Главные вкладки

    Проект адаптированной основной образовательной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
    рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

    Представлен краткий алгоритм создания АООП для дошкольников с ЗПР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aoop_dlya_detey_s_zpr.docx23.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Целью адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР является: проектирование модели образовательной и коррекционноразвивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей ЗПР дошкольного возраста в группах компенсирующей и комбинированной направленности, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

    Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами:  

    «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2012 г.;

    Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. – 2010 г.;

    Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/ Под общ. ред. С.Г.  Шевченко. – 2003 г.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В.Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М., 2010.

    Отметим, что контингент детей неоднороден. Вспомним для начала, что же скрывается под термином «задержка психического развития». Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью ЦНС. 

    В соответствии с классификацией К.С. Лебединской (1980), различают четыре основных варианта ЗПР.

    Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости.

    Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.

    Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции.

    Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. По своей сути эта форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние.

    Алгоритм разработки содержания программы коррекционной работы с детьми с ЗПР и ее структурные компоненты: диагностический модуль, коррекционно-развивающий модуль, социально-педагогический и  консультативно-просветительский модуль.

    Планируемые результаты.

    В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей, но НЕ подлежат непосредственной оценке.

    В плане преодоления недостатков в развитии возможны следующие достижения.

    Овладение внеситуативно-познавательной формой общения и достижение готовности к внеситуативно-личностному общению.

    Повышение уровня развития познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности.

    Овладение достаточным уровнем сюжетно-ролевой игры во всех ее компонентах.

    Оптимизация межличностных отношений со сверстниками.

    Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

    Улучшение показателей развития внимания, произвольной регуляции поведения и деятельности.

    Улучшение показателей развития слухоречевой и зрительной памяти, объема и прочности запоминания словесной и наглядной информации;

    Достижение способности к осуществлению логических операций не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления); к выделению и оперированию существенными признаками, к построению простейших умозаключений и обобщений.

    Овладение приемами замещения и наглядного моделирования.

    Способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности;

    Хорошее владение устной речью, может участвовать в диалоге, расширяется его словарный запас, в речи почти отсутствую аграмматизмы; строит простые распространенные предложения разных моделей; монологиченские высказывания приобретают большую цельность и связность;

    У ребенка достаточно развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими, у него достаточно развита моторная память, способность к пространственной организации движений, развита слухо-зрительно-моторная координация и чувство ритма.

    Оптимизация состояния эмоциональной сферы, снижение выраженности дезадаптивных форм поведения.

    Общий объем нагрузки образовательной деятельности определены нормами СанПиН. Для среднего возраста-4 часа, старшего дошкольного возраста- 6 часов 15 минут, для подготовительной к школе групп- 8 часов 30 минут.

    В целях индивидуализации педагогического процесса, создания необходимых условий для психокоррекции и обеспечения эмоционального комфорта воспитанников с ЗПР число их в группе должно составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 - 6 детей раннего возраста и 10 человек дошкольного возраста.

    Условия, обеспечивающие развитие ребенка с ЗПР.

    Дети с ЗПР могут получать коррекционно-педагогическую помощь как в группах комбинированной и компенсирующей направленности, так и в инклюзивной образовательной среде.

    Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач ПрАООП при проектировании РППС соблюдается ряд базовых требований.

    Для содержательного насыщения среды должны быть:

    средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

    РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

    в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

    обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

    РППС проектируются на основе ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка, это: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные зоны, предметно-игровая среда, детская библиотека и игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда для различных видов деятельности и др.

    Для реализации АООП необходимы: отдельные кабинеты для занятий с учителем- дефектологом, учителем-логопедом, педагогом психологом, сенсорная комната.

    Оборудование кабинетов осуществляется на основе паспорта кабинета.

    Кадровое обеспечение.

    Для реализации Программы образовательная организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

    Непосредственную реализацию коррекционно-образовательной программы осуществляют следующие педагоги под общим руководством методиста:

    учитель-дефектолог (ведущий специалист),

    учитель-логопед,

    педагог-психолог,

    воспитатель,

    инструктор по ФИЗО,

    музыкальный руководитель.

    Т.о., мы рассмотрели примерный алгоритм адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ЗПР, в течение года мы будем заниматься ее усовершенствованием, будем включать те моменты, которые при апробации подходят для детей с таким диагнозом.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

    Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

    Проект адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР в ДОО общеразвивающего вида

    Проект адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР в ДОО общеразвивающего вида...

    Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в структуре особых образовательных потребностей

    Познавательная активность ребёнка является необходимым механизмом для восприятия действительности, для формирования представлений об окружающем мире, о себе. Без высокой познавательной активности ребё...

    Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

    Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...