, которые помогают корректировать поведение и улучшают показатели головного мозга. Это комплексы упражнений, стимулирующие активность головного мозга через определенные двигательные упражнения,  что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного.

Для успешного обучения и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова.

Педагогам предлагается разложить карточки на 3 группы по общему признаку.

Существует два варианта выполнения данного теста.

- Если Вы разложили карточки по 1 варианту (1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя»), то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

- Если Вы разложили карточки по 2 варианту (1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть»), то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Задачи кинезиологических методик  заключаются в

  • развитии межполушарных связей;
  • развитии мелкой моторики;
  • развитии памяти, внимания;
  • развитии речи, мышления

Кинезиологические  упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Они повышают умственную работоспособность и оптимизируют психоэмоциональное состояние.

Предлагаю выполнить некоторые из них:

Упражнение «Ухо – нос»

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью наоборот.

Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Упражнение выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение  «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на

плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

Упражнение «Звёздочки»

Руки вытянуты перед собой. Одна ладонь сжата в кулак, вторая - пальцы расставлены в стороны. Ритмичная смена позиций (звездочки зажглись и погасли)

Упражнение «Перекрёстное марширование»

Любим мы маршировать,

Шагают, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге.

Руки, ноги поднимать.

Таким образом, необходимо сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса я  широко использую элементы арт-терапии  (лечение и коррекция искусством).

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

  •  формированию представлений о себе;
  •  изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  •  формированию позитивного самовосприятия;
  •  эмоциональному сближению;
  • снятию психоэмоционального напряжения.

        Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.

Детям очень нравится техника «Волшебные краски».

Использование данной техники направлено:

  • на гармонизацию эмоциональной сферы;
  • на развитие творческих и коммуникативных  способностей;
  • на умение работать в коллективе.

Творя, человек испытывает прилив сил, актуализируются его ресурсы, мир становится прекрасней.

Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, страхов; когда у ребёнка низкая самооценка, проблемы с поведением, хронический стресс и психосоматические заболевания.

Сегодня я хочу вас познакомить с техникой рисования на воде «Эбру»

Это искусство рисования на воде. Вода с древних времен привлекала интерес человека и манила его своими необыкновенными качествами.

Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью или плотная шероховатая, простая бумага не годится, т. к. она быстро впитывает жидкость).

Суть этой техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде,  создавая тонкую пленку.

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу вашему вниманию представить мастер-класс с использованием элементов сказкотерапии и арт-терапии в технике «Эбру».

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство, в сказку.

Присаживайтесь удобнее, и я расскажу Вам одну необычную, сказочную, но в тоже время грустную историю.

На одной сказочной поляне жила-была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.

        Подползёт Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание. И вот она уже порхает разноцветной бабочкой над цветками и собирает сладкий нектар.

Но однажды случилось несчастье. Узнала про эти чудо-цветы злая колдунья. И решила, во чтобы-то ни стало, заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы. Но Фея цветов отказалась помогать злой колдунье. Колдунья страшно разгневалась.

«Ах, так! Если ты отказываешься исполнять мои желания, тогда твои цветы больше не смогут помочь никому!» - закричала она и произнесла своё страшное заклинание.

В тот же миг все цветы на волшебной поляне исчезли.

Вот такая необычная грустная история произошла в волшебной стране.

Но мы вместе с Вами можем помочь цветам вновь стать видимыми. С помощью волшебных красок мы сможем оживить чудесные цветы. Но для этого нам с Вами надо отправиться в сказку.

Ритуал входа в сказку

А проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса. Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься, куда захочешь! И для начала мы должны её зажечь с помощью волшебного заклинания: «Раз, два, три – волшебная свечка гори!» Давайте все вместе повторим волшебное заклинание: «Раз, два, три – волшебная свечка гори!»

Звучит музыка-превращение.

Ну вот,  мы и в сказке. Тихим голосом поблагодарите волшебную свечу.

Мы с Вами здесь, чтобы исправить грустную историю и вернуть цветам волшебную силу.

Сейчас мы проживём следующий этап – это решение проблемы. И наша с Вами задача – расколдовать волшебные цветы.

Посмотрите, злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжёлыми камнями. Нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.

Психогимнастика «Тяжёлый камень»

Молодцы! Мы освободили путь лишь благодаря тому, что работали с Вами дружно.

А теперь самое главное – рисование красками.

Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадёт в горшочки, они оживут.

Рисование волшебными красками методом вливания

Посмотрите, как пробуждается жизнь на сказочной поляне. Мы настоящие добрые волшебники.

Развивающий элемент самосознания

Давайте закроем глаза и послушаем, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохните полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов.

Окунёмся в своё детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасёт мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

Протянет руки, и загадаем своё самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал выхода из сказки

Как не жаль, а время неутомимо бежит вперёд и нам пора возвращаться обратно.  Давайте возьмём с собой всё, что Вам больше всего понравилось.

Для того чтобы вернуться, мы должны погасить волшебную свечку с помощью волшебного заклинания: «Раз, два, три – свеча не гори!» Давайте вместе повторим волшебное заклинание: «Раз, два, три – свеча не гори!»

Вот мы с Вами и вернулись. 

Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытали в процессе путешествия. Что Вам понравилось? Чему Вы научились? Что хотели бы добавить?

        Уважаемые коллеги, мне было очень приятно с Вами работать!

Я надеюсь, что мастер-класс помог Вам приобрести опыт использования элементов сказкотерапии  и у Вас появились новые творческие идеи, которые вы обязательно воплотите в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции,   развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....

Значение метода словесных поощрений при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Метод поощрения служит основным методом в процессе обучения новым навыкам ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поощряя ребенка, мы даем ему  понять, что он делает правильно, и в ...

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация: В данной статье представлен опыт использования приемов методики М.Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, методика М.Монтессори, зона практической жизни, математическ...

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...